Цели:
- познакомить с героическими страницами истории нашей Родины;
- воспитывать любовь к Отечеству.
Орг. момент.
Сегодня на уроке мы узнаем о том, какие страшные события произошли в нашей стране в 13 в.
Проверка домашнего задания (сл. 2-7)
Тест:
1. На Руси Кремлем называли:
- сельский терем барина
- укрепленный центр древнерусского города
- Княжеский дворец.
2. Год Крещения Руси:
- 987
- 988
- 1988
3. Вече - это
- собрание всех горожан
- город на Руси
- Посадник
4. Летопись - это
- запись важнейших событий
- первая рукописная книга
- Славянская Азбука
5. На Руси первые книги писали на
- папирусе
- бересте
- Пергаменте
6. славянскую Азбуку создали
- Ярослав Мудрый
- Кирилл и Мефодий
- Князь Юрий Долгорукий.
Знакомство с новой темой.
Киевская Русь испытывала на себе постоянные набеги кочевых племен. Самая страшная беда пришла на Русь с востока: у границ государства появились монголо - татарские племена.(сл.8)
Монголо - татары - это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, овец, коров, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переезжали с места на место в поисках новых пастбищ.
Найдя подходящее пастбище монголы устраивались рядом. Они сгружали с повозок тонкие жерди и, крепко связав, устанавливали их наподобие шалаша. Затем жерди покрывали войлоком. Получалось жилище - юрта.(сл.9) Внутри складывали очаг и разводили огонь. Дым выходил наружу через отверстие на самом верху юрты.
Лет за 20 до прихода Монголо - татар на Русь, произошло объединение многочисленных кочевых племен. Во главе встал предводитель (хан) Чингисхан.(сл.10) Имя его означает Океан - хан или Хан - великий, как океан. Чингисхан стремился захватить под пастбища новые земли завладеть богатствами соседних народов, покорив их самих.
Монголы были очень свирепыми и жестокими. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими народами и подавно враждовали.. они были сильны своей многочисленностью и военной организацией.
Рассмотрим рисунки русских и монгольских воинов.(сл. 11)
Поздней осенью 1237г. внук Чингизхана Батый (сл.12) привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество.(сл.13) У Рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимировскому и черниговскому князю за помощью, но те отказали ему. 5 дней держалась Рязань,(сл.14) на шестой - пала. Взяли монголы город и убили всех его жителей, не пожалев ни женщин, ни детей. Людей рассекали мечами, поражали стрелами, бросали в огонь.
Вслед за Рязанью Монголо - татары заняли Коломну, Москву и другие города. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города.
Маленький город Козельск враги штурмовали 7 недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. С тех пор монголы стали называть Козельск "злым городом".
В 1240 году был разрушен и разорен город Киев. Войско монголов было так огромно и так шумно, что киевляне не могли услышать друг друга. Всюду раздавался скрип телег, рев верблюдов и крики людей. Упорно защищали жители родной Киев, но итак инее смогли его отстоять: слишком неравны были силы. Киев был разграблен и разорен.
Почему же Русь покорилась татарам? Когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того, чтобы объединиться и действовать заодно, они продолжали соперничество.
Страшное опустошение и разорение принесли Русской земле полчища Батыя. На месте городов оставались развалины и пожарища. Теперь русские князья могли править только с разрешения ордынского хана. Они обязаны были ездить к нему на поклон, приносить богатые подарки. Жители Руси платили монголам дань. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги. У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника. Сборщиков дани называли баскаками. (сл.15)
Так Русь стала зависеть от орды. Эта зависимость продолжалась больше 200 лет. Столько потребовалось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.
Работа с книгой.(сл. 16) Прочитать текст на стр.59-60 и ответить на вопрос.
- Что такое Золотая Орда?
Итог урока:
Домашнее задание.