Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Ни у кого не вызывает сомнения то, что традиционная система обучения не в состоянии изменить тип мышления школьников, развить у них творческие способности. Классическая методика обучения очень проста: учитель объясняет, разъясняет, доказывает, показывает, а ученики воспринимают, запоминают и пересказывают; учитель предлагает типовые задания, а ученики воспроизводят образец. При этом главные психологические механизмы - механическое запоминание и воспроизведение. Здесь нет места творчеству.

Традиционная объяснительно-догматическая методика передачи готовых знаний ведет к искусственному затормаживанию развития творческих способностей школьников. Это происходит потому, что у детей нет мотивации, они не формулируют учебные цели и задачи, не приобретают способы мышления.

В обычной школе учитель - главное действующее лицо. Он пытается создать мотивацию, не всегда применяя для этого рациональные приемы; он же ставит цели и задачи, предлагает способы в готовом виде, контролирует и оценивает учащихся. А ученик пассивно воспринимает педагогическое воздействие учителя.

Вот уже десятилетия школа и научно-педагогическая мысль охвачены поиском путей повышения эффективности учебного процесса. Главная задача школы - развитие и формирование творческой личности.

Четыре года работала над методической темой "Формирование конкурентоспособной творческой личности на основе технологии развивающего обучения", участвуя в республиканском эксперименте по технологии творческого развития А.З.Рахимова.

Изучаю и внедряю в свою педагогическую деятельность новые технологии обучения: коммуникативно-развивающую, личностно-ориентированную, проблемно-модульную.

Чем же привлекает меня система развивающего обучения, представленная через технологию А.З. Рахимова? Прежде всего тем, что в ней решаются такие задачи, которые всегда волновали учителей, но оказывались нерешенными: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным, желанным.

Принципиальной новизной авторской методической системы является интерпретация трех концепций (развивающего обучения Занкова, развивающего обучения Эльконина-Давыдова и личностно-ориентированного обучения) применительно к условиям татарско-русского двуязычия.

Авторская система строится на трех основаниях:

  1. Теория развивающего обучения Л.В.Занкова. Главной ценностью обучения является развитие психических процессов. Смыслообразующим фактором выступало обучение на высоком уровне трудностей. Целевая ориентация - направленность на формирование теоретических знаний, развитие эмпирического мышления.
  2. Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (1960). Ведущей ценностью обучения провозглашается формирование психологических новообразований данного возраста. Смыслообразующим фактором выступала развивающаяся ведущая деятельность. Целевая ориентация - развитие теоретического мышления и усвоение теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.
  3. Парадигма (концепция) личностно-ориентированного обучения (В.В.Сериков, И.С.Якиманская, Е.В.Бондаревская, Н.А.Алексеев). Конституирующая ценность заключается в развитии личности, ее автономности, самостоятельности, индивидуальности, самореализации, ответственности и др. Смыслообразующими моментами этого образования являются содействие (обеспечение) реализации потребности личности в саморазвитии, самоосуществлении, самоидентификации, самоопределении и самоактуализации. Образование направлено, ориентировано на создание условий для полноценного развития личностных функций всех субъектов образовательного процесса.

Экспериментальную работу начала по "Программе определения результатов обучения по технологии творческого развития А.З.Рахимова".

Рецензент: Гайнутдинова Г.А., главный специалист Министерства образования и науки РТ.

Процесс формирования творческого мышления наиболее эффективен при использовании инновационных учебно-методических комплексов (УМК) нового типа.

К таким учебно-методическим комплексам, в частности, относятся инновационные учебные комплексы, созданные на основе логико-психологической концепции, разработанной доктором психологических наук А.З.Рахимовым. данная концепция признана одной из лучших и опубликована в №20 сборника "Проблемы школьного учебника" за 1991 год. В учебно-методический комплект входят такие учебники:

- Математика, авторы Казыханова Ф.Г., В.С.Казыханов

- Татар теле (родной язык), автор З.И.Замалетдинова

- Окружающий мир и риторика, автор К.М.Зарипова

- (родная литература), А.Г.Яхин.

Эти УМК (по технологии А.З.Рахимова) имеют следующие отличительные черты:

  • учебник строится на основе принципов и законов диалектической логики, что предполагает серьезное переконструирование структуры содержания учебного материала, на основе реализации диалектического принципа восхождения от абстрактного к конкретному или по-другому - от простого к сложному;
  • диалектическая логика движется от объяснительного принципа учителя к формированию методов и средств познания самого ученика, становится базой для формирования научного мировоззрения и диалектического, творческого мышления. В разработках уроков, входящих в УМК, специально выделяется деятельность ученика и деятельность учителя;
  • учебник перестает быть монографией в определенной области знаний, ведет с учеником активный диалог и становится самоучителем, выходит на личностно-ориентированный уровень учащегося и обеспечивает его саморазвитие;
  • учебник приобретает серьезные психологические характеристики: в нем закладывается мотивационная основа, возможность развития познавательных интересов, самоконтроля и самооценки, что является основой саморазвития и самодвижения (т.е. целенаправленного формирования творческой личности);
  • в учебниках реализуется дифференцированный подход к учащимся в зависимости от их индивидуальных особенностей, например по математике:

а) задачи допускают решения несколькими способами;

б) в учебники включены задания на трех уровнях усвоения с выходом на чистое творчество, что позволяет практически реализовывать природные дарования учащегося;

  • учебники построены с учетом принципа интеграции знаний, где органически синтезируются сведения из сложных областей данного курса;
  • в учебниках серьезное внимание обращается на гуманизацию образования;
  • в них учитывается возможность применения учеником современной компьютерной техники, так как при введении каждого нового понятия дается моделирование и есть возможность преобразования моделей.

Учащиеся в процессе собственной предметно-преобразующей, умственно-практической деятельности постепенно, пошагово усваивают все свойства, признаки, пользуясь основными принципами проблемного и программированного обучения, а также законами поэтапного формирования умственных действий.

Процесс решения учебной задачи сопровождается выделением учебных действий и формированием общего способа мышления, необходимого для решения всех задач. За формированием способа следует графическое моделирование. Эти обязательные атрибуты технологии являются важнейшими механизмами творческого развития.

Каждое задание организационно выделяется как самостоятельный шаг. Выполнение каждого шага сопровождается групповым обсуждением, хоровым и индивидуальным проговариванием, затем доводится до уровня умственных действий, когда дети начинают оперировать внутренними образами усвоенных знаний и способов действий.

Шаговая система решения УЗ обеспечивает:

  • ровное усвоение всеми учениками изучаемого материала;
  • осознанное выделение учебных действий и формирование общего способа; - оперативное получение обратной связи о степени усвоения знаний.

Выполнение каждого шага заканчивается самооценкой, утверждаемой в подгруппе. Исхожу из принципа целесообразной частоты и немедленности оценок. Для этого ввожу систему оценки каждого выполненного шага - задания, что максимально облегчает выставление итоговой самооценки, делая ее наиболее объективной.

Приведу один из вариантов расчленения конкретного понятия.

Тема: "Правописание разделительного ъ знака".

Цель:

  1. Ознакомление учащихся с правилом правописания раздел. ъ.
  2. Составление алгоритма (способа) по правилу.
  3. Обучение использованию алгоритма (способа).

- На сегодняшнем уроке мы узнаем, когда в словах пишется раздел. ъ

На доске записаны пары слов: обедать - объедать, сел - съел.

- Чем отличаются эти слова по написанию?

- Между какими частями слова он стоит? (между приставкой и корнем).

- На какой звук оканчивается приставка - согласный или гласный? (на согласный).

- С какой буквы начинается корень? (с гласной).

- А теперь приведите несколько примеров слов с разделительным ъ. (Выделите приставку, подчеркивая согласную в ней и гласную в корне).

- А теперь скажите, когда же в словах пишется ъ? (Обсуждается и делается вывод в подгруппах).

Вывод: Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами "е", "е", "ю", "я".

- Правильно. Это и есть наше правило. Прочитайте его по учебнику и сравнивайте со своим выводом. (Повторяют в подгруппах, друг другу, про себя).

Самооценка.

- А теперь давайте наметим порядок применения нового правила, чтобы на письме ничего не упустить, т.е. составим алгоритм (способ). Главное для нас знать, есть ли в слове приставка. Это будет наш первый шаг (учитель пишет):

1. Есть приставка?

- Если ее нет, будем писать ъ?

- Нет.

- Правильно (на доске: Нет -> ъ не пишется).

- А если приставка есть, то какой она должна быть?

- Она должна оканчиваться на согласную.

- Правильно. Это наш второй шаг (на доске): Да.

2. Оканчивается на согласную?

- Если она оканчивается не на согласную, то будем ли мы писать раздел. ъ?

- Нет (на доске: Нет -> ъ не пишется).

- А если в слове есть приставка и она оканчивается на согласный,

какое еще условие должно выполняться, чтобы мы смогли написать раздел. ъ?

- Корень должен начинаться с "е", "е", "ю", "я".

- Правильно. Это наш третий шаг (на доске: Да.)

3. Есть после приставки буквы "е", "е", "я", "ю"?

- Если таких букв в начале корня нет, будем мы писать раздел. ъ?

- Нет.

- Правильно (на доске: Нет -> ъ не пишется).

- А если одна из этих букв есть?

- Раздел.Ъ пишем.

- Правильно (на доске: Да - > ъ пишем).

(На доске появляется запись)

Повторяют в подгруппах, друг другу, про себя.

Самооценка.

Благодаря технологии творческого развития А.З.Рахимова достигла высокую результативность обучения, о чем свидетельствует 79-84% качества знаний учащихся.