Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Создать собственный текст.
  2. Работа над текстом-образцом.
  3. Совершенствовать навыки комплексного анализа текста.
  4. Формировать эстетический вкус учащихся.

Работа предполагает следующие этапы:

  1. Микролекция.
  2. Работа по картине.
  3. Работа с поэтическим текстом.
  4. Словарно-стилистическая работа.
  5. Анализ текста-образца.
  6. Подведение итогов.

1. Прослушав внимательно мою микролекцию о художнике Игоре Эммануиловиче Грабарь, вы, ребята, должны выделить главное и записать основной тезис моей микролекции.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) – один из крупнейших художников. Своё художественное образование Игорь Эммануилович завершил во Франции. Ученик Левитана, он всегда стремился, чтобы его картины были содержательными и эмоционально выразительными, чтобы они через состояние природы передавали сложные человеческие чувства. И вот в 1901 году художник вернулся из-за границы и был, по его словам, «потрясён красотами русской природы и писал голубую и белую зиму, иней, вешние ручьи. Этим восхищением красотой русской зимы полны работы художника: «Сентябрьский снег» (1903г.), «Мартовский снег» (1904г.), «Февральская лазурь» (1902г.) и др.

«Настали чудесные, солнечные, февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось что-то необычайное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», - так писал Игорь Эммануилович в 1902 году. Естественно, что после таких впечатлений родилась картина «Февральская лазурь». Художник понимал задачу пейзажиста в создании радостного образа природы, в создании пейзажа-картины, ведь он влюблён в жизнь, влюблён в природу своей родины. Грабарь своими картинами завоевал любовь, получил признание, стал художником яркой индивидуальности и большого живописного мастерства, т.е. получается, что Игорь Эммануилович так же, как и Левитан, Герасимов, Нестеров и др., стал основоположником пейзажной живописи.

- А сейчас, ребята, ученик, использовав толковый словарь, зачитает вам, что такое пейзажная живопись.
- Так, что же главное в моей микролекции? (2-3 ученика)
- Кто дополнит?
- Вы, действительно, выделили самое главное, что Игорь Эммануилович Грабарь не просто написал «Февральскую лазурь», а сделал это потому, что он был потрясён красотами русской природы. Это потрясение вылилось в картине «Февральская лазурь».

2. - А теперь я предлагаю Вам внимательно рассмотреть картину, не упустив ни одной детали, а вместе с тем почувствовать общую атмосферу картины. В этой работе помощником у Вас будет музыка (Времена года. 30 сек.)


- Какое настроение вызывает у Вас картина? (Спокойное, задумчивое, ожидание чего-то)
- Как Вы думаете, почему картина вызывает у вас именно такое настроение? (Это зимний день, но солнышко, очевидно, уже теплее зимнего; ветки деревьев освободились от снега; снеговой наст начинает рыхлеть, а воздух весь голубой).
- Какое время года изображено на картине? (Конец февраля)
- Что даёт основание Вам для такого предположения? (Снег уже не новый, начинает таять, на деревьях мало снега, он уже слежалый)
- Какое время суток? (Тёмное небо, фиолетово-синие оттенки снега дают право говорить о близости к вечеру).
- Почувствовали ли Вы ликование в природе? ( Да. Скоро весна. Природа просыпается)
- Какой цвет является основным в картине? (Голубой фон, поэтому стволы берёзок такие белые)
- Почему? С помощью каких красок создаёт художник впечатление февральских праздников в природе? (Голубые краски. Они не выдуманы художником, а подсказаны самой природой).
- Как построена картина? (На переднем плане видна берёзовая роща На голых сучьях берёз местами лежит снег, а на других повисли одинокие листья, оставшиеся ещё после осенних дней. Они словно кружево. Тонкие стволы запорошены снегом. Берёзы вытянулись во весь свой рост).
- Что мы видим на заднем плане? (Вдали мы видим лес, хотя и тёмный, но уже с желтовато-лиловым оттенком, очевидно почки начинают оживать. Это конец зимы).
- О чём думаете, когда смотрите на картину? (Февраль - последний зимний месяц. Февральское солнце - предвестник весны- начинает постепенно оживлять природу, и в яркий солнечный день при лёгком морозе безоблачное небо разливает свои голубые краски повсюду . Белый снег делается голубым, тени берёз - голубовато-синими, даже сами стволы берёзок пропитываются голубым воздухом и делаются как бы воздушными.)
- Что виднеется на горизонте?
- Почему так названа картина? ( Художник хотел изобразить всё ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны).

3. - Картина «Февральская лазурь» - живописное видение конца зимы, но не только художники обращались к этой теме, обращались композиторы, писатели, поэты. Вот послушайте стихотворение Ивана Бунина «Ещё и холоден, и сыр февральский воздух…» (читает ученик).  (Приложение 1)
- Вот таким описывает февраль Иван Бунин. Скажите, февраль, описанный И.Буниным, и февраль, написанный художником совпадают? (нет)
- Почему? (У Бунина - сырой, у Грабаря- ещё далеко до активного снеготаяния)
- Что объединяет картину Грабаря «Февральская лазурь» и стихотворение И.Бунина? (Наслаждение от общения с природой, постижение её загадок)
- Что помогло Бунину передать идею стихотворения? (Использование выразительных средств: эпитетов, метафор), назовите их.
- Обязательно эти тропы Вы будете использовать и при создании собственного текста, поэтому имеет смысл обратиться к словарно-стилистической работе. Самое распространённое выразительное средство - эпитет.
- На (карточке № 1) из «Словаря эпитетов русского литературного языка» выписаны эпитеты к словам снег, берёза, небо. Ваша задача выбрать и подчеркнуть слова, подходящие к этой картине (проверить). Пусть это будет Вам подспорьем в Вашей работе. (Приложение 2)

4. Чтобы обострить вашу наблюдательность, стимулировать творческие поиски, я Вам предлагаю составленный мною текст-образец, чтобы, с одной стороны, усилить восприятие картины, а с другой стороны - провести комплексный анализ текста (текст на партах, читает учитель) (Приложение 3).

Индивидуальные задания:

- Определить тему текста и основную мысль.

(Тема: радость общения с картиной. Основная мысль реализуется в описании средств и приёмов, использованных в тексте:
…поражает лёгкое сияние…
…чистый голубой цвет выступает…
…ощущение воздушности…
…снег кажется ослепительным…
…воробьи в ожидании чуда…
…сочетание чистоты, бездонного неба, русских берёз создаёт ликующее настроение…)
- Таким описанием живописных средств достигается та радость, которая доставляет эта картина.
- В каких микротемах реализуется тема текста? (1. Праздник природы в чудесный февральский день; 2. Композиция картины; 3. Поэтическая сила картины заключается в живописи).
- «Февральская лазурь» занимает достойное место среди пейзажной лирики.
- Найдём в тексте опорные слова, которые нам помогут писать сочинение. (Чудесный февральский день; первый план картины; поэтическая сила картины; цвет неба; тени деревьев; снег; листва; берёзы; ликующее настроение; огромное наслаждение; достойное место).
- Определить тип речи (Описание с элементами повествования. Это подтверждается следующими факторами: большинство слов принадлежит описательной лексике - воздушность, русские, чистый, прозрачный, крепкие, молоденькие, голубовато-белый, лазурный, сапфировый, излучающий. Для описательных текстов характерно отсутствие динамики: здесь главное - запечатлеть какой-то момент действительности. Но есть элемент повествования, который выражен в глаголах: рассказал, раскинулись, убеждает, вселяет, занимает, расселись, вносит. Следовательно, тип речи - описание с элементами повествования).
- Определить стиль речи (Научно-популярный с элементами художественного научно -популярного стиля, характерным признаком являются специальные слова- термины: первый план картины, мазки, движения кисти. Наряду с этим встретишь художественный стиль: сравнения - листья-воробьи; красочные эпитеты; синонимы - художник-пейзажист; метафора - вольготно раскинулись до самого горизонте).

5. Перейдём к самостоятельной работе. Структура сочинения. Составим план текста. Сравним ваш план с моим.

(На доске:  1. Чудесный день на картине «Февральская лазурь».
2. Описание картины.
3. Первый план картины (берёза, снег, деревья)
4. Живопись картины (цветопись, тени на снегу, прошлогодняя листва на берёзе, картина вносит мир и спокойствие в душу)

6. Итог: при создании собственного текста помните, что тип речи и стиль помогает автору донести до читателя идею своего произведения. Поэтому поэты, художники своим творчеством призывают нас оглянуться, увидеть сокровища, дарованные нам природой.

7. Домашняя работа: 1-2 группа - составить свой вариант описания картины  «Февральская лазурь».  3 группа- описание зимнего пейзажа.

8. Урок заканчивается. Что понравилось Вам в уроке? Что Вы узнали нового?
Ну а мне понравилось с Вами работать. Спасибо всем! До свидания.