Разработка урока по теме "Соли азотной кислоты"

Разделы: Химия


Цель: на основе знаний свойств азотной кислоты и общих способов получения солей, охарактеризовать свойства нитратов и их получение.

Задачи:

  • контроль степени усвоения знаний по предыдущей теме;
  • формирование умений и навыков по самостоятельному овладению знаниями;
  • создание условий для развития коммуникативных навыков, умения работать в команде;
  • формирование умения в общем видеть частное, делать логические выводы, преодолевать трудности в учении, переносить знания и умения в новые ситуации.

Литература: справочники по неорганической химии.

Оборудование: пробирки, подставки для пробирок, таблица растворимости, интерактивная доска.

Реактивы: HNO3; Zn; Fe2O3; Ba (OH)2; CuCO3ТВ; Ba (NO3)2; Fe (NO3)3; H2SO4; NaOH или KOH; Zn (NO3)2; Na3PO4; Cu (NO3)2.

См. Приложение 1, Приложение 2.

Ход занятия

Тип урока Методы Формы Формы организации учебной деятельности
Овладение новыми знаниями Частично-поисковый Беседа
Практическая работа
Групповая

1. Мотивационно-ориентировочный этап

  1. Деление класса на группы (по 5 человек).
  2. Проверка домашнего задания.

а) Физические свойства HNO3 (слабый учебник).
б) Химические свойства HNO3 (3 ученика у доски, по 5 уравнений реакций).
в) Применение HNO3 (слабый ученик, 1 ученик с места).

  1. HNO3 или “крепкая водка” как ее называли со времен Петра I, проявляет разнообразные химические свойства. Наряду с другими продуктами в результате реакций образуются соли HNO3 – нитраты, которые и являются объектом нашего сегодняшнего изучения.

? Каково ваше мнение о причинах изучения данных соединений?

(! HNO3 широко применяется в промышленности и сельском хозяйстве; можно предположить, что ее соли также имеют большое значение).

? Каково же будет содержание нашего урока, с чем мы будем знакомиться?

(! Свойства, получение нитратов, применение).

! Итак, познавательная задача урока сформирована: изучение свойств, получения и применения нитратов.

Предложите план ее решения:

  1. физические свойства нитратов.
  2. химические свойства.
  3. способы получения.
  4. области применения.

(Учащиеся предлагают план, который согласовывается.)

Записать план на доске.

2. Операционно-исполнительский этап

  1. Чтобы изучать соли HNO3, используя элементы исследовательской работы, сначала повторим, что означает само понятие “исследование вещества”.

! Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формирование вывода.

Получается логическая цепочка: теоретический анализ прогнозирование эксперимент.

  1. Изучение солей HNO3 начнем с исследования названия “нитраты” - в переводе с греч. означает “селитра”. КNO3, NaNO3, Са(NO3)2, NН4NO3 называются селитрами.

3. Получение нитратов

Теоретический анализ: учащиеся сами предлагают способы получения нитратов; используя общие способы получения солей.

Прогнозирование: на предыдущем уроке проводили опыты, иллюстрировавшие химические свойства HNO3, а дома записывали уравнения реакций.

(Ученик записывает уравнения реакций на интерактивной доске.)

Zn + HNO3

Fe2O3 + HNO3

Ba (OH)2 + HNO3

CuCO3 + HNO3

Во всех случаях образуются растворы нитратов Ме, следовательно, для нитратов характерны общие способы получения.

(Самопроверка домашнего задания.)

! Тем, кто допустил ошибки в домашнем задании: повторить химические свойства HNO3. Специфические способы получения нитратов – взаимодействие NO2 со щелочами.

4. Физические свойства нитратов

(Самостоятельно изучают по учебнику, делают записи; 1 ученик озвучивает.)

5. Химичкские свойства нитратов

Теоретический анализ: как для представителей солей характерны общие свойства: + кислоты, щелочи, соли, Ме. Первые три - реакции ионного обмена.

? Вспомните условия их проведения.

Прогнозирование:

На основании теоретического анализа можно сделать вывод о практичной осуществимости реакций:

Ba (NO3)2 + НCl
Fe (NO3)3 + KOH
Cu (NO3)2 + Fe
Ba (NO3)2 + H2SO4
Zn (NO3)2 + Na3PO4
Cu (NO3)2 + Hg

? Схемы записаны на интерактивной доске, записать уравнения в молекулярном и ионном видах.

Эксперимент:

Работая в группах, учащиеся, экспериментируя, подтверждают свойства нитратов. (Указывают в таблице признаки химических реакций, проверяют уравнения, которые записали представители каждой группы) и делают вывод: для нитратов характерны общие свойства солей.

Разложение расплавленной натриевой селитры (теоретически по учебнику).

Прогнозирование:

2 Na NO3 2 Na NO2 + O2

? Найти окислитель и восстановитель.

! Такие ОВР относят к внутримолекулярным.

Теоретический анализ: Специальное свойство нитратов – разложение при . По учебнику изучить зависимость состава продуктов реакций разложение нитратов от положения Ме в ряду активности.

Эксперимент: демострационно.

Небольшое количество Na NO3раств. + 4–5 капель [H2SO4] и несколько секунд до начала кипения. Затем осторожно помещаем в полученную реакцию медную проволоку.

Прогнозирование: Выделился бурый газ, предполагаем, что это NO2. Записываем уравнение реакции.

Теоретический анализ: взаимодействие нитратов с [H2SO4] и Cu – определение нитрат-ионов.

(В ходе урока заполняют таблицу.)

3. Оценочно-рефлексивный этап

Учащиеся оценивают свою деятельность, возвращаются к плану.

! Провели исследовательскую работу, сумели спрогнозировать и доказать способы получения и свойства соединений; поняли, что можно самостоятельно добывать знания, исходя из основных теоретических предпосылок.

? Для чего надо знать свойства нитратов? (Существует взаимосвязь свойств вещества и их применения.)