Конспект урока окружающего мира по теме: "Космос. Солнце — звезда"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с основными характеристиками Вселенной;
  • ознакомить учащихся со звездным небом; с наукой “астрономией”;
  • расширять знания учащихся о Солнце, о вращении Земли вокруг Солнца, о полезных и вредных воздействиях солнечных лучей на человека.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2-й класс, издательство “Учебная литература” 2008;
  • атлас “Мы и окружающий мир”;
  • глобус;
  • рисунок-схема для проверочной работы;
  • обучающий фильм “Мир природы”;
  • компьютерная презентация “Звезда – Солнце”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

II. Формирование новых знаний.

Слайд 1

Отгадайте загадку: “Что весь свет согревает?” (Солнце)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о Солнце)

Тема нашего урока “Звезда – Солнце”.

Зачем изучают космос? (Чтобы узнать, сколько звезд на небе, что с ними происходит)

Что можно увидеть на небе? (Звезды, Солнце, Луну, планеты)

Слайд 2

Какая наука изучает космос? (Астрономия)

Астрономия – первая и старейшая из всех наук. “Астрон” - в переводе с греческого “звезда”, “номос” - “закон”. Астрономия изучает строение и развитие космических тел во Вселенной. Подумай… Почему так трудно изучать Вселенную? (Вселенная очень большая, звезды нельзя сосчитать, их бесконечное количество)

Слайд 3

Вселенная имеет свои особенности: бесконечность, постоянное движение всех тел.

Наше Солнце находится в Галактике Млечный Путь.

Слайд 4

Какие планеты входят в Солнечную систему? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Слайд 5

Что вы знаете о Солнце? (Большой огненный шар)

Откройте атласы. Рассмотрите и прочитайте сведения о Солнце. Что нового вы узнали? (Солнце – это желтая звезда, в 109 раз больше Земли, температура Солнца около +8000°С)

Слайд 6

Каждый день мы наблюдаем движение Солнца по небосклону. Подумай… Солнце двигается вокруг Земли или Земля вращается вокруг Солнца. (Земля вращается вокруг Солнца)

Почему говорят “видимое движение Солнца”? (Мы видим, как Солнце двигается по небу. Земля очень большая, и мы не чувствуем, как она вращается)

Какие изменения происходят на Земле при вращении вокруг своей оси и вокруг Солнца? (При вращении вокруг своей оси на Земле сменяются день и ночь, при вращении вокруг Солнца происходят смена времен года)

Показ глобуса

Работа с глобусом. На глобусе обозначен флажком город Воскресенск.

За какое время Земля делает один оборот вокруг своей оси? (Земля делает оборот вокруг своей оси за одни сутки). За какое время Земля делает оборот вокруг Солнца? (Земля делает оборот вокруг Солнца за один год)

Когда Солнце освещает одну сторону Земли, на этой стороне – день, а с другой стороны – в это время ночь.

Гиперссылка. Фильм “Смена времен года. Смена дня и ночи”. Кадр “Год” № 12

III. Физкультпауза.

Вставайте, если я буду называть космические тела.

Земля, Солнце, река, Луна, дерево, планета, дом, цветок, звезда, комета, кошка, ракета, галактика, самолет, Юпитер, луноход.

IV. Работа по теме.

Слайд 7

В какое время суток солнечные лучи лучше нагревают Землю? (Днем)

В каком положении Солнце находится в это время (высоко или низко над горизонтом)? (Солнце днем высоко над горизонтом, а утром и вечером низко)

Сделайте вывод. (Чем выше Солнце над горизонтом, тем лучше оно нагревает Землю)

А как же зимой? Ведь Солнце тоже поднимается над горизонтом, но совсем не греет? (Зимой Солнце поднимается очень низко над горизонтом, поэтому не греет)

Летом Солнце выше поднимается над горизонтом, день длиннее, поэтому Земля лучше прогревается. Зимой наоборот, Солнце ниже над горизонтом, день короче, Земля меньше нагревается. Летом лучи Солнца падают на Землю прямо вертикально, а зимой – по касательной, это обуславливает нагрев земной поверхности.

Гиперссылка. Фильм “Смена времен года. Смена дня и ночи”. Кадр “Движение Солнца над горизонтом” № 3.

V. Работа с учебником.

Откройте учебник на стр.51. Рассмотрите рисунки. Можно ли по тени судить о времени суток? В какое время суток самая короткая тень? (Самая короткая тень – днем) А самая длинная? (Самая длинная тень может быть утром или вечером)

Наблюдая за Солнцем, человек стал делить сутки на четыре части. Какие? (День, ночь, утро, вечер). Человек заметил, что восход и закат Солнца происходит примерно в одной и той же точке. Позже, точка восхода получила название “восток”, а заката – “запад”. Посмотрите в окно. В какое время суток мы наблюдаем Солнце из окна нашего класса? (Утром). Значит, куда смотрят окна нашего класса? (На восток).

Слайд 8

Наблюдения за Солнцем позволили человеку создать первый прибор – солнечные часы. Тень от стержня служит указателем времени.

Слайд 9

Подумайте и скажите, какое значение имеет Солнце для нашей планеты?

Солнце – источник жизни на Земле.

Чем опасны солнечные лучи? (Нельзя долго загорать, может быть солнечный удар и ожоги. Солнце иногда служит причиной лесных пожаров. Нельзя смотреть на Солнце без защитных очков, можно получить ожог глаз)

VI. Закрепление пройденного.

Слайд 10

Что такое Солнце? (Солнце – это звезда)

Для чего Солнце нужно человеку? (Солнце дает тепло и свет)

В какое время года Солнце поднимается выше: зимой или летом? (Летом)

В какое время суток тени длиннее: утром и вечером или днем? (Тени длиннее утром и вечером, а днем – самые короткие)

Где восходит Солнце? (На востоке) А заходит? (На западе)

Проверочная работа.

Нарисуйте на схеме <Рисунок 1> положение Солнца в полдень:

1 ряд красным карандашом – зимой,

2 ряд оранжевым карандашом – осенью и весной,

3 ряд желтым карандашом – летом.

На схеме большого размера на доске обозначение магнитами.

VII. Итог урока.

Что интересного вы сегодня узнали на уроке?

VIII. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике параграф о Солнце. Вспомнить названия всех планет.

Слайд 11