Цели:
- Создать условия для понимания роли СССР в разгроме фашизма, что происходящее на нашей земле требует осмысления на личном уровне.
- Создать условия для формирования собственных взглядов на спорные проблемы истории и умение их отстаивать.
- На конкретных примерах подвести учащихся к пониманию того, что итоги войны определили ход истории послевоенной и превратили проблему войны и мира в глобальную.
- Совершенствование умений работать с дополнительной литературой, критически относиться к суждениям ученых, писателей публицистов.
- Помочь в выработке собственной позиции в оценке сегодняшней ситуации в мире.
Средства обучения:
- Карта «Великая мировая война».
- Карта «Великая Отечественная война».
- Карты-схемы:
- «Начало ВОв – 1942г.»
- «Сталинградская битва»
- «Курская битва»
- «Операция 1944 г.»
- «Берлинская операция»
- Выставка книг по теме.
Тип урока: семинар.
Ход урока
В истории человечества есть события решающего, поворотного значения. С полным основанием к ним можно отнести и завершившуюся 64 года назад ВОв.
Историческая победа явилась усилием 55 стран антигитлеровской коалиции, но главная тяжесть легла на плечи Советского Союза. Именно на Советско-Германском фронте происходили наиболее ожесточенные сражения второй мировой войны. Именно здесь, благодаря массовому героизму и стойкости советских солдат была решена учесть фашизма.
Предыстория войны, ход и результаты описаны и проанализированы в сотнях книг, статей, брошюр. Однако до сих пор в военной летописи остается немало «белых пятен». Именно это и позволяет нам провести урок в форме конференции.
|
Концепция ВОв на протяжении 50 лет истории менялась.
|
|||||
Беседа |
В свете какой концепции рассматриваем мы историю ВОв? ВОв – часть II мировой войны |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
|
|||||
|
а) Реваншистские настроения – в результате сложившейся Верс.-Вашингтонгской системы мирный договоров после I Мировой войны, которая ставила Германию в унизительное положение; |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
К какому историческому деятелю уходят истоки милитаризации Германии? |
|||||
Сообщение учащегося |
Начало II мировой войны |
|||||
Беседа |
Можно ли было предотвратить начало II мировой войны? |
|||||
|
|
|||||
Доска |
Аншлюс Австрии – захват Эфиопии – Мюнхенский сговор – диктатура Франко и т.д. |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Назовите, где был допущен самый крупный стратегический просчет. |
|||||
|
Захватили оружия – 40 девиз., заводы «Шкода». Германия к большой войне с СССР была не готова. Апр. 1939 г. – советское правительство предлагает заключить тройственный пакт о взаимопомощи на случай агрессии, а Гитлер – пакт «4» – Германия, Италия, Франция, Англия. ▪Большая дипломатическая игра – каждая из трех сторон стремилась переиграть другие и сковать их дипломатию. Снят Литвинов (МИД) – Молотов. Гитлер утвердил план вооруженной борьбы с Англией и Францией и заинтересован во временном союзе с СССР – готов идти на уступки. Договор о ненападении – предмет дискуссии. Своевременный нужный документ –
Не было необходимости в подписании такого документа
|
|||||
Сообщение учащегося |
Начало Великой Отечественной войны |
|||||
Беседа |
1. Было ли начало ВОв полной неожиданностью? |
|||||
|
(Да – оперативно-тактическая) |
|||||
|
2. На какое время рассчитывал Сталин начало войны? |
|||||
|
(осень – зима) (нет – стратегической) |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Чем можно объяснить такую чрезвычайно странную позицию «генерального стратега» |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Причины временных неудач КА |
|||||
|
|
|||||
Доска |
Далеко идущие последствия |
|||||
|
3 недели войны |
1941 г. |
начало войны |
|||
|
|
|||||
|
|
Германия |
СССР |
|
||
|
люди |
100 т. |
850 т. |
5,5 млн – 3,3 |
||
|
танки |
1700 |
6000 |
3,8 т. – 10,4 |
||
|
самолеты |
950 |
3500 |
4,6 т. – 8,6 т. |
||
|
|
|||||
Беседа |
Какая причина была главной? |
|||||
|
Тоталитарная система не допускала демократических решений, альтернативных вариантов |
|||||
Сообщение учащегося |
Ход войны 1941 г. |
|||||
ф/хр |
Речь Молотова |
|||||
Беседа |
Как советские люди восприняли известие о войне? |
|||||
|
Не сразу осознали всю серьезность обстановки, весь драматизм ситуации, предполагая, что военное противоборство не будет продолжительным и фашистский агрессор, как только подойдут КА, будет отброшен с советской земли и разгромлен |
|||||
Беседа |
Почему с речью выступил не Сталин, а Молотов? |
|||||
|
Люди могли усомниться в его мудрости, прозорливости, непогрешимости
|
|||||
Сообщение учащегося |
Ход войны 1942 г. |
|||||
Беседа |
Почему в 1942 г. повторились трагические неудачи первых дней войны? |
|||||
Вывод |
Сталинский режим не адоптировался в новых условиях ни экономически, ни политически, ни психологически - репрессии, окрики, пленники-изменники |
|||||
Сообщение учащегося |
Ход войны 1943 г. |
|||||
|
Конец 1943 г. – на запад продвинулись 600 – 1200 км – 218 дивизий 1944 г. – на Восточном фронте прошел под знаком подавляющего превосходства советских вооруженных сил, последовательно осуществлялись крупные стратегические операции на всем протяжении фронта |
|||||
Беседа по карте |
Операции 1945 г., значение Стоило ли нашим воинам отдавать жизни за свободу народов Европы? |
|||||
Вывод |
Война с фашистской Германией закончилась водружением красного знамени на куполе рейхстага 2 мая и подписанием безоговорочной капитуляции Германии (Кейтель – Жуков) 8 мая 1945 г. Великую и долгожданную Победу советский народ завоевал очень дорогой ценой. Ущерб – 2,6 триллиона рублей Погибло 27 млн.человек (из них около 9 млн. – КА) |
|||||
Беседа |
В чем причины колоссальных потерь? |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Есть ли угроза новой мировой войны? |
|||||
|
В настоящее время как никогда остро стоит проблема укрепления российского государственности, сотрудничества стран СНГ. |
|||||
Беседа |
|
|||||
Сообщение учащегося |
Развитие вооружения и военного искусства в годы второй мировой войны как основы для возникновения современных видов вооружения |
|||||
Беседа |
|
Обобщенные основные итоги записываются в таблице.
Учащиеся определяют последствия этих итогов.
АГК – антигитлеровская коалиция
Итоги |
Последствия |
1. Уничтожение фашизма как одной из форм тоталитаризма совместными усилиями АГК при решающей роли СССР |
Рост авторитета СССР и США, превращение их в сверхдержавы; впервые нацизм под судом на международном уровне; созданы условия для демократического развития стран; начало распада колониальной системы |
2. АГК – основа для создания ООН |
Возможность образования системы коллективной безопасности, возникновение новой организации в международных отношениях |
3. Огромные людские потери и материальные разрушения |
Послевоенные экономические трудности, нарушение демографической ситуации. Американский план Маршалла – основа экономического раскола Европы |
4. Развитие военного искусства, вооружений |
Основа для разработки и появлений новых видов вооружений |
5. Появление ядерного оружия |
Возникновение «холодной войны», превращение СССР во вторую ядерную державу, гонка вооружений, нарастание экологических проблем |
6. Освобождение КА народов ЦиЮВЕ |
Социалистический выбор под воздействием сложившихся условий и сталинского диктата; образование МСС в противовес капиталистической системе |
7. Рост международного авторитета СССР и расширение его границ |
Дальнейшее усиление тоталитарного режима, культа личности в нашей стране при явном росте и проявлении гражданской позиции населения |
Превращение проблемы мира в глобальную |
Итак, рабочая гипотеза отработана.
Дальнейшая работа должна ее скорректировать.