Костюмированный открытый урок по математике в 4-м классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели:

  • Совершенствование навыков устных и письменных вычислений.
  • Формирование навыков сложения и вычитания многозначных чисел.
  • Формирование умений решать уравнения;
  • Развитие навыков перевода именованных чисел.

Действующие лица: Учитель, гном, разбойник.

Оборудование и реквизиты:

  • бутылка с запиской;
  • кораблики по числу учащихся (вырезаны из бумаги, на обороте каждого – пример), сделанные самими учащимися на уроках трудового обучения.
  • изображение Земли, покоящейся на трёх китах;
  • деревья по числу учащихся (вырезаны из бумаги, на обороте каждого – пример), сделанные самими учащимися на уроках трудового обучения.
  • карта пещер;
  • тексты задач, примеры;
  • геометрический материал;
  • фонограмма песни “Атаманши” из мультфильма “Бременские музыканты…”, музыка Э.Грига “Утро в горах”, классическая музыка “Тропический рай” (шум моря)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель:

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!

Итак, друзья, у нас с вами урок математики. Но не всё в ней бывает просто и понятно. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок.

  1. Сообщение темы и целей урока.

На предыдущих уроках мы с вами научились записывать и читать многозначные числа, учились складывать их, выполняя письменные вычисления столбиком, находили значения выражения по действиям, учились увеличивать и уменьшать числа в 10, 100, 1000 раз, находили периметр прямоугольника и квадрата.

Сегодня на уроке мы повторим и закрепим ранее изученный материал. А я проверю, как вы его усвоили. Своего рода, контрольная работа для вас.

Будем решать задачи, складывать и вычитать многозначные числа, переводить именованные числа в нужные единицы длины, ну, и многое другое ждёт нас сегодня на нашем необычном уроке. Я приглашаю вас совершить путешествие на чудесный остров “Пещер”.

Учитель ходит по классу и …. спотыкается о бутылку. (Откуда? Почему? Как??? Как она сюда попала? Ребята, открыть? Там, наверное, важное сообщение для нас?).

Далее учитель вместе с ребятами принимает решение – открыть бутылку. В бутылке находится записка. – Смотрите, записка! Давайте, прочитаем её.

Записка: “Дорогие дети! Пираты схватили меня и увезли на необитаемый остров, так как я не хотел открыть им тайну геометрического ожерелья. Спасите меня, пожалуйста. Если вы знаете правила математики, умеете решать задачи и примеры, если вы не боитесь трудностей, смелы, дружны и находчивы, то можете смело отправляться в путь. Очень рассчитываю на вашу помощь. Гном”. [4]

- Ну, что же? Отправляемся в путешествие на кораблях, которые вы сами построили на уроках трудового обучения. Вам надо решить примеры на сложение и вычитание многозначных чисел. Как их будем решать? (Столбиком). Решив последний пример, вы мне назовёте номер вашего корабля, а я проверю правильность нахождения вашей пристани.

  1. Работа в тетрадях.

Классу выдаются “кораблики” для плавания. Учитель включает музыку и шум моря, чаек, и говорит:

Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Очень классных малышей.

Ученики решают примеры под классическую музыку моря. [1]

Учитель: Как капитаны дальнего плавания, открыли свои бортовые журналы. Записали число. Под числом записали цель нашего плавания: “Вперёд, на спасение Гнома, на борьбу с многозначными числами, с задачами и геометрическими фигурами”.

  1. Повторение и закрепление изученного материала.
  1. Решение примеров на сложение и вычитание многозначных чисел.

Представьте себе, что морской ветер гладит вам щёки, волосы, яркое солнышко улыбается и посылает свои жаркие лучи. Галдят летящие за кораблями чайки, помогая решить примеры, указывая путь к острову. Морская прохлада поможет нам восстановить силы.

- А теперь, узнаем ваши номера ваших пристаней, с которых мы начали своё путешествие. Ошибаться нельзя. Если, хотя бы один ошибётся, то будем разбирать вместе.

- Итак, наше путешествие продолжается. И прямо по курсу нас уже ждут три кита. Долгое время люди считали, что земля плоская, как блин, и держится на трёх китах (в некоторых странах – слонах). Заметить движение Земли, находясь на её поверхности, человеку невозможно: слишком мал человек по сравнению с земным шаром. С развитием науки представления людей о Земле менялись. Теперь, из уроков природоведения мы знаем, что земля имеет форму шара и вращается вокруг Солнца. И ни китов, и ни слонов.

Чтец:

Эй, Земля, моя планета,
Где твой край?
- А вовсе нету.
Вкруг своей оси вращаюсь,
Солнцем я обогреваюсь,
Вокруг Солнца я кружу,
Знать не на китах лежу! [2]

Учитель снимает по одному киту и читает задания, записанные на них.

  1. Решение задач на сравнение. [3]
  • Итак, читаю первое задание.

Задание 1. Средний радиус Земли 6371 км. Длина экватора 40076 км. На сколько километров экватор Земли длиннее радиуса?

Это задача. Оформим её как задачу. Т. е. нужно записать краткую запись условия, провести необходимые вычисления и записать ответ. (Один ученик будет работать на переносной доске, чтобы мы могли сразу проверить свои результаты.

Условие, решение и ответ задачи ученики записывают в тетради.

Радиус Земли – 6371 км
Длина Экватора Земли – 40076 км
на сколько > ?

Учитель: Поднимите руки? Кто решил? Какой у тебя ответ? А у тебя? Поднимите руки, у кого такой же ответ? Теперь, поставим доску и проверим решение. Исправьте, у кого не так.

  1. Взаимопроверка. (Поменяйтесь тетрадями и проверьте, нет ли ошибок в решении у соседа по парте). Плывём дальше.

(Учитель снимает второго кита).

  • Читаю второе задание.

Задание 2. Масса голубого кита 150 т, а масса индийского слона 5 т. Во сколько раз слон легче кита?

Это снова задача. Оформляем её, как задачу, записываем краткую запись условия, проводим необходимые вычисления и записываем ответ. Один ученик будет работать на переносной доске, чтобы мы снова могли проверить свои результаты.

Условие, решение и ответ задачи ученики записывают в тетради.

Масса кита – 150 т
Масса слона – 5 т
во сколько раз слон легче кита?
  1. Самопроверка.

- Что у вас получилось? Сверьте решение. Почему вы разделили? У кого так решена задача? Молодцы!

Плывём дальше. Прямо по курсу преграждает дорогу третий кит. (Учитель снимает третьего кита).

  • Читаю третье задание.
  1. Задания на увеличение, уменьшение числа в 10 раз

Задание 3. Пропустите 3 клетки, и запишите только ответы. Числа, записанные на доске писать не надо. Только ответы.

Один ученик будет работать на переносной доске, чтобы мы могли сразу проверить свои результаты.

Поставьте цифру 1 и слушайте первое задание. Повторим правило: “Что значит увеличить число в 10 раз и как это сделать? Ответы к нему запишите на первой строке….. Теперь поставьте цифру 2 и слушайте второе задание. Повторим правило: “Что значит уменьшить число в 10 раз и как это сделать? Ответы к нему запишите на этой строке.

Увеличить в 10 раз следующие числа: 4, 35, 30, 769, 900, 309, 105, 45000;
Уменьшить в 10 раз следующие числа: 10000, 54900, 900, 800, 650800, 500, 1400, 660060.

Ответ ученики записывают в тетради. Числа записаны на доске.

  1. Самоконтроль

- Теперь проверим. (Выставляется переносная доска, ученики сверяют ответы, если есть ошибки, то ученики объясняют решение). После проверки правильности выполнения заданий ученики получают разрешение на дальнейшее путешествие.

  1. Выполнение заданий на порядок действия.

- Молодцы, ребята! Поторопимся друзья! Итак, мы причалили к острову и высадились на нём, но путь преградил густой лес. Расчистим этот лес, друзья! О, да деревья не простые. На них задания: выполнить решение по действиям. Ну, что ж, поторопимся. Решаем самостоятельно на оценку в наш общий бортовой журнал.

Учитель: Молодцы! Лес успешно пройден. Но перед нами горы, а в горах разбойники.

Звучит фонограмма “Песенки Атаманши” из мультфильма “Бременские музыканты” (Говорят, мы бяки-буки…”). Появляется Разбойник.

  1. Работа с именованными числами. (Нахождение высоты. Преобразование метров, в км и м).

Разбойник: Ага, вы думали, что я ваш одноклассник. А вовсе нет. Я разбойник из леса. Чтобы пройти дальше, выполните мои задания.

(Разбойник снимает ёлочки с заданиями и раздаёт ученикам. Сам ходит и посмеивается над ними).

  1. Самостоятельная работа (Задание на карточке).

Учитель: Ребята, чтобы идти дальше, мы должны преодолеть горы и пики. Вам надо выразить в км и м высоту гор и пиков, встречающихся на пути.

Выразить в км и метрах высоту:

  • горы Эльбрус (5642 м);
  • пика Победы (7439 м);
  • пика Коммунизма (7495 м);
  • горы Ямантау (1640 м);
  • горы Эверест (8848 м).
  1. Вручение карты “Пещер”.

После проверки правильности выполнения задания Разбойник вручает детям карту пещер.

  1. Работа с геометрическими фигурами.

Разбойник: Ну, что ж, молодцы! Теперь, я вручаю вам свою карту. Но карта моя не простая. Если вы, сможете сосчитать количество изображённых на конверте треугольников, то сможете найти Гнома.

Учитель: Ребята, давайте докажем разбойнику, что мы умеем определять треугольники в заданной фигуре и сосчитаем их. (Дети выходят к доске и указкой показывают и называют все треугольники побуквенно).

  1. Нумерация “Пещер”

- Итак, сколько всего треугольников вы нашли на конверте? (Хором. 9)
- Ребята, а теперь, пронумеруем пещеры, и в последней нас будут ждать Гном с “кладом”.

Учитель вместе с детьми хором считают и одновременно нумеруют пещеры.

Учитель: Ну, разбойник? Как тебя зовут? (….). Давай-ка присаживайся с нами, и покажи, чему и ты научился. Тогда, может, простим тебя, что ты мешал нам работать, и будем с тобой дружить.

Появление гнома. под музыку Э. Грига “Утро в горах”. Появляется Гномик.

  1. Нахождение периметра квадрата и прямоугольника.

Гном: - Дорогие ребята! На этом ваши испытания не закончились. Вам ещё необходимо показать, свои познания в последнем задании. Каждый из вас сейчас получит геометрическую фигуру. На каждой фигуре стоит номер, чтобы я мог потом проверить. Вам нужно использовать линейку, узнать периметр своей фигуры. И назвать его мне вместе с номером, а я проверю ваши ответы.

  1. Итог урока.
  • Чем сегодня на уроке мы занимались? Что повторяли? (Решали примеры, интересные задачи, работали с именованными числами, с геометрическими фигурами, находили периметр прямоугольника и квадрата).
  • Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились.
  • Читаем хором надпись на доске, которое записано на геометрическом “ожерелье”, которое нам на память оставил Гномик.

Ученики находят периметр, а гномик в это время вывешивает “ожерелье” из геометрических фигур.

  1. Вывешивание ожерелья из геометрических фигур.

СПА БО У

СИ ЗА РОК!

Приложение

Используемая литература.

  1. Учебник “Математика”, автор М. И. Моро, М. А. Бантова, часть 1-2, издательство “Просвещение”, 2003-2004 гг.
  2. Методическое пособие Поурочные планы уроков математики по учебнику
  3. “Математика” (Программа 1-4), изд-во “Учитель-АСТ” 2006 г., Волгоград
  4. 2500 задач по математике, (авторы-составители: О. В. Узорова, Е. А. Нефёдов), Москва, издательство АСТ, 2001 г.
  5. Журнал “Педагогическое творчество” 4/2004 г.