Фрагмент урока математики в 1-м классе. Тема: "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок"

Разделы: Начальная школа


Цель: Сформировать представление о понятиях “точка”, “прямая”, “кривая”, “отрезок”.

Оборудование: на каждой парте по две катушки ниток одного цвета, ножницы, проектор, экран, ПК.

  1. Практическая работа.
  • Создание представления о прямой. Наглядный образ представления прямой - натянутая нить.

Учитель: Связать нити двух полных катушек одного цвета (так, чтобы узелок не был заметен) и раздвигать их в разные стороны, пока позволяют размеры класса, коридора… Нить можно бесконечно продолжать в обоих направлениях?

Рис.1

Дети: Нить можно бесконечно продолжать в обоих направлениях.

  • Создание представлений о кривой.

Рис. 2

Направление натянутой нити изменить два-три раза.

Учитель: Нить можно бесконечно продолжать в указанных направлениях?

Дети: Нить можно бесконечно продолжать в указанных направлениях.

  • Создание представлений об отрезке.

Учитель: Отрезок – это часть прямой, ограниченный с двух сторон. Надо сделать ещё один разрез.

Рис.3

Учитель: Точки разреза будут называться концами отрезка. Со скольких сторон ограничен отрезок?

Дети:  Отрезок ограничен с двух сторон.

Учитель: Можно ли продолжать отрезок?

Дети: Отрезок продолжать нельзя.

  1. Физпауза
  2. Закрепление. <Приложение1>

Сказка. Путешествие Кота в страну Геометрию.

  • Слайд 1. Однажды Кот попал в страну Геометрию. Много интересного и чудного увидел усатый путешественник.
  • Слайд 2. Первые жители были так малы, что лапкой не потрогаешь, не ухватишь. Их было много. Они кричали и суетились. Коту едва удалось разобрать их имя. Это были Точки.
  • Слайд 3. Точки убежали по своим точечным делам. А на Кота надвинулась толпа линий. Одни линии были стройные и прямые, а другие кривые. Они шли и выясняли: “Кто из них самая настоящая линия? Прямая или кривая?”
  • Слайд 4. Кот устал. Он хотел поднять палку и опереться на неё. Палка вдруг выскочила из лап Кота. Она прыгала и кричала: “Я- отрезок!”

Так Кот познакомился с некоторыми жителями страны Геометрии.

  1. Итог.

Учитель:

  • Кто теперь представляет точку, отрезок, прямую линию, кривую линию?
  • А кто запомнил имена жителей страны Геометрии?
  • Кто не запомнил с какими жителями страны Геометрии встречался Кот?

Литература:

  1. Л. Г. Петерсон. Математика 2 класс.
  2. Методические рекомендации. Москва.
  3. Балас. С- инфо.1996 год.
  4. Е.П.Фефилова, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по математике 1 класс. М. “ВАКО”. 2006.
  5. Стандарт начального общего образования по математике.