Разработка урока алгебры в 8-м классе по теме "Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений"

Разделы: Математика


Тип урока – комплексное применение знаний, умений и навыков.

Цели урока: обобщить знания по теме Решение дробных рациональных уравнений; систематизировать задачи, решаемые с помощью дробных рациональных уравнений; вырабатывать навык решения задач творческого характера; вырабатывать навыки самоконтроля, умение работать в парах и в группах.

Оборудование:

  1. Медиааппарвтура.
  2. Презентация урока. (приложение)
  3. Раздаточный материал – карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся – проверка предыдущего материала, логически связанного с содержанием данного урока.

А. Проверка домашнего задания. У доски работают двое учащихся, решают домашнюю задачу и уравнение. По окончании их работы – обсуждение приведённых ими способов решения и оформления заданий.

Б. Устный счёт – воспроизведение и коррекция опорных знаний.

№1. Назовите область допустимых значений переменной в выражении (учитель подбирает рациональные дроби в зависимости от уровня подготовки класса).

№2. Назовите корни уравнения (учитель подбирает дробные рациональные уравнения, в которых нули числителя не совпадают с нулями знаменателя, а затем уравнения, в которых нули числителя частично или полностью совпадают с нулями знаменателя).

В.Фронтальный опрос (с презентацией) – систематизация и анализ задач, решаемых с помощью дробных рациональных уравнений).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Ответы обсуждаются и сверяются с приведёнными на экране сведениями.

- Какие типы задач мы решаем с помощью дробных рациональных уравнений? Слайд 2.

- Какую известную из курса физики формулу применяют при решении задач на движение?

- Какие величины обозначены буквами v, t, s?

- Как зная пройденный путь и скорость найти время движения? Слайд 3.

- При решении задач на совместную работу какие величины используются?

- Как можно задать формулу работы? Слайд 4.

- Как вы понимаете, что такое производительность труда?

- Почему её можно обозначить буквой v, как скорость движения? (Т.к. это скорость выполнения работы).

3. Решение стандартных задач с применением изученных формул.

А. Задача №1. Один из лыжников прошёл расстояние в 20 км на 20 мин быстрее, чем другой. Найдите скорость каждого лыжника, зная, что один из них двигался со скоростью на 2 км/ч большей, чем другой.

Работа в парах. Учащиеся получают карточки с условием задачи и таблицей к ней. Задание – заполнить пустые клетки таблицы. Слайд 5.

 

V (км/ч)

t (ч)

S (км)

1.

 

 

20

2.

 

 

20

После проделанной работы в парах с помощью экрана выполняется проверка.

Далее предлагается в парах составить уравнение к этой задаче. На доске учащиеся записывают составленные уравнения. Затем на экране появляется одно из них. И приводится ответ к задаче для самопроверки.

Б. Обсуждение и демонстрация наиболее рациональных способов решения и оформления уравнения.

В. Задача №2. Да слесаря, работая совместно, могут изготовить деталь за 8 часов. Сколько времени потребовалось бы каждому слесарю на выполнение этой работы, если одному для этого потребуется на 12 часов больше, чем другому? Слайд 6.

Работа в парах по карточкам. Сначала заполнить таблицу, свериться с экраном, затем составить уравнение к задаче. Слайд 7.

Обсуждается алгоритм составления уравнения по условию задачи. Слайд 7.

Самопроверка.

Г. Обсуждение и демонстрация наиболее рациональных способов решения и оформления уравнения.

4. Решение творческих задач.

Дифференцированная работа в группах.

А. Сильным учащимся предлагается задача повышенной сложности. Они берут карточки красного цвета, так формируется группа.

Задача. Для наполнения бассейна через первую трубу потребуется столько же времени, сколько при наполнении через вторую и третью трубы одновременно. Сколько времени потребуется для наполнения бассейна через каждую трубу, если через первую наполняют бассейн на 16 часов быстрее, чем через третью, и на 4 часа быстрее, чем через вторую?

Б. Другая группа учащихся берёт карточки зелёного цвета.

Задание. Придумайте задачу, условие которой приводит к уравнению

130/х-130/(х+5) = 1/6.

Решить это уравнение.

В. Отчёт о работе в группах.

5. Подведение итогов урока.

6. Постановка домашнего задания.