Разработка урока географии в 6-м классе "Ледники"

Разделы: География


Цели урока: сформировать понятие о ледниках, познакомить учащихся с причинами образования ледников, видами ледников и их роли в природе.

Оборудование: карта полушарий, таблица «Ледники», компьютер, LCD-проектор, презентация «Ледники» (приложение).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение, проверка домашнего задания.

  1. Что называется озером?
  2. Как различают озера по происхождению котловин?
  3. Чем сточное озеро отличается от бессточного?
  4. Покажите на карте озера: Ладожское, Байкал, Каспийское, Виктория, Мертвое, Чад.

III. Изучение нового материала.

Ребята, название темы сегодняшнего урока скрыто в отгадке стихотворения:

Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его … (Ледник)

Проецируются на экран через LCD-проектор слайд 1 и слайд 2.

Актуализация знаний учащихся.

Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 3.

Ребята, вспомните:

  1. Из чего состоит гидросфера?
  2. В каких состояниях может находится вода в гидросфере?
  3. Как изменяется температура воздуха с высотой?

Да, вода может находится в жидком, газообразном и твердом состояниях.

Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 4.

Лёд на реке, айсберги в океане это ледник или нет? (Нет, этот лед не на суше, поэтому это не ледник.)

Рассмотрим условия, необходимые для образования ледника.

Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 5.

Запишите определение в тетрадь. Ледник – это многолетнее скопление льда на суше.

Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 6.

Чем выше мы будем подниматься в горы, тем будет холоднее. Поэтому в горах выпавший снег не тает, а накапливается.

Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 7.

Уровень, выше которого снег может накапливаться , называется снеговой линией.

Что вы можете сказать о расположении этих горных вершин? (А – ближе к экватору; Б – ближе к полюсам)

Ребята, прочитайте в учебнике какие бывают ледники и где они встречаются?

Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 8.

Горные ледники очень разнообразны по размерам и по форме – в зависимости от рельефа гор. Одни ледники, как шапки, покрывают вершины, другие лежат в чашеобразных углублениях на склонах. Третьи заполняют горные долины. Тающие ледники дают начало ручьям и рекам. У края ледника остаются принесенные им обломки горных пород размером от песчинки до крупного валуна. Эти ледниковые отложения называются мореной. (Демонстрация таблицы «Ледники»).

Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 9.

Ребята, подпишите виды ледников.

Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 10.

Каково значение ледников? (Прочитать в учебнике стр.100)

IV. Закрепление пройденного материала.

Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 11.

  1. Какой должна быть высота горы. Чтобы на её вершине образовался ледник, если самая высокая температура воздуха у её подножья +10 °С?
  2. Как вода ледников участвует в Мировом круговороте?
  3. Как изображают ледники на карте?

V. Домашнее задание.

Параграф 32, задание 6. Подготовить сообщение о знакомом пруде.