Применение педагогических технологий для развития познавательной и творческой активности учащихся на уроках информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Сегодня на первое место в процессе обучения ставится личность ребенка, а ее развитие определяется как ведущая идея современной теории социализации.

В последние годы в педагогический лексикон вошло понятие «педагогические технологии», заменив более близкий преподавателям термин «методика».

Технология любого производства предусматривает получение конкретного результата с определенным уровнем качества.

Формирование умений и навыков в учебном процессе происходит эффективнее, если учитель строит свою деятельность так, что все его действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Для себя уяснила суть: планируем гарантированный результат в процессе применения педагогических технологий.

Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от традиционных объяснительно-иллюстративных технологий легко перейти на личностно-ориентированные технологии. При этом создаются условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учётом и развитием их индивидуальных особенностей. Урок информатики дает шанс каждому проявить себя.

Компьютер на уроке информатики не должен стоять между учителем и учениками. С его помощью мы, учителя информатики, получаем дополнительные возможности для организации деятельности учащихся, средство для проведения уроков разного типа.

1. Дифференцированное обучение.  

При обучении нельзя ставить детей в абсолютно одинаковые условия. У каждого свой темп, свой уровень; одному от природы дано много, другому мало; некоторые имеют образное восприятие, а некоторые легче воспринимают четкую математическую картину. Изложение материала и задания должны ориентироваться на все перечисленные группы.

При выполнении практических заданий на компьютере стараюсь создавать ситуацию успеха для учащихся, слабо владеющих компьютерными технологиями, первоначально даю им упрощенный вариант работы. Использование разноуровневых заданий предоставляет каждому учащемуся возможность продвигаться в обучении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а индивидуальный темп создаёт условия для успешного изучения материала всеми учащимися.

Это позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: каждый может работать в присущем ему темпе и выполнять задания различного уровня сложности. Например, если на уроке проходим тему «Перевод чисел в позиционных системах счисления», пока одни ученики переводят десятичные дроби, другие работают с целыми числами. При выполнении заданий ЕГЭ в первой части урока по актуализации опорных знаний ученики вспоминают формулы, правила, законы, затем раздаю карточки с заданиями, даю несколько минут на вхождение в процесс решения и подхожу к каждому ученику; если необходимо, консультирую, наиболее сложные задания разбираем вместе на доске. Часть учеников успевает сделать самостоятельно шесть-семь заданий, а для кого-то очень хорошо, если своими силами разобрался в двух-трёх заданиях. Дифференцированный подход к обучению помогает учащимся адекватно оценить себя, не занизив уровня самооценки.

Стараюсь обратить внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и внутренние склонности. Преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон в диалоге.

Материал для изучения стараюсь структурировать для работы на 3-х уровнях: минимальном, базовом и вариативном.

2. Применяю в своей практике и коллективное взаимообучение.

В современном деловом обществе важны не только личные качества, но и умение работать в команде. Компьютерный класс можно сделать и мощным средством для организации групповой работы. Часто ученикам кажется, что работать вместе легче, чем одному. Они с радостью встречают любое предложение групповой работы. В процессе работы выясняется, что это совсем не просто, моя задача способствовать тому, чтобы такой вид работы был продуктивным и оставил яркие впечатления.

Важным моментом при организации групповой формы работы является:

  • деление учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
  • разработка и подбор заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
  • оценивание деятельности учащихся.

Класс делится на пары или четвёрки. Каждой группе даётся своё задание, изучают его, делят на части. У каждого ученика своя задача, которую он выполняет (есть задачи потруднее, есть полегче), на следующем уроке проводят взаимообучение, каждый своей части.

Положительные моменты:

  • Дети учатся проговаривать.
  • В процессе речи развиваются навыки мышления и памяти.
  • Работа идёт в индивидуальном темпе.
  • Обеспечивается более прочное усвоение материала.

3. При изучении темы «Базы данных» очень органично пришла к модульному обучению. В первую очередь для осуществления модульного обучения нужна большая предварительная подготовка учителя. По теме «Базы данных» подготовила учебное пособие с подробным описанием технологии создания таблиц, запросов, форм, отчётов и макросов. Каждый шаг снабдила иллюстрациями экранных окон.

Главная идея технологии модульного обучения: ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, то есть организовывать, консультировать, контролировать.

Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах.

Тема делится на блоки:

  1. Блок – теория.
  2. Практические блоки.
  3. Блок – промежуточный контроль. Самостоятельные задания в конце каждого блока.
  4. Блок генерализации знаний. Проектные работы.

Например, при изучении темы «Базы данных» блок – теория включает в себя следующие теоретические вопросы: назначение баз данных и принципы построения, модели баз данных, свойства реляционной модели баз данных, проектирование базы данных. Содержание практических блоков: создание таблиц, создание запросов, создание форм, создание отчётов, создание макросов.

Каждый ученик самостоятельно отрабатывает каждый блок.  

Меняется форма общения учителя и ученика. Я готовлюсь не только к тому, как лучше провести объяснение нового материала, но и к тому, как лучше управлять деятельностью учеников на занятии, ученики отрабатывают заранее подготовленные на компьютере задания. По окончании теоретических блоков, ученики отвечают на тесты, которые заготовлены по каждой теме. Практические блоки завершаются самостоятельными заданиями на компьютере.

Задания составляю с целью определения степени усвоения темы. Недостаточное усвоение можно заметить на каждом шаге. Поэтому курс усвоения идет законченными порциями и в случае неудачи на конкретном шаге ученик должен повторить конкретный элемент, а не весь курс. Он может еще раз просмотреть нужную информацию, не мешая своим одноклассникам.

Ученик учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Существуют определенные трудности. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Моя задача заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования и дозированной индивидуальной помощи.

Эта система обучения требует не только большой предварительной подготовки учителя, но и напряжённого труда ученика.

Учитывая интегрирующее значение информационной среды образовательного процесса на уроках информатики, следует отметить, что наиболее продуктивно модульный принцип обучения реализуется на основе современных информационных технологий.

4. Метод проектов является естественным при изучении информационных технологий.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учеников.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Например, проблемами при изучении темы «Базы данных» являются:

  • «упорядочивание информации» - создание таблиц,
  • «умение отбирать из совокупности информации необходимую» - запросы,
  • «создание графического интерфейса доступа к базе данных» - формы,
  • «оформление» - отчёты,
  • «автоматизация повторяющихся операций» - макросы.

Информационные технологии интегрируются с любым учебным предметом, поэтому возможен выбор темы проекта по любой школьной дисциплине, Проекты предполагают привнесение знаний из различных школьных дисциплин, будь то химия, литература, биология, география и т.д. в единый обучающий процесс. Такой проект позволит ученику систематизировать, интегрировать и применить полученные знания. В результате творческой работы каждый ученик должен показать созданную им самим базу данных, состоящую из одной или нескольких таблиц, запросов, форм, отчётов. Для приобретения навыков публичных выступлений необходимо, чтобы каждый учащийся защитил свой проект. Возможна и взаимооценка школьниками работ друг друга.

Результаты выполненных проектов на уроках информатики могут быть готовы к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляю по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль осуществляю в форме защиты индивидуальных проектов.

Перед нами, учителями встаёт вопрос: «Возможно ли сделать так, чтобы у учащихся была мотивация изучать все предметы?»

Стараюсь своими средствами создать такую мотивацию.

Желающим ученикам предлагаю самостоятельно разработать тему проекта. Каждый может проявить себя в наиболее интересных для него областях. В перспективе брать заказы от учителей для дальнейшего применения на уроках.

Небольшие проекты начинаем делать с шестого класса. При изучении текстового редактора даю шестиклассникам задание сделать красивый титульный лист для реферата со вставкой своей картинки, сделанной в графическом редакторе PAINT. Ученики выбирают темы рефератов по разным предметам, соответственно создаются разнообразные рисунки. Например, математическая тема «Деление дробей» - ребёнок в PAINTе кисточкой цветной краской выводит «немного корявые» дроби, и затем вставляет в титульный лист, выглядит великолепно. Ученики выбирают всевозможные рамки в меню Формат, красивые шрифты для темы реферата, их цель – выровнять заголовки по центру, данные об ученике по правому краю. Каждый занимается творчеством, равнодушных не остаётся.

Цель проектов - найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

При изучении теоретических тем, которые не запоминаются учениками и с трудом проговариваются ими при устном опросе, таких как управление и кибернетика, правовая охрана программ и данных, моделирование и формализация, я даю им в качестве проекта создать интерактивную презентацию по изучаемой теме. Ставлю задачу, что презентация должна включать гиперссылки на текстовые документы, предварительно подготовленные ими в текстовом редакторе, и на рисунки, созданные ими в графическом редакторе. Ученики с увлечением работают над проектом и параллельно запоминают сложный для них материал.  Здесь работает принцип Сенеки «Слышу - забываю, вижу - понимаю, делаю - запоминаю». Причём весь класс работает над одной темой, а проекты получаются совершенно разные: разный дизайн, разные картинки, разные анимации. При защите проектов акцентирую внимание на интересных находках учащихся.

Метод проектов даёт возможность рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных задач.

5. Метод трафаретов применяю при изучении программирования. Не каждый ребёнок от природы наделён алгоритмическим мышлением. Досконально разбираю на уроке несколько типовых заданий по изучаемому виду алгоритма, составляем трафарет. На дом ученики получают задания с аналогичными алгоритмами. Сразу же предупреждаю, что слова типа «я не понял» на следующем уроке не принимаю, что не понятно, спрашивайте. У каждого в тетради есть трафарет, который помогает легко написать программу. Не делают домашнее задание только самые ленивые.

6. При разборе сложных алгоритмических задач применяю на уроке проблемно-поисковый метод. Конечная цель этого метода состоит в том, чтобы ученик хотел, любил и умел учиться.

Ученик должен делать своё открытие на уроке, не подозревая, что к нему его подвёл учитель.

Ставлю перед детьми задачу, совместными усилиями выясняем, что является входными данными для задачи, что является выходными данными; какие могут потребоваться промежуточные переменные при программировании, анализируем по шагам алгоритм. Я включаюсь в тот поиск решения задачи, который предложили ученики, а не навязываю свой путь решения. Стараюсь стать участникам поиска, а не его руководителем. При затруднениях учеников могу высказать свое мнение, предложить какие-то шаги к решению. Таким образом, организовываю поисковую деятельность.

Когда алгоритм разобран по шагам, организовываю оценку данного способа. Совместными усилиями выясняем, насколько найденный способ пригоден для решения других задач, показываю более красивые способы решения задачи, если они есть. Затем на доске одним из учеников составляется блок-схема задачи, по готовой блок–схеме ученики самостоятельно пишут в тетрадях программу, первый написавший показывает мне, а затем переписывает программу на доске рядом с блок–схемой. Готовую программу ученики набирают на компьютерах, и начинается процесс отладки программы.

Постановка учебной задачи, совместное решение ее вместе с учащимися, организация оценки найденного способа действий – есть три составляющие метода поисковой деятельности, который соответствует целям и содержанию развивающего обучения.

Основная трудность, с которой сталкивается учитель при использовании проблемно-поискового метода, работают не все ученики, в поисковой деятельности участвуют активные ученики, часть учеников пытаются пассивно созерцать на поиск. Но блок-схему и программу они переписывают в тетрадь, а также они отлаживают программу на компьютере и получают результат.

«Педагогические технологии» в переводе с греческого означает «Искусство давать знания», работа учителя останется искусством, сколь технологично её не описывай.

Скорее реальная технология учителя это комплекс технологий - ТРАДИЦИЯ преподавания, постоянно меняющаяся в зависимости от многих причин.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». (А. Дистервег).