Открытый урок по литературе по теме "Мир просит тебя: открой меня заново"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Формирование эстетического восприятия мира;
  2. Развитие речи и наблюдательности учащихся;
  3. Воспитание художественного вкуса через восприятие поэтического и изобразительного искусства.

Основание: развитие ума, чувств, воли.

Основная идея урока: построение собственной мысли.

Форма организации урока: учебный диалог.

Средство: в качестве оборудования использованы технические средства обучения.

Структура урока

Содержание урока

Способ взаимодействия

Вопросы

Методы и приемы

I выход на проблему Организация проблемной ситуации Диалог с учителем Как называется глава, над которой мы сейчас работаем?

Какое произведение мы изучили на прошлом уроке?

Вопросы открытого характера.
II постановка проблемы. Обмен пониманием поставленной проблемы, сравнение своего понимания с культурным аналогом, открытие нового понятия. Диалог с учителем Кто был такой Джерри?

Что он там делал?

Можно ли назвать Джерри тонким наблюдателем мира?

Почему?

Сегодня мы тоже будем учиться быть наблюдателями. Кто такой тонкий наблюдатель? (любознательность: потребность в познании мира; пытливость: умение концентрировать свое внимание на том предмете, который изучаем; умение подмечать существенное, малозаметные свойства предметов, явлений).

Сравнение, контрольный вопрос.
III поиск решения проблемы. 1. Самостоятельный поиск.

2. обсуждение итогов поиска.

3. Выбор общего понимания проблемы.

Коллективный диалог. Только ли писатели являются наблюдателями?

Мы отправимся в мир поэзии.

А кого в этом мире можно назвать наблюдателем?

Почему?

Поэт подметил красоту природы, выразил с помощью поэзии – он тонкий наблюдатель.

Чтение учителем текста.

Какие чувства вам навевает это стихотворение?

О каком времени года идет речь?

Прочитайте те строчки, где признаки весны можно скорей увидеть, чем услышать или ощутить кожей (осязать) или воспринять носом (обонять).

Развитие речи: “бушует полая вода”, “дымятся черные бугры”, “густые белые пары напоены теплом и светом”, “а в полдень лужи под окном так развиваются и блещут, что ярким солнечным теплом по залу “зайчики” трепещут”, “меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет”, “кругом вода журчит, сверкает”.

А вот сейчас нас будут волновать только запахи весны.

Развитие речи: “и слышишь свежий запах сада и теплый запах талых крыш”.

Теперь выбираем только те строчки, в которых в весну можно услышать.

Развитие речи: “бушует полая вода”, “шумит и глухо и протяжно”, “грачей пролетные стада кричать и весело, и важно”.

Кругом вода журчит, сверкает”, “крик петухов звучит порой”.

Установление взаимосвязей.

Доказательства.

IV решение проблемы. Сравнение своего понимания с другим “Я”.

Открытие нового своего понимания.

Сравнение своего понимания с культурным аналогом.

Коллективный диалог. А кого мы можем назвать тонким наблюдателем в мире звуков?

Значит, композиторы тоже наблюдают за красотой природы?

При помощи чего они выражают чувства, отношения к ней?

А какие у вас вызывают чувства эта композиция?

Какие картины вы себе представляете, слушая ее?

А кто еще тонкий наблюдатель кроме писателей, поэтов, композиторов?

Доказательства, выделение главного.
V рефлексия. Оценку своего понимания решения проблемы. Индивидуальные ответы учащихся. А вы были сегодня тонкими наблюдателями?

Почему вы так решили?

Какие признаки наблюдателя вы в себе открыли?

В какой роли вам больше всего понравилось: наблюдателя-поэта, наблюдателя-композитора, наблюдателя-художника?

Можно ли сказать, что тема урока: “Мир просит тебя: открой меня заново” вы узнали, что-то новое?

Что вы не знали?

Что узнали?

Обобщая, говорим, что поэт, композитор, художник - это человек, который обостренно воспринимает окружающий мир: умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов и звуков, побуждает нас всех вглядываться и вслушиваться.

Вопрос открытого характера.

Презентация