Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Появление искусства и религиозных верований"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цель: Сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.

Задачи:

1. Создать условия для усвоения на базовом уровне представлений о появлении искусства и религии у древних людей.
2. Развивать мотивацию к изучению предметов истории и ИЗО, умения анализировать источник информации (учебник), обобщать, делать выводы, делать записи (кластер).
3. Содействовать развитию коммуникативных умений, толерантности, художественных способностей.

Межпредметная связь: история, ИЗО, музыка, природоведение, русский язык, математика.

Оборудование: учебник [См. список литературы, 2], картинки разных исторических периодов для составления линии времени, дидактические карточки «Искусство древнего человека», книга «Древний человек» [1], барабан, свеча, камни с гладкой поверхностью, краски (гуашь), переносная доска с оформленным кластером, макет «Жилище и одежда древнего человека», выполненный учащимися.

Ход урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

Организационный
момент

Заслушивает сообщение дежурного о готовности учащихся, приветствует ребят, сообщает об особенностях урока Дежурный сообщает о готовности класса, ученики приветствуют учителей, делятся на группы.

Мотивация.

Учитель истории (далее – И): обращает внимание на кластер, оформленный вместе с учащимися в начале изучения темы «Древний человек» (См. Приложение 1). Что мы узнали о древнем человеке?

Что мы еще не знаем?

 Сегодня мы попробуем найти ответы на эти вопросы.
Учитель ИЗО (Далее - ИЗО): Что нужно человеку для того, чтобы заняться рисованием?
Какие умения должны быть у человека, чтобы рисовать? Нарисуйте на альбомном листе карандашом то, что вы хотели бы нарисовать о жизни древнего человека.
И: Расскажите в группах, что вы нарисовали, выберите наиболее точный рисунок. Его автор пусть покажет рисунок другой группе и расскажет о том, что нарисовал.

Рассматривают кластер, отвечают на вопросы.

Узнали как выглядел древний человек, как он изменялся, как одевался, каким было его жилище, чем он занимался.
Как он украшал свою жизнь, когда и почему он начал рисовать, где брал краски, чем, как и что рисовал.
Отвечают: краски, кисточки, карандаши, ластики, фломастеры, бумага.
Наблюдать, фантазировать, выбирать главное, правильно изображать увиденное.

Рисуют 30 минут.

Показывают в группе, рассказывают о своих рисунках, выбирают. Авторы выбранных рисунков рассказывают о своих работах другим группам.

Содержание.

И: А умел ли древний человек рисовать? Когда ученые узнали о рисунках древних людей?
Давайте прочитаем.
Как были обнаружены рисунки?

Где они находились?
Что было на них изображено?
История может совершать путешествия во времени. Давайте отправимся в гости к древнему человеку. Читает стихотворение 1 Приложение 2. (Гаснет свет, и свечой высвечивает линию времени, нарисованную на доске и дополненную иллюстрациями: фотография школы и класса 1 сентября).
И: Ребята, путешествие в историю начинается с нашей школы, наших друзей (Свеча продолжает движение: рисунок паровоза ХХ век – XIX век – одежда людей XVI – Х – IV вв. – Рождество Христово (Рафаэль «Сикстинская мадонна»). И: Мы переходим из нашей эры во время до нашей эры. (рисунок «Продажа рабов в Древней Греции» II в до нашей эры), а свеча приближается к макету «Жилище и одежда древнего человека», читает стихотворение 2 Приложение 2, удары барабана.
И: Слышите? Мы прибыли на стоянку древнего человека. (Свет включается, внимание на макет).
Что окружает древнего человека?
Как и для чего начал рисовать человек, прочитаем дальше § 3 пункты 2-3. Рассмотрите  рисунок в учебнике. Кого мы можем узнать?

ИЗО: Вас не удивляет, что вы их так легко узнали?
ИЗО: Древний художник в своем искусстве достиг большого мастерства: он умел наблюдать, умел создавать правдоподобные изображения. Рассмотрите иллюстрации в книге [1]. Какие краски использовал человек?
И: Человек растирал сухую глину и сам делал краски, рисовать мог рукой или использовал палочки, а затем и кисти.
ИЗО: Первые краски имели землистый цвет, так как делались из разведенной глины, затем, чтобы они не осыпались, в них стали добавлять мед, яйцо и даже кровь животных. Художник сначала изображал пятно – обобщенную форму животного, затем более темным цветом, часто черным углем, прорисовывал детали: ноги, копыта, рога, хвосты и гривы.
И: Обратите внимание на позы животных. Как изображены животные? Почему выбраны именно эти животные?
ИЗО: Интересно, что все животные изображены сбоку. Так легче передать их внешние особенности.

 
И: Выполните задания по карточкам.
ИЗО: Ребята, давайте попробуем стать древними художниками и нарисовать рисунки на камнях.
И: Давайте украсим жилище древнего человека. Теперь наш древний человек может не только добывать себе пищу, но и украшать свою жизнь.

Читают пункт 1 § 3 в учебнике.

Отвечают на вопросы: случайно при раскопках.
На стенах высоко под потолком.
Изображались животные – бизоны.

Наблюдают за движением свечи, замечают, что на линии времени показывается прошлое далее и далее вглубь веков.

Вспоминают, что при переходе через Рождество Христово меняется эра, меняется счет времени «наоборот».

 

Отвечают: жилище, родственники, орудия труда, огонь, природа.
Читают в группах.
Здесь изображены древние животные: мамонты, медведи, олени, носороги, бизоны.
Древние художники правдиво изобразили: видны ноги, рога, голова, даже шерсть животных.

Красные, коричневые, черные.
Слушают информацию.

 

 

 

Это животные, на которых охотились древние люди. Одни животные мирно пасутся, другие изображены в движении. Возможно, художник хотел помочь охотникам незаметно подкрасться к добыче и настигнуть ее.

Работа в парах.
Рисуют гуашью на камнях.

Расставляют расписные камни возле макета.

Рефлексия

И, ИЗО: Что вам понравилось на уроке?
Что вас удивило?

Что нам еще надо узнать?
Совместно оценивают работу ребят на уроке, благодарят учеников за работу.

Рисовать на камне.

Оказывается на камне можно хорошо рисовать.
Хочется узнать о жизни древнего человека еще больше.
Участвуют в оценивании работ друг друга.

Используемая литература:

1. Аугуста Йозеф, Буриан Зденек. Жизнь древнего человека. – Прага: АРТИЯ, 1960.
2. Вигасин А.А. История древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: просвещение, 2001.
3. Дыбина О.В. Что было до… : Игры- путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2002.