Юмор в музыке. Путешествие в мир музыкального смеха

Разделы: Музыка, Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Как безграничен образный мир музыки!

В ней можно услышать пение птиц и шелест листвы, шепот волн и порывы ветра, капли дождя и восход солнца. (Назвать или озвучить фрагменты произведений: Глинка «Жаво­ронок», Алябьев «Соловей», Чайковский «Март» («Песня жаворонка»), Шуберт «Липа», Лист «Гроза», Косенко «Дождик», Григ «Утро», Гайдн.Симфония «Утро».1 ч.- по выбору).

Музыка рассказывает о красоте родной земли и позволяет совершать увлекательные путешествия в дальние страны. Вспомним «Арагонскую хоту» Глинки, «Венгерские рапсодии» Листа, «Песни венецианского гондольера» Мендельсона, образы Норвегии в халлингах Грига, образы Польши — в мазурках и полонезах Шопена, кавказские ритмы в музыке Хачатуряна.

В произведениях композиторов можно услышать отголоски реальной повседневной жизни: шум города, гудки паровоза, звуки заводских цехов (Свиридов. Сюита «Время, вперед», Онеггер. «Пасифик 231», Мосолов. «Завод»). Другие сочинения помогают пере­нестись в далекое историческое прошлое. Таковы: «Богатырская симфония» Бородина, «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского, опера «Садко» Римского-Корсакова, прелюдии Дебюсси «Дельфийские танцовщицы» и «Затонувший собор».
Слушая классическую музыку, любители сказок и фантастики встретят множество знакомых героев и персонажей: Золушка из балета Прокофьева, Щелкунчик из балета Чайковского, Храбрый витязь Руслан и карлик Черномор из оперы Глинки, гномы и кобольды из пьес Грига, Баба-Яга в произведениях Мусоргского и Лядова, Дед Мороз в пьесе Шумана и опере Римского-Корсакова «Снегурочка», Шехеразада – в музыке Шумана, Равеля и Римского-Корсакова.

Мечты и грезы, надежды и стремления, радость и отчаяние человека находят выражение в музыкальных звуках.

А может ли музыка быть веселой? Передавать шутку, юмор, иронию? Дарить нам улыбку и смех? Конечно, да! Хотя до сих пор некоторые люди думают, что классическая музыка - это что-то скучное, грустное, слишком серьезное и непонятное. Уверяю вас, что это совсем не так! И сегодня нас ждет экскурсия в мир музыкального смеха.

Оглянитесь вокруг. Мы видим портреты мастеров комедийного жанра в литературе раз­личных эпох и национальных культур. Создатель древнегреческой комедии – Аристофан (VI–V вв. до н.э.), У.Шекспир, Лопе де Вега, Мольер (XVI–XVII век), Бомарше, Гоцци, Шеридан, Фонвизин – XVIII в., Грибоедов, Гоголь, Островский, О.Уайльд, Б. Шоу – XIX век.
А сколько улыбок дарит нам изобразительное искусство в портретах и рисунках, иллюстрациях, шаржах, карикатурах (репродукции и альбомы).

Можно ли представить, что композиторы стояли в стороне от образов веселья и хорошего настроения? Ведь даже на портретах многие композиторы смотрят на нас с улыбкой (Вивальди, Бах, Глюк, Гайдн... Равель, Стравинский, Прокофьев, Бриттен).

Целая группа музыкальных произведений уже своими названиями располагает нас к улыбке: «Шутка» Баха и «Музыкальная шутка» Моцарта, «Сарказмы» Прокофьева, «Озорные частушки» Щедрина, «Прибаутки, «Кошачьи колыбельные песни» и «Цирко­вая полька для молодого слона» Стравинского, «Юморески» Шумана, Грига, Дворжака, Рахманинова, Щедрина и многих других.

Итак, решено. Мы стараемся постичь условности различных жанров и стилей, особенности их средств выразительности. Вместе с поэтом В. Хлебниковым мы совершаем «Заклятие смехом» и под звуки «Попутной песни» М.И.Глинки отправляемся путешествовать в Мир Музыкального Юмора!

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищь надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, смейся рассмеяльно, смех надсмейньгх смеячей!
Смейево, смейево.
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи! (В.Хлебников)

Дым столбом, кипит, дымится пароход.
Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье...
Веселится и ликует весь народ,
И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле. (Н. Кукольник)

Музыкальная фонограмма. Работа со шкалой времени и географической картой.

Фантастически быстро переместившись во времени и пространстве, мы выходим на первой остановке. Слышна итальянская речь... Судя по прическам и костюмам – мы в XVII веке. Это не Рим, не Венеция, не Флоренция. Это город Болонья. Город, в котором жил и работал монах, органист, теоретик, композитор Адриано Банкьери (1567 – 1634). Видимо это был очень энергичный и веселый человек. В свободное от игры на органе в церкви время, в перерывах между написанием учебников и трактатов он сочинял мадригальные комедии. В этих комедиях он был автором и литературного текста, и музыки. Среди них: «Старческое сумасбродство» (1698), «Музыкальная смесь» (1603), «Юношеское благоразу­мие» (1607). «Представление на Масленицу» (1608).

В «Представлении на Масленицу» 20 музыкальных номеров, исполняемых вокальным ансамблем с инструментальным сопровождением. Это веселый карнавал, где встречаются персонажи комедии дель-арте, различные маски, звучат шутовские песенки, забавные скороговорки.

В № 10 тётушка Бернардина решила посплетничать, рассказать свои последние новости «по секрету – всему свету». В № 17 звучит «Ослиная перекличка». № 19 – «Шутовская песенка». Самым смешным и оригинальным в этой комедии можно считать мадригал № 12. Он называется «Контрапункт животных разуму».

А знаете ли вы, что такое мадригал? Это светская песня эпохи Возрождения, XIV– XVII вв. Её исполнял ансамбль из 2, 3, иногда 5 голосов. Текст звучал на родном языке,в отличие от церковных произведений, для которых была характерна латынь.

В мадригале № 12 5 исполнителей. Четырех из них мы легко узнаем во время слушания. Каждый из них будет петь на своем языке, но мы легко их поймем. А пятый пытается продемонстрировать свою мнимую ученость. Он важно поет хоральную мелодию, исполь­зуя латинский текст, в котором, увы, нет смысла. (Фонограмма).

Итак, мы верно определили большинство участников ансамбля. Это кот, пёс, кукушка и сова. А пятый, считающий себя самым ученым, участник беседы – осёл. Исполнители забавно подражали голосам животных и птиц. А осёл повеселил публику игрой в образованность. Маски животных, характерные для жанра басни, создают здесь аллегорию и позволяют сделать какие-то выводы. Как, например, в стихотворении Г.Р. Державина «Вельможа»:

Осёл останется ослом,
Хотя осыпь его звездами:
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
О! тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина
Или в шумиху дурака.

Так итальянская музыка XVII века и русская литература XVIII века неожиданно приводят нас к мысли, что от смешного до серьезного – один шаг.

А мы снова отправляемся в путь и через короткий промежуток времени попадаем в Германию первой половины XVIII века. Здесь, в городе Лейпциге живет очень трудолюби­вый, очень энергичный, очень веселый органист, клавесинист, дирижер, педагог по фамилии Ручей. Правда, Ручей – это в переводе на русский язык. А вообще-то его все знают по фамилии Бах.

Как?! – воскликнете вы. Бах – известный композитор, который писал медленные ученые фуги. Да. Но при этом он написал около 20 сюит, в которых чередуются различ­ные танцы! А «Шутка» из его оркестровой сюиты по сей день никого не оставляет равнодушным и дарит нам улыбку. Такую же добрую, как у И.С. Баха на этом портре­те. (Фонограмма).

В семье И.С.Баха росли сыновья и дочери. К нему в дом приходили талантливые ученики. Он любил общаться с молодежью и знал их интересы. В Лейпциге Бах создал множество кантат (вокально-инструментальных произведений, где чередовались арии, речитативы, ансамбли и хоры). Это были произведения на религиозные и светские тексты. Среди последней группы мягким юмором, живостью характеров, чертами театральности выделяется «Кофейная кантата». Она написана для трех солистов (сопрано, тенор, бас) и струнного оркестра с флейтой. В кантате 10 номеров. Слушая их, мы становимся свидете­лями забавной семейно-бытовой сценки: ворчливый папаша Шлендриан переживает из-за непослушания дочери Лизхен, которой он запрещает пить кофе. А она так любит этот на­питок, что посвящает ему целую арию. Лизхен придумывает благополучное решение этой «проблемы» и завершает кантату дружный веселый ансамбль.

А мы послушаем арию Лизхен «Ах, как вкусен сладкий кофе». Она звучит в движении менуэта – танца, популярного в XVIII веке. Серебристое звучание сопрано перекликается с мелодией флейты. Возгласы «Кофе, кофе!» повторяются много раз, вызывая улыбку слушателей. (Фонограмма)

Оставим Лизхен лакомиться её любимым напитком и направимся дальше. Посмотрим на шкалу времени, географическую карту м рисунки с видами города. Мы – в Вене послед­них десятилетий XVIII века. В этот период здесь жили и работали многие известные компози­торы: Глюк, Гайдн, Моцарт, Сальери (показ портретов).

Творчество В.А.Моцарта поражает многоплановостью, мастерством передачи различ­ных образов и характеров, контрастами и сопоставлениями лирического, комического, драматического и философского в произведениях разных жанров. Ведь и в характере самого композитора сочетались общая жизнерадостность, общительность, дружелюбие с обост­ренным чувством собственного достоинства, эмоциональной ранимостью, резким неприя­тием чужой тупости и ограниченности.

В 1787 году Моцарт написал оригинальный камерный ансамбль для струнного квартета и двух валторн и назвал его «Музыкальная шутка». В каждой из четырех частей этого цикла встречаются забавные эпизоды с пародированием творческой безликости само­уверенного композитора – дилетанта и игры неумелых исполнителей.

Вторая часть – менуэт – открывается монументальными аккордами в пунктирном ритме. Утрированная важность и торжественность музыки вызывает улыбку. Вспоминаются ко­мические рассуждения учителя танцев из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве»: «Все людские невзгоды, все злоключения, коими полна история, оплошности государст­венных деятелей, ошибки великих полководцев – все это проистекает единственно от неумения танцевать.

Когда человек поступает не так, как должно, будь то просто отец семейства, или же государственный деятель, или же военачальник, про него обыкновенно говорят, что он сделал неверный шаг, не правда ли?

А чем еще может быть вызван неверный шаг, как не умением танцевать?».

Серьезность, невозмутимость, основательность, рассудительность, нарочитая важность заключены в первой теме менуэта.

Разгар веселья наступает в середине экспозиции, когда после энергичных триольных мотивов струнных дуэт валторн с непревзойденной фальшью исполняет тему в характере незатейливой веселой песенки. Музыкантам никак не удается попасть на нужные ноты, возникают абсолютно непредсказуемые созвучия, но исполнители с невозмутимой серьезностью старательно продолжают играть дальше по принципу «кто в лес, кто по дрова». (Фонограмма)

В этом же городе Вене в 1790-х годах жил молодой музыкант Людвиг Ван Бетховен. Сейчас мы его знаем как автора множества новаторских произведений, в творчестве которого получили яркое воплощение драматические, героические и философские образы. 9 симфоний, 11 увертюр, 32 сонаты для фортепиано, 16 квартетов, инструментальные концерты отражают глубокие раздумья о жизни, борьбе человека с судьбой.

Однако веселые страницы тоже встречаются в его музыке. Одно из таких сочинений создано во второй половине 1790-х годов. Это фортепианное рондо-каприччио Соль мажор. «Ярость из-за потерянного гроша, излившаяся в Каприччио» – таково полное название этого опуса, являющегося его краткой программой. В статье, посвященной рондо-каприччио, немецкий композитор и музыкальный критик Р.Шуман дал следующую характеристику Бетховену: «Когда ему было весело (...) он смеялся, как лев. И наносил удары направо и налево, ибо он во всем был неукротим».

Современные музыковеды сравнивают это рондо с развернутым комическим рассказом-сценкой, где музыка передает различные контрастные эпизоды и ситуации: начальная безмятежность, затем обнаружение пропажи, чередования надежды и волнения. Далее следуют бестолковые поиски с блужданием по тональностям и нарушениями в композиции, создающими хаос. Наконец, бешеная ярость от безрезультатного поиска. Дополнительный комический эффект создает контраст понятий «ярость» и «грош». Это гнев по самому ничтожному поводу. Вспомним выражения «буря в стакане воды», «дело не стоит выеденного яйца», «много шума из ничего» и подобные им. (Фонограмма)

Слушая рондо-каприччио, мы наблюдаем, как его герой в приступе гнева, под влиянием неконтролируемых эмоций теряет облик разумного уравновешенного человека. От звуков начальной веселой и беззаботной темы в духе польки музыка переходит к бурным пассажам. Трелям и арпеджио в низком регистре, напоминающим возмущенное рычание. И хотя это лишь музыкальная шутка, она приводит к выводу о необходимости сохранять человеческий облик в любой ситуации. «Учитесь властвовать собой».

Наше путешествие завершается.

Сегодня музыка позволила нам побывать в разных городах и странах. Вспомнить известных композиторов, послушать произведения разных жанров. В воображаемом Музее Музыкального Юмора мы познакомились лишь с некоторыми экспонатами, характерными для искусства XVII–XVIII веков. Но хочется верить, что эта экскурсия была интересной, увлекательной и полезной. И нам снова захочется обратиться к творчеству композиторов-классиков в поисках произведений, несущих радость, улыбку и хорошее настроение. До новых встреч в мире музыки!