Задачи:
- Познакомить учащихся с историей города Казани, архитектурой, талантливыми представителями татарского народа,
- Расширить представления о Республике Татарстан, её государственных символах и понятии «Родина»
- Воспитать чувство патриотизма, любовь к родному городу, чувство гордости за свой родной край.
Оборудование:
- декорации - искусственные цветы, деревья, корзина с волшебными цветами,
- сувениры к 1000-летию Казани (тюбетейки),
- приглашение,
- музыкальное сопровождение,
- сказочные персонажи «Шуралята» учащиеся 1 класса.
Приглашение:
Мы сегодня встречаем гостей,
Милых наших учителей.
В путешествие по Татарстану
Отправляйтесь вместе с нами
По бескрайним полям,
По богатым лесам,
По широким лугам
По высоким холмам.
Ход мероприятия
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в полное неожиданностей путешествие, но не на Северный полюс, а в сказочный лес, который находится вблизи вашей школы. Вы любите бывать на природе? Тогда послушайте, какие волшебные слова мы должны сказать:
«Крибле – крабле – бум!»
Вот мы и в сказочном лесу. Какая красота! /Вдруг в лесу начинают оживать деревья, – превращаются в Шурале/
-Кто вы такие? Из какой вы школы? Ребята, вы их не знаете?
Дети: Это Шурале.
Учитель: Почему в вашем сказочном лесу так шумно? В нашей столице шум издает только транспорт.
Шурале: Говорите, что живете в столице?
Шурале: Не случайно по нашему лесному радио день и ночь рассказывают о подготовке к какому-то празднику.
Шурале: Праздник нашего писателя уже прошел.
Шурале: Ребята, скажите, кто написал сказку обо мне? В каком месяце наш любимый писатель отмечал свой день рожденье?
Дети: 26 апреля, сказку написал Габдулла Тукай.
Шурале: Ты посмотри, все знают. Такие ребята нам нужны самим.
Шурале: Не выпустим из нашего леса.
Шурале: Не выпустим
Шурале: Помогите нам.
Шурале: За правильные ответы получите волшебные цветы.
Шурале: Которые растут в нашем сказочном лесу.
Учитель: Шуралята, вы сказали, что по лесному радио рассказывают о подготовке в нашей столице к какому-то празднику.
Шурале: Да–да.
Учитель: Ребята, подскажите, к чему готовится наша столица?
Дети: К празднованию 1000-летия Казани.
Шурале: А мы и не знали.
Учитель: Казань – один из старейших городов существует почти 10 веков. Столица РТ крупнейший промышленный научный и культурный центр России, город литературы и поэзии. Казань занимает площадь в 292 км2. В нашем городе проживает свыше 1 млн. 100 тыс. человек.
Шурале: Молодцы.
Шурале: /подговариваются/ Как это хорошо, что они пришли к нам в лес.
Шурале: Сейчас они за нас сделают домашнее задание.
Шурале: Читать и писать мы не любим. Не зря, оказывается сбежали с уроков.
Учитель: Вы поступили не правильно, почему вам не сидится на уроке?
Шурале: Представляете.
Шурале: Наш учитель подготовил столько вопросов о Казани.
Шурале: Наизусть мы их выучили. Знаем лишь ответ на единственный вопрос.
Учитель: Ребята! Ну как, поможем? Слушаем вас.
Шурале: Я в столице бываю только в одном месте - люблю кататься на аттракционах.
Шурале: Вы это место не знаете?
Шурале: Как называется этот аттракцион?
Дети: Шурале.
Шурале: Умнички.
Шурале: Одна из легенд гласит
«…Повелел своей дочери хан:
К той реке снеси ты казан,
Не простой тот казан золотой,
Ты держи его верной рукой…
Крепко накрепко пальчики сжала,
Но слишком тяжел был котел.
Миг из рук и под воду ушел.
Шурале: Как называется река, в которую по преданию упал котел?
Дети: Река Казанка
Шурале: Правильно! /удивлен/
Учитель: Казань находится как будто в «котле», в низине между берегов рек. Отсюда и название от слова «казан» – «Казань».
Шурале: У нас в лесу свой президент!
Шурале: А кто президент Татарстана?
Дети: Минтимер. Шаймиев.
Шурале: Отлично! /удивлен/
Шурале: И что это мы не хотим учиться. Вон с каким интересом учатся ребята из этой школы.
Шурале: Вот помогут ответить на все вопросы, мы тоже станем умненькими.
Шурале: В мире больше 170 государств, каждое из которых имеет свои символы.
Шурале: Какой же флаг независимого Татарстана?
Шурале: Сколько цветов на государственном флаге?
Шурале: /смеются/ 4 или 5
Дети: Всего 3 цвета.
Шурале: Надо же, 3. Как в сказке.
Учитель: Перечислите.
Дети: зеленый, белый, красный.
Шурале: А что обозначает каждый цвет?
Дети: Зеленая – символ живой природы, символ молодости.
Дети: Белый – символ чистоты, чести и мира.
Дети: Красный – цвет солнца, огня, молнии.
Учитель: Красный цвет означает праздник жизни. С 1991 года флаг суверенного Татарстана развивается над всеми городами и поселками нашей республики.
Шурале: Кто нарисован на гербе Татарстана?
Дети: Ак барс
Учитель: Почему именно Ак барс?
Дети: Он добрый, любит людей. Он может защитить не только себя, но и всех под своим крылом.
Шурале: Молодцы.
Шурале: Об одном озере существует легенда, что там действительно лежат большие сокровища.
Шурале: Как называется это озеро?
Дети: Озеро Кабан.
Учитель: Последний Казанский хан Едигей успел перед падением города в 1552 году схоронить в озере Кабан сокровища царской казны. Г.Тукай писал об этом:
«Все наши ханы, прежде чем сбежать,
Богатства стали в озеро кидать:
И золото свое, и серебро,-
Не оставлять же недругам добро!
С тех пор лежат сокровища на дне
Безусловно каждый рад
Отыскать старинный клад.
Может, когда вырастите, то сможете найти сокровища хана Едигея.
Шурале: Лежат до сих пор?
Учитель: Да.
Шурале: Назовите самую красивую мечеть города Казани, которая находится на территории Кремля. Дети: Мечеть КУЛ ШАРИФ.
Учитель: Мечеть была построена в середине века, Она названа в честь знаменитого и известного татарского поэта Кул Шарифа
Шурале: Все знают.
Шурале: Какая красавица возвышается над белыми кремлевскими стенами?
Шурале: Много народных преданий связано с этой башней.
Шурале: Она тоже находится на территории Кремля?
Дети: Башня Сююмбике.
Учитель: Башня по праву считается одним из самых прекрасных архитектурных памятников нашей столицы – символом города. Время её сооружения до сих пор точно неизвестно. Некоторые ученые говорят, что была она построена в 17 веке, другие считают её более древней. Башня Сююмбике наклонена вправо. Сходство башни Сююмбике с итальянской Пизамской башней – её тоже называют падающей.
Шурале: отлично.
Шурале: Вспомните татарского поэта, памятник которому стоит возле Кремля.
Дети: Муса Джалиль.
Учитель: Известный татарский поэт, истинный патриот своей Родины, Герой Советского Союза, автор «Моабитской тетради», чья жизнь и творчество отдано до последней капли своему народу. Его поза напоминает собирающегося взлететь сокола. Вот – вот порвет он связывающие его путы,взметнется ввысь в голубые небеса и воспарит над седым Кремлем.
Шурале: Вот если бы сидели на уроках, то сами бы смогли ответить на все вопросы.
Шурале: Спасибо вам, ребята. Может отпустим. Они нам так помогли.
Шурале: Конечно, конечно. Теперь мы и сами будем стараться. Мы вам обещаем.
Шурале: Ребята! Давайте вместе с вами украсим нашу лесную поляну.
Шурале: Волшебные цветы будут напоминать о нашей встрече.
Шурале: Мы всем нашим друзьям расскажем о том, что мы познакомились с такими умненькими, хорошенькими ребятами их школы №
/Под музыку оформляют доску/
Учитель: Чудная поляна! Давайте же пожелаем нашей столице, чтобы она к своему 1000-летию была еще /какой?/
Дети: Красивее.
Шурале: Молодцы! /вместе/
Шурале: Ну а сейчас пришло время прощаться. До свидания, ребята!
Шурале: Вы достойны встретить праздник 1000-летия Казани.
/Шурале превращаются в деревья/
Учитель: Ребята! Наша экскурсия в сказочный лес подошла к концу. Чтобы вернуться в класс мы должны вспомнить волшебные слова «крибле – крабле – бум».
Вот мы и в классе.
Всем ребятам, которые были во время экскурсии самыми умными, смышлеными, которые не испугались героев сказки «Шурале» я говорю «Спасибо».
А нашим гостям хочу преподнести сувениры, сделанные руками моих пятиклашек – саму красивую мечеть Кул Шариф.
И завершая наше мероприятие, я бы хотела сказать стихами о Казани:
Мы славим главный город Татарстана,
Гордимся мы тобой, любимая Казань!
В свой юбилей прекрасного 1000-летия
Еще моложе, восхитительнее стань!