Внеклассное занятие по окружающему миру для 3-го класса "Летние и осенние изменения в природе"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о летних и осенних явлениях в природе.

Оборудование:

  • эмблемы команд “Осень” и “Лето”, “листья – задание” выполнены в виде листьев летней и осенней раскраски размером 60-40 см.;
  • 2 листа белой бумаги для черчения, 2 набора красок для рисования, 2 кисточки;
  • тесты по теме для каждого ученика.

Ход урока

  1. Ор. момент.
  2. Работа по теме.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о летних и осенних явлениях в природе. Поможет нам в этом игра “Времена года”.
-Прошу класс разделиться на две команды: команду “Осень ” и команду “ Лето ”. Оценивать вашу работу по пятибалльной системе будет жюри.
-Давайте поприветствуем его. (Приветствие жюри).

-А теперь за дело.

Задание № 1 (приветствие команд).

-Просим капитана команды “ Лето ”. (Капитан приглашает, для выступления участников своей команды и кладет на стол жюри эмблему команды “Лето").

Капитан: Наш девиз: “ Светить всегда, светить везде, вот лозунг наш и солнца".

Ученик:

Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли.
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит кончилась весна!
(Е.Трутнева.)

-Спасибо, а теперь приветствие команды “Осень”.

(Капитан команды “Осень” приглашает для выступления своих участников и кладёт на стол жюри эмблему своей команды).

Капитан: Наш девиз: “ Цыплят по осени считают!”

Ученик:

Если встанешь на зоре -
Крыши в сером серебре…
Длинно тень ложиться,
Долго лист кружиться,
Если видишь по утру –
Галки стынут на ветру…
Вьются над парами
Вслед за тракторами.
Разгуляется денёк –
В полдень сядет на пенёк,
Смотришь – на припёке
Прыгают сороки.
А в обед совсем теплынь –
Пахнет горькая полынь,
Тянет мёдом мятой
И травой примятой
Только этому не верь…
Осень всё -таки теперь!
Солнышко бледнее,
Небо холоднее ввечеру –
Галки стынут на ветру,
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится.
(Е.Благинина.)

-Спасибо! Просим жюри огласить результаты.

Слово жюри.

Задание 2

-Каждая команда должна рассказать о явлениях в не живой природе своего времени года по плану, написанному на уроке.

План.

  1. Солнце
  2. Облачность (небо)
  3. Осадки.
  4. Температура.
  5. Ветер.
  6. Земля.

-Первой выступает ком. “Осень”. Прошу.

Дети: Наступила осень. Солнце уже греет не так , как летом. С каждым днём становится холоднее. Температура воздуха в среднем ( сентябрь – октябрь ) +10С днём, а ночью +5С. Небо всё чаще заволакивают тёмные дождевые облака. Часто моросит мелкий холодный дождь, а иногда вместе с дождём идёт снег. Ветер холодный. Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. В это время собирают урожай, желтеют листья, увядают цветы.

- Молодцы! Слово команде “Лето”.

Дети: Летом солнце всходит рано, высоко поднимается в полдень и поздно скрывается за горизонтом вечером. На землю оно посылает очень много тепла. Температура воздуха днём в среднем +20С, ночью +15С. Летнее тепло и влага влияют на развитие и рост растений и плодов. Небо ясное. Осадки выпадают в виде тёплого дождя. Ветер южный, юго-западный. В июле проходит пора сенокоса. В августе начинается жатва.

- Вы молодцы! Слово предоставляется жюри.

Жюри оглашает результаты выполнения второго задания.

Задание 3 (викторина)

Команды отвечают на вопросы учителя.

Команда “Лето”.

  • Что такое гроза?
  • В чём разница между ясной и пасмурной погодой?
  • Какие явления наиболее характерны для лета?
  • Какая связь между t воздуха и жизнью растений, диких и домашних животных, а так же трудом людей осенью?

Жюри подводит итоги викторины

- Для выполнения 4-го задания нужны ребята, которые очень любят рисовать.

Задание 4.

-Нарисуйте на листе белой бумаги “каприз” своего времени года. (Участники – художники выполняют задание за отдельными партами). Пока наши художники рисуют, мы с вами выполним пятое задание.

Задание 5 (пословицы, поговорки).

-Задание заключается в том, чтобы назвать как можно больше пословиц и поговорок (ответы чередуются, выигрывает команда, которая знает больше пословиц и поговорок).

Команда “Осень”.

В осеннее ненастье семь погод на дворе сеет, веет, крутит, мутит и ревёт, и льёт, и снизу метёт. Холоден сентябрь, да сыт. Лето со снопами, осень с пирогами. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

Команда “ Лето ”.

  • Лето – собериха, зима поедиха.
  • Летний день – за зимнюю неделю.
  • Спесив журавль, а летом шею клонит.
  • Кто рано встаёт, тот грибы себе берёт, а сонливый да ленивый идёт после за крапивой.

-Просим жюри подвести итоги.

-А теперь задание для капитанов.

Задание 6 (тестирование). Тест по теме “Летние и осенние изменение в неживой природе”.

Подчеркни осенние явления природы Опишите по твоим наблюдениям природы общую сводку погоды ( t, осадки, например, ветра, облачность)
Радуга, град, дождь, роса, снег, туман, изморозь, иней, гроза, заморозки, снегопад. Лето
 _______
 _______
 _______
Осень
 _______
 _______
 _______
Чем отличается летний дождь от осеннего? На основании своих наблюдений  за погодой напиши об изменениях, которые произошли в природе осенью.
В жиз. раст.
 _______
В жиз. жив
 _______
______________________
Покажи на модели термометра основную температуру.
Почему произошли такие изменения в неживой природе осенью?
Лето Осень ______________________________
______________________________
днем ночью днем ночью

- Пока капитаны работают с тестом, мы послушаем художников. Первое слово команде “Лето”.

Ученик: Я изобразил “каприз” лета - ливень. Жарко светит ослепительное солнце. В знойном воздухе ни ветерка. Душно. Парит. Но безоблачное небо вдруг начинает темнеть. Стремительно надвигается чёрно – синяя туча. Словно сумерки упали на город, Зашумел сильный ветер. Крупная капля упала на асфальт. Хлынул сильный дождь.

- Спасибо. Слово команде “Осень”.

Ученик: Я изобразил “каприз” осени – листопад. Пора самой яркой раскраски листьев проходит. Закружились цветной метелью подхваченные ветром пёстрые листья. Улетают птицы.

-Молодцы! Просим жюри оценить четвёртое задание.

Жюри сообщает результаты выполнения четвёртого задания.

-А вот и капитаны справились с заданием .

  1. Тестирование учащихся по теме занятия.

-Теперь ребята, настала ваша очередь выполнить тест по теме урока.

Пока вы будете это делать, жюри подведёт итоги игры. (Дети выполняют тест, что и капитаны, жюри подводит итоги и называет команду победительницу)

Награждение команд.

  1. Итог занятия.
  • Что вы можете сказать о летних явлениях в неживой природе?
  • Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением осени?
  • Как повлияло похолодание на состояние воды, почвы, осадки животных, растения.