Внеклассное мероприятие (викторина) "День журавля"в 4-м классе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель:

  1. закреплять знания учащихся о многообразии птиц и их значении для природы;
  2. совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию;
  3. развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности и речь учащихся;
  4. воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: плакат журавля; иллюстрации с изображением птиц; выставка литературы о птицах; аудиозапись «Голоса птиц»; плакат со стихотворением; цветные карандаши и листы бумаги, алфавит.

Участники:

  1. 3 команды (состав одной команды – 6 человек);
  2. герой – белый журавль (стерх);
  3. жюри (3–4 человека).

Оценивание команд: за каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

Ход занятия

Организационный момент.

Учитель: Какое время года сейчас?

Правильно, осень на дворе. Листья падают с деревьев, трава увядает. Летят в небе птицы, на хвостах своих лето уносят.

Ученик 1:

Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья. (К. Д. Бальмонт).

Учитель:Сегодня мы будем говорить не только об осени, но и о … Тему сегодняшнего занятия вы узнаете сами, отгадав загадку:

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла
Прилетай – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)

– Значит, наше занятие будет посвящено птицам. На Земле обитает более 8000 видов птиц, а на территории нашей страны более 700 видов. Они встречаются в любом уголке природы и всегда радуют нас.

– Каких птиц вы знаете?

– Для чего нужны птицы в природе?

– Назовите стихи, сказки, рассказы, пословицы, басни, а также песни и кинофильмы в названии или содержании которых присутствует образ птицы? (Работа с выставкой книг).

– Но главный «виновник» нашей викторины – журавль, так как 30 сентября – «День журавля».

Кто такой журавль?

Ученик 2.

Летят высоко журавли
Над опустевшими полями.
Лесами, где лето провели,
Они кричат: «Летите с нами!»
А в роще сонной и пустой
Дрожат от холода осины,
И долго листик золотой
Летит за стаей журавлиной.

Ученик 3.

Вы слыхали? Над болотом
Журавли опять кричат
Журавли перед отлётом
Учат строго журавлей
Учат лёту, учат клину,
Учат, как не отставать,
Над родным ручьем калину
Никогда не забывать.

Учитель: В 2002 г. по инициативе Рабочей группы по журавлям Евраазии в Амурской, Читинской, Тюменской, Рязанской и Московской областях, на Нижнем Поволжье, Украине, в Казахстане и Узбекистане прошел праздник «День журавля».

В 2003 г. Оргкомитет праздника «День журавля» обратился к Астраханскому заповеднику с предложением провести такое мероприятие для астраханцев. И вот с 2003 года в Астрахани принято считать 30 сентября – «Днем журавля».

Кто же такой он – журавль?

(Сообщение ученика о журавле).

Учитель: В Астраханской области, особенно в степных районах, довольно часто можно встретить серого журавля и журавля-красавку. А символом праздника «День журавля» в Астраханском заповеднике избран белый журавль – стерх – один из редких и красивейших журавлей мира. Сегодня он прилетел к нам в гости и хочет посмотреть, насколько хорошо вы знаете птиц.

Стерх: – Здравстсвуйте, ребята! Я – белый журавль или, как меня еще называют, стерх. А что вы про меня знаете?

(Сообщение ученика о стерхе).

Стерх: Молодцы! А сейчас я хочу провести с вами викторину, посвященную птицам.

1-й конкурс «Загадочный».

  1. Он в своей лесной палате
    Носит пестренький халатик.
    Он деревья лечит,
    Постучит и легче (дятел).
  2. Пусть я птичка – невеличка,
    У меня, друзья, привычка –
    Как начнутся холода,
    Прямо с севера сюда (снегирь).
  3. Он прилетает каждый год
    Туда, где домик ждет.
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет (скворец).
  4. Маленький мальчишка
    В сером армячишке
    По дворам шныряет,
    Крохи собирает,
    В поле ночует,
    Коноплю ворует (воробей).
  5. Черный, проворный,
    Кричит «крак»,
    Червякам – враг (грач).
  6. Хочет – прямо полетит,
    Хочет – в воздухе висит.
    Камнем падает с высоты
    И в полях поет, поет (жаворонок).

2-й конкурс «Перелетные и неперелетные птицы».

– Распределите в два столбика названия птиц, объясните, по какому принципу вы их делили?

Ласточка, дятел, воробей, грач, журавль, ворона, соловей, кукушка, голубь, стриж, гуси, утки, цапля.

3-й конкурс «Вопрос – ответ».

  1. Можно ли охотиться весной на птиц? Почему?
  2. Чем питаются ласточки, стрижи? (насекомыми).
  3. У какой птицы птенцы не знают своей матери? Почему? (кукушка).
  4. Чем питаются журавли и цапли? (лягушками).
  5. У какой птицы зимой появляются птенцы? Почему? (У клестов много корма, так как зимой созревают семена шишек).
  6. Кто кукует у кукушки самка или самец? (самец).

4-й конкурс «Отгадай и вспомни».

Разгадай зашифрованное (рассыпанное) слово, вспомни пословицу с названием этой птицы.

Воробей – слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Синица – лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Соловей – человек без Родины, что соловей без песни.

5-й конкурс «Кто это?».

По словесному описанию узнай птицу:

а) Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись (воробей).

б) Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое (синица).

в) У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета (снегирь).

г) У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый (дятел).

д) Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый (сорока).

е) У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое (ворона).

6-й конкурс «Шифровка?».

– Расшифруйте слово по алфавиту и объясните, почему птица получила такое название?

а) Рябчик (цвет оперения)

18 – 33 – 2 – 25 – 10 – 12

б) Кукушка (голос, песня)

12 – 21 – 12 – 21 – 26 – 12 – 1

в) Камышовка (место жительства)

12 – 1 – 14 – 29 – 26 – 16 – 3 – 12 – 1

7-й конкурс «Проверь себя».

Если формулировка верна, учащимся ставят «+», если неправильно «-»

  1. Перелетные птицы не улетают в теплые края (-)
  2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине (+).
  3. Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы (-).
  4. Ворона, дятел, клест – зимующие птицы (+).
  5. Зимой у клестов появляются птенцы (+).
  6. Зимой птицы питаются плодами, семенами, почками (+).
  7. Нужно подкармливать птиц зимой (+).
  8. Птицы зимой не погибают от холода и голода (-).
  9. Птиц нельзя истреблять весной (+).
  10. Птиц надо охранять и бережно к ним относиться (+).

8-й конкурс «Необычный художник».

– Без ножниц «порвать» силуэты птиц!

Стерх: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями. А сейчас послушайте стихотворение и подумайте о чем оно. (вывешивается плакат со стихотворением):

С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!

Подведение итогов и награждение победителей.