Урок литературного чтения. А.П. Гайдар "Тимур и его команда" (4-й класс, "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

Цели урока:

  • Совершенствование навыков литературного чтения (беглость, осознанность, выразительность, правильность).
  • Доформировывание читательских умений через упражнения на «разогрев» по Е.В.Заику.
  • Воспитание заботливого отношения к друзьям, развитие чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование:

  • Учебник
  • Мультимедийный проектор
  • Презентация

Тип урока: урок объяснения новых знаний

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Позитивный настрой на урок.

– А ну-ка, дети, встали в ряд.
Я – командир, вы – мой отряд.

II. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня я – ваш командир, и на уроке я вас познакомлю с новой детской командой и ее юным, бесстрашным командиром. Помогут мне в этом новые страницы нашего учебника.

КАДР №1

III. Артикуляционная гимнастика

– Как поет горн?
– Как звучит барабан?

Ребята выполняют упражнение на развитие силы звука. « Ту-ту-ту-ту» вся имитация на едином выдохе. Упражнение на развитие артикуляционной моторики. «Дра-дра-дра, бра-бра-бра, гра-гра-гра, тра-тра-тра».

IV. Коррекционное упражнение на анализ структуры слова

– Молодцы. Замечательная у меня команда, громкая, дружная. Перед проверкой домашнего чтения я предлагаю поблуждать по нашим лабиринтам.

КАДР №2 (столбики слов)

Ответы: печка, крыло, озеро, пчела, слово, мечта, огонь, слива.

V. Зрительная физминутка на укрепление глазодвигательных мышц

– А сейчас, ребята, мы сделаем зарядку для наших глазок. Не двигая головой, посмотрите на потолок над доской – на пол (8–10 раз), вправо – влево (8–10 раз), по нашим геометрическим фигурам по часовой стрелке и обратно (4–6 раз).

VI. Проверка домашнего задания

КАДР №3 (фото Гайдара)

– Ребята, в домашнем тексте об А.П.Гайдаре встретились такие фразы:

КАДР №4 (фразы из текста).

– Объясните мне, пожалуйста, что подразумевал под этими словами Р.Фраерман? (Дети отвечают).

– Прочитайте, пожалуйста, домашний рассказ «Гайдар и дети».

(Дети читают рассказ по абзацам, 4–5 человек более крупными отрывками на оценку.)

КАДР №5 (фото Гайдара с сыном)

–Теперь скажите мне, каким человеком вы представляете себе Гайдара?

– За что, по вашему мнению, его любили дети? Докажите словами из текста.

VII. Зрительная физминутка на улучшение циркуляции крови в органе зрения и снятия напряжения мышечного тонуса.

Сомкнули веки – «кулачок» (6–8 раз)
«Крылья бабочки» (10 секунд, после «удивления» повтор 10 секунд)
Массаж век указательными пальцами по кругу (около минуты)
Надавливание на глазные яблоки (1–3 секунды, повтор 5–6 раз)
Указательный палец «борется» с бровями (6–8 раз)

VIII. Подготовка к восприятию новой темы

– Мы с вами уже многое знаем о жизни А.П.Гайдара, и сегодня, наконец, прикоснемся к страницам его замечательной повести о ребятах довоенной поры «Тимур и его команда».

КАДР №6 (фото обложки книги)

– В тексте встречаются слова, значение которых может быть вам непонятно. Прочитайте эти слова и попробуйте объяснить мне их значение.

КАДР №7 (словарная работа)

Дети читают слова и объясняют их значения друг другу.

IX. Первичное восприятие и чтение текста детьми

Дети читают текст на страницах 150–153. Чтение хорошо читающих детей перемежается с чтением учителя.

X. Обобщение

– Отряд, слушай мою команду! Поднимите руке те, кто хотел бы быть как Тимур. Встаньте те, кому понравились главы из повести. Подпрыгните те, кто хотел бы прочесть повесть целиком. Молодцы! А теперь отрапортуйте мне, как вы себя чувствовали на уроке, чем вы занимались, что вам запомнилось.

КАДР №8 (слова-помощники)

XI. Домашнее задание

– Дома вы будете читать главу 1 на страницах 150–154, зададите родителям 3 вопроса:

  1. Что помнят родители о содержании повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда»?
  2. Хотели бы они, чтобы современные дети были похожи на героев этой повести?
  3. Есть ли у вас дома такая книга, могли бы вы ее принести в класс?

– Отряд! Равняйсь! Смирно! Урок окончен.

Список литературы:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение в 4 классе. В океане света.Ч.2 Москва: БАЛАСС, 2008–218с.
2. Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование. – СПб.: КАРО, 2004– 224 с.
3. Рыбаков Н.И. Жизнь и творчество А.П.Гайдара – Москва: Детская литература, 1984–18с.
4. Шмидт В.В., Шмидт В.Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками – Москва: ТЦ Сфера, 2005–128 с.