Программное содержание:
- расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
- развитие мышления детей на материале описательных загадок
- автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
- закрепление умения детей делить слова на слоги
- развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
- развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
- развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
- развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
- воспитание умения взаимодействовать друг с другом
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам
Оборудование и материалы:
- предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
- модели птиц на каждого ребенка
- картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
- магнитная доска
- опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
- дидактическая игра "Назови по части целое"
- дидактическая игра "Составь слово"
- губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
- простые карандаши на каждого ребенка.
Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.
Кинезиологическая гимнастика
Логопед:
- Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
- Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
- Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.
(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)
Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".
(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)
Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.
- Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"
Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)
Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …(Синичка)Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
- Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
- Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
- Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
- Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
- Для чего птице клюв?
- Для чего птице крылья?
- Для чего птице лапки (перышки, хвост)?
Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание). Вы штриховали?
Дети: Мы штриховали.
Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
- Физминутка.
- Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
|
|
- Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
|
|
- Развитие навыков чтения.
Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)
- Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
- Для кого этот корм? (Для птиц)
- Чей это корм? (Птичий корм)
- Чья это пища? (Птичья пища)
- Развитие связной речи.
Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.
Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:
- Название птицы
<Рисунок 1>
- Какая это птица? Зимующая или перелетная?
<Рисунок 2>
- Эта птица крупная или мелкая?
<Рисунок 3>
- Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.
<Рисунок 4>
- Чем питается зимой?
<Рисунок 5>
- Где ночует?
<Рисунок 6>
- Какую пользу приносит эта птица?
<Рисунок 7>
Дети составляют описательные рассказы
- Закрепление материала
Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу).
<Рисунок 8>
<Рисунок 9>
<Рисунок 10>
<Рисунок 11
<Рисунок 12>
<Рисунок 13>
Логопед: А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.
Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
- птица – птичка, пичужка
- синица – синичка
- воробей – воробышек – воробьишко
- снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
- голубь – голубка, голубок
- галка – галочка
Логопед: Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.
- Итог занятия.
Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.