Педагогические условия формирования самосознания будущего учителя

Разделы: Общепедагогические технологии


Как организовать процесс профессионального обучения, чтобы способствовать переходу с преимущественно репродуктивного на частично-поисковый и творческий характер обучения студентов?

Педагогика относится к циклу гуманитарных дисциплин, ответственных за формирование ценностной сферы личности будущего педагога. Поэтому данная учебная дисциплина, имеющая содержания дидактических единиц в основном абстрагированный теоретический материал, представляющий достаточно высокий уровень трудности порой сложно приблизить к конкретной педагогической ситуации. Практиконаправленный процесс подготовки специалиста среднего звена требует овладения им профессиональных умений способствующих созданию условий для развития личности обучающегося наряду с овладением общей профессиональной грамотностью.

Поэтому одной из первостепенных задач я вижу в формировании самосознания будущего учителя (презентация, слайд №1 - понятие педагогического сознания). Поэтому в практике преподавания используется педагогические задачи, как один из видов работы студентов, готовящий их к восприятию сложных коллизий будущей деятельности и полагающей во время педагогической практики видеть многообразие и взаимную обусловленность всех сторон обучения и воспитания. Анализ предлагаемых педагогических фактов помогает связывать теоретический курс педагогики с практическими вопросами деятельности учителя и учащихся, и формируют позитивное ценностное отношение к учебной дисциплине. Использование педагогических задач позволяет формировать профессиональные знания на уровне знаний-убеждений, знаний-применения и знаний-творчества. Чтобы учащиеся оказались на этих степенях усвоения пед. знаний необходимо пробудить систему работы по возбуждению учащихся учебными действиями позволяющими решить образовательные, воспитательные и развивающие задачи всем участникам образовательного процесса.

Организуя учебный процесс я использую методику формирования профессиональных навыков Алексея Михайловича Столяренко. При формировании навыка решения пед. задач избирается предметно-операциональная система обучения. Предусматривающая следующую этапность:

  • первый аналитико-синтетический этап. На данном этапе требуется, чтобы в сознании обучающегося сложился образ – схема выполнения действий; что, как в какой последовательности и почему делать. Чтобы успешно пройти этот этап необходимо применять правила: (слайд №2)
  • рассказать и показать обучающимся, что, как, в какой последовательности и почему делать;
  • предложить нескольким обучающимся (по возможности всем) медленно выполнить действие, сопровождая рассказом, что, как, в какой последовательности и почему они делают;
  • проводить тщательный разбор каждого упражнения;
  • раздать обучающимся письменную инструкцию, содержащую описание-алгоритм действия и дать задание заучить её в часы самоподготовки, вспоминая и мысленно представляя то, что и как делалось на занятии;
  • рекомендовать обучающимся при самоподготовке тренироваться, вместе с товарищами или под руководством преподавателя.

Наряду с методом упражнения используются другие методы: объяснение, показ действий, вербальный отчёт обучающегося, разбор действий, организация наблюдения в группе, метод оценки, тренинг.

  • второй – автоматизация. Он характеризуется постепенным ускорением выполнения действий с полным сохранением правильности и последовательности.
  • третий – надежности.

Действовать автоматично и с высоким качеством в реальных условиях.

Соответственно этим этапам выбирается и методика: на первом она ориентирована на правильность действий, на втором – на скорость, на третьем – на надёжность.

Переход от одного к последующему не терпит торопливости, а требования к качеству важны на всех этапах. Изменяя задержка с переходами не нужна, т.к. теряется интерес к выполнению упражнений. при организации работы полезно руководствоваться правилом: сложность очередного упражнения должна чуть-чуть превышать ту, что была при предыдущем, тренировать на пределе ту, что была при предыдущем, тренировать на пределе доступной трудности, определяя доступность индивидуально. (слайд №3 - Организация мыслительной деятельности студентов при решении задач продуктивного вида)

Общие затраты времени на отработку навыка могут уменьшится до двух раз. Если увеличившаяся трудность данного навыка упражнения кому-то из обучающихся не по силам и приводит к ухудшению действий, то следует задержаться, а то и уменьшить трудности. Обучение решению педагогических заданий осуществляется на содержании дисциплины.

1 раздел «Введение в пед. профессию»
«Педагогическая компетентность»
тестирование Задачи с выбором ответов
2 раздел «Общие основы педагогики» тестирование Задачи репродуктивного вида учебно-познавательной деятельности
3 раздел Педагогика школы. педагогические задания: пед. задача, пед. ситуация. Задачи репродуктивного и продуктивного вида учебно-познавательной деятельности
Тема 3.2. Сущность и движущие силы процесса обучения.
Тема 3.3. Руководство учебно-познавательной деятельностью школьников.
Тема 3.4. Мотивы учения на разных возрастных этапах.
Тема 3.6. Закономерности и принципы обучения.
Тема 3.7. Методы, приёмы и средства обучения.
Тема 3.9. Диагностика и оценка учебных достижений школьников.
Тема 3.10. Цели, задачи и движущие силы воспитания.
Тема 3.13. Взаимоотношения коллектива и личности.
Тема 3.14. Воспитательная система школы.

Технологическая цепочка осуществления педагогической деятельности на аналитико-синтетическом этапе формирования профессионального навыка в решении педагогических задач репродуктивного вида.

Учебная цель Учебные задачи Содержание Этап усвоения знаний Система познавательных действий Этап формирования навыка Методы обучения Результат
Знание:
запоминание и воспроизведение изученного материала
Учиться:
• выбирать способ решения из предложенных;
• находить несколько вариантов решений.
Главные этапы совместной деятельности учителя и учеников по усвоению ЗУН и способов деятельности Осознание:
• осмысление;
• логическое;
• чувственное.
• абстрагирование и конкретизация;
• сравнение;
• анализ;
• аргументация, доказательства;
• обобщения.
Аналитико-синтетический:
• решение и показ последовательности действий;
• тщательный разбор каждого упражнения;
• наличие образца решения на репродуктивном уровне и частично-поисковом.
• объяснение;
• показ действий;
• разбор действий
Определение способности к самоуправлению учебной деятельностью.
понимание:
преобразование материала из одной формы выражения в другую
• управлять произвольным вниманием;
• понимать значимость знаний и способов действий;
• развивать непроизвольную мотивацию: заинтересованность;
• объяснять способ решения;
• ставить цели учебной деятельности;
• выбирать цели из предложенных;
• учиться сопереживать.

выделение смысловых опорных единиц. (слайд №4)
Тема 3.2.: Сущность и движущие силы обучения
Литература: Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2000, стр. 119 -121.
      метод оценки  

Приём решения задачи по педагогике.

Задача №16

Цель: усвоение базы знаний на уровне деятельности по распознанию объектов.

1. Чтение содержания задания № 16.
Додон Л.Л. Задания по педагогике. – М.: Просвещение, 1968, стр. 34.

Перед чтением статей, характеризующих наступление весны, учитель выходит с первоклассниками в сад.
Учитель: Посмотрите, видна ли земля, камешки, песок на дорожках.
Ученики: Нет, земля еще покрыта снегом. Большие сугробы снега. Снег покрыл все.
Учитель: Да, вы правы, еще много снега и в саду, и на крышах и посмотрите на край крыши. Что там есть?
Ученики: Это сосульки. Видите, такие, как ледяные палочки.
Учитель: Откуда же появились сосульки?
Ученики: Вчера было солнце, снег на крыше растаял, и потекла вода. А потом капли замерзли, и выросли сосульки.
Учитель: В какое время года появляются сосульки?
Ученики: Когда солнце начинает пригревать.
Учитель: Но ведь и летом солнце пригревает
Вопрос вызывает некоторое недоумение. Дети притихли.
Ученики: Ведь летом тепло. Дождь пройдет и опять все так же. А теперь и холодно и тепло, водичка замерзает.
Учитель: Да, дети, правильно. А к вечеру становится холодно. Капли замерзают и образуются…
Дети хором подхватывают: «Сосульки».


Дано:
1. Участники ситуации: учитель и первоклассники.
Соотнесение текста задания с записью.
Условия задачи способом выделения главной мысли.
2. Целенаправленное наблюдение изменений в неживой природе; перед чтением статей о наступлении весны.
3. Метод обучения – беседа, где вопросы учителя подводят учащихся к формулированию причинно-следственных связей и формулирование понятия «Сосулька»
4. Создана проблемная ситуация.
5. Современная дидактическая система представлена в ситуации, т.к. оба участника находятся в активном состоянии.
Данный вариант записи можно отнести к анализу педагогической ситуации? Нет, это использование знаний по предыдущим темам; о вариантах дидактических систем (предыдущая тема).

Этап формирования в сознании студентов образа-схемы выполнения действия: что, как, в какой последовательности и почему делать.

Элемент решения задачи № 1 называется – педагогический анализ текста задачи.
  • Учитель поставил цель актуализации знаний учащихся перед изучением новой темы, посредством организации целенаправленного наблюдения, опираясь на сенсорную форму восприятия нового знания.
  • Ученики 6 лет готовы к систематическому школьному обучению. Они обладают следующими и психическими образованиями:
    • умение делать простые обобщения;
    • практическое овладение речью;
    • умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми. (И.П. Подласый. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2000, стр. 71).

Задача учителя в данной возрастной группе:
мышление – развивать интеллект ребёнка до уровня понимания причинно-следственных связей. Оно развивается во взаимосвязи с речью через обогащение словарного запаса и умение устно излагать свои мысли.
память – наглядно-образный характер, безошибочно запоминает материал интересный, конкретный, яркий.
внимание непроизвольное – требует упражнений в непроизвольном внимании.

Знакомятся с последовательностью учебных действий:

  • проанализируйте микросреду, в которой происходит действие;
  • приведите факты, данных в задаче на язык психолого-педагогических категорий;
  • определите педагогические категории представленные в задаче.
Восприятие – неустойчивое, «созерцательная любознательность», ярко выраженная эмоциональность. Учителя развивают наблюдательность целенаправленно.  
2. Поэтому необходимо создать условия для развития наблюдательности, которая позволит решать учебные задачи по развитию мышления, памяти, внимания. Следовательно, главная цель учителя развитие учащихся? (там же стр. 73-74) Развитие наблюдательности
3. Беседа использования учителем носит характер организации продуктивной деятельности учеников (частично-поисковый). Учитель включает учащихся в ситуацию необходимости конкретизировать и абстрагировать имеющиеся знания. Пережит проблемную ситуацию, как предел знаний и аргументировать свой ответ, обобщив свои наблюдения в символе - сосулька. Таким образом, развивается непроизвольная мотивация: любопытство и заинтересованность, и произвольная мотивация: организованность и инициативность.
Следовательно: актуализация необходимых мотивационных состояний у учащихся состоятельна. Главная цель в развитии мотивационной сферы.
Актуализация мотивационных состояний.
4. Действия учителя и учеников объединяются в следующих видах действий.
1. Актуализация чувственного опыта и знаний детей.
 
Учитель решает задачи:
1. Что может быть опорой для усвоения новых знаний?
2. Какие умения и навыки станут основой для выработки новых?
3. Как их вызвать в памяти детей?
4. Какой материал подобрать для наблюдения?
5. Как эмоционально подготовить учеников, вызвать интерес к новому? (там же стр. 119 -120)
Какой этап усвоения знаний представлен в ситуации?
Восприятие (при ответе можно использовать схему стр. 119)
На этапе понимания с помощью репродуктивной деятельности мы смогли преобразовать теоретический материал из одной формы в другую.
Запись ответа задачи.
Ответ: восприятие
Но! Первый элемент предполагает ещё один шаг.
Противоречия учебного процесса представлены в группах:

  • содержательная сфера;
  • мотивационная сфера;
  • операционная сфера.
Выявите противоречия, источник развития анализируемого события. Определите характер, форму и направленность этого развития.
Используя алгоритм в учебном пособии Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2004, стр. 126. Определите их.
Формулировка вопроса к пед. задаче.
С какой целью учитель актуализирует чувственный опыт и знания детей?

Так педагогический анализ ситуации позволяет сформулировать основной вопрос задачи. В задачах на уровне знаний – понимание вопросы авторами задачников предлагаются, на частично-поисковом и творческом способе учебно-познавательной деятельности предлагается лишь описание педагогической ситуации. Где вопросы формулируются решающими и выдвигаются гипотезы, подбираются аргументы и доказательства, формулируется оценочное суждение о ценности содержания данной ситуации в профессиональном становлении личности будущего учителя способного в реальных условиях находить выходы из различных пед. ситуаций.

Таким образом, организовать педагогическое взаимодействие позволяет воздействовать не только на когнитивный, нот и аффективный (эмоционально- ценностный) компонент самосознания будущего учителя.

Для этого используются следующие методы оценки степени сформированности навыка Н.Н. Ворожищева предлагает уровень ценностного самоопределения обучающихся выявлять, используя критерий самоуправления деятельностью через показатели: самоанализ, самопланирования, самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция (слайд № 5)

Уровни проявления показателей следующие:
студент
1. практически всегда осуществляет самоуправления;
2. умение самоуправления осуществляет часто и часто инициативен;
3. умение самоуправления осуществляет иногда;
4. редко осуществляет умение самостоятельного самоуправления.

Шкала оценивания в условиях баллах выглядит так:
1 балл – несамостоятелен и действует при непосредственной помощи преподавателя;
2 балл – иногда самостоятелен;
3 балла – часто самостоятелен.;
4 балла – самостоятелен почти всегда.

На основе индивидуальной работы на данном занятии проводится изучение уровня способностей к самоуправлению деятельностью. Эта информация позволит студенту формировать адекватную самооценку в данном виде деятельности (методика определения способности самоуправления деятельностью).

Таким образом, в условиях учебного занятия педагогическая задача позволяет формировать профессиональные навыки, способствующие изменениям в когнитивном, аффективном, поведенческом компонентах самосознания личности будущего учителя. По мере расширения содержательных единиц учебной дисциплине студенты при решении педагогических задач вовлекаются в виды познавательной деятельности: репродуктивная и продуктивная. Знания студентов оцениваются на итоговой аттестации через решение педагогических задач продуктивного вида позволяющих реализовать индивидуальные способности студента.

Литература

  1. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия. – Ростов- н/Д: Феникс, 2002.
  2. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие – Ростов - н/Д: Феникс, 2007. – стр. 245-247.
  3. Ворожищева Н.Н. Воспитательный потенциал форм учебной работы: методическое пособие. – Омск, 2004. – стр. 48-50.
  4. Додон Л.Л. Задания по педагогике: пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1968, стр. 34.
  5. Примерная программа учебной дисциплины «педагогика». – М., 2002.
  6. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика.- М.: Просвещение, 1992, стр. 73 - 77.
  7. Столяренко А.Н. Психология и педагогика: учебное пособие. – М.,2002, стр. 344-349.
  8. Столяренко Л.Д. Педагогика: учебник. – Ростов – н/Д: Феникс, 2003, стр. 25-26.
  9. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник, М.: Владос, 2004, стр. 126-133.
  10. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000, стр.119–123.
  11. Ткач Н.М. Педагогическая задача как средство активизации познавательной деятельности студентов. – Татарск: ТПУ, 2007.