Сравнительный анализ орнаментов (Египет, Греция, Русь)

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель урока:

  1. Учимся смотреть и видеть.
  2. Повторение, полученных ранее знаний об орнаментах.
  3. Развитие умений и навыков восприятия и анализа визуальных источников информации.
  4. Развитие умений и навыков устной речи.
  5. Учить сравнивать факты и явления и делать выводы на основе обобщения знаний.

Оборудование урока для учителя: Мультимедийный комплекс, электронный носитель информации.

План

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели

3. Повторение сведений об орнаментах и узорах. Вопрос появляется в слайде. Ответ ученика проверяется анимированным ответом на слайде.

Обсуждение природных условий Египта и Руси с привлечением личных знаний детей, полученных в путешествиях по Египту, а также на уроках по окружающему миру, связанных с вопросами климатических зон. [За рассказ об увиденном в Египте, ученик получает устное поощрение; за ответ, по ранее изученным темам окружающего мира, ученик получает 1 балл]

Рассмотрение орнаментов и природных мотивов.

Вывод: Орнамент создается по мотивам природы [за этот вывод ученик получает 1 балл].

Вопрос: “Почему из разнообразных природных мотивов только этот стал главным [доминирующим?] ” [По Египту и Руси вопрос задается отдельно]

Ответ на этот вопрос принесет учащемуся 5 баллов.

Примерный ответ: “Природа Египта сурова: 1. Очень жарко; 2. много песка, значит там еще жарче. В пустыне мало воды, а человеку для жизни нужна пресная вода. Египет омывается морями. Вода там соленая. Вся жизнь людей шла вокруг реки Нил. На берегах реки выращивали злаки, в зарослях лотоса и тростника люди охотились и отдыхали. Из него они научились делать свою бумагу – папирус. Из него они могли построить хижину, даже сделать одежду. К тому же лотос очень красив, особенно во время цветения. Обобщенный ответ: “Лотос играл значимую роль в жизни египтян” [если ответ дает другой ученик, то за такое обобщение он получает 4 балла].

Ответ о древне-русском орнаменте: “Лес играл важнейшую роль в жизни человека”.

Показ слайда со множеством греческих орнаментальных мотивов, в которых четко прослеживается доминанта.

Вопрос: “Какой элемент встречается очень часто?” [Пальметта и мотив волны]

Вопрос: “Можно ли по орнаменту представить, что для греков имело важное значение?” [Подумайте, что напоминает этот элемент?]

Ответ на вопрос о происхождении мотивов греческого орнамента - пальма и море. [3 балла]

Показ слайда с физической картой Греции.

Вопрос о том, что показывает карта. [Ответ – 2 балла]

Показ слайдов о природе Греции.

Подведение итогов сравнительного анализа.

В зависимости от темпа урока можно использовать кадры в конце презентации для повторения схем расположения орнаментов, также сообщить о темах, которые предстоит изучать.

Пояснительная записка

Данный урок помогает закрепить умения и навыки самостоятельной работы учащихся, а также умения и навыки коллективной работы [совместно с учителем и одноклассниками], что в свою очередь, позволяет мне, как учителю, разрабатывать общегимназическую методическую тему: “Формирование общеучебных умений и навыков учащихся”. На этом же уроке есть возможность поработать и над выработкой учебно-коммуникативных умений и навыков, связанных с культурой устной речи. Эта составляющая методической темы поддерживается федеральной целевой программой “Русский язык - язык науки, культуры, образования, язык всех школьных дисциплин” [ разработчики: методисты кабинета русской словесности СПбГУПМ – Ивлева В.Н., Арская А.Р., Гвоздинская Л.Г.]. Для реализации проекта учителям всех школьных дисциплин рекомендуется проводить систематическую работу по обогащению и конкретизации словарного запаса учащихся 1-11 классов. Я, как учитель, должна развивать внимание учащихся; учить слушать учителя [его объяснение], а также ответ ученика; развивать монологическую речь; систематически включать в урок диалог [беседу учащихся] в процесс изучения своего предмета. Несмотря на то, что “Художественный труд” относится к предметам технологического цикла [про сути рукодельным], без проговаривания алгоритма действий дети не могут осознать способ получения того или иного результата [изделия].

Урок построен на максимальном использовании мультимедийного комплекса. В программе Power Point мною написана презентация “Сравнительный анализ орнаментов [египетского, греческого, русского]”. В презентации содержатся и вопросы для повторения, а также большой материал для сравнения природных условий и орнаментальных мотивов. Наличие гиперссылок позволяет быстро перемещаться по материалу. Широко использована и анимация. В печатном материале комментариев к уроку отдельно указаны баллы за тот или иной ответ. Суммарное количество баллов превышает стандартные пять баллов, так как наша гимназия в ближайшем будущем переходит на многобалльную систему отметок Этот учебный год предполагается пересмотр отношения к оценке результатов усилий учеников. Оценка не всегда становится отметкой. Учимся по-новому оценивать знания и мы, учителя, и наши ученики.

Презентация урока (обращаться к автору проекта – 138 Мб)