Урок литературы в 6-м классе "Археологические раскопки, или Путешествие по Древней Греции"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • В увлекательной форме повторить и закрепить изученные сведения по культуре, истории, литературе Древней Греции.
  • Формировать умение кропотливой, вдумчивой работы с художественным текстом, отрабатывать умение выборочного, аналитического пересказа, составления рассказа на заданную тему.
  • Расширять кругозор учащихся, поддерживать интерес к получению новых знаний, развивать творческий потенциал учащихся, способствовать здоровому духу соревнования.

Форма урока. Комбинированный урок.

Оборудование урока:

  • выставка книг по теме,
  • выставка творческих работ учащихся,
  • репродукции с изображением богов и богинь,
  • архитектурных памятников Древней Греции,
  • музыкальное сопровождение.

Ход урока

Слово учителя.

Мы с вами продолжаем путешествие в увлекательный, чарующий и загадочный мир страны, именуемой колыбелью культуры. Перед нами Древняя Греция. Шаг за шагом, урок за уроком мы приобщаемся к прекрасному миру этой страны. В классический период в Древней Греции была создана великая культура, оказавшая влияние на развитие всей мировой культуры. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, остроумные комедии Аристофана, философские трактаты Платона и Аристотеля, замечательные архитектурные ансамбли афинского Акрополя, храмы Зевса в Олимпии, Аполлона в Дельфах, Артемиды в Эфесе до сих пор восхищают людей. Шедевры древнегреческой скульптуры вдохновляли не одно поколение мастеров всех времен и народов. Культура Древней Греции и Древнего Рима именуется античной.

Вопрос: А знаете ли вы, как называются люди, которые своими поисками, раскопками подарили миру величайшие сокровища прошлого, открыли исчезнувшие цивилизации? Это археологи. Археолог - это очень интересная профессия. Справка: от греческого "архео" - древний, относящийся к древности; наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей - археологическим памятникам. А представляете ли вы себе, как они трудятся? (Ответ учащихся) Верно, слой за слоем, частичку за частичкой перебирают они, пересеивают, буквально откапывают то, что погребено под многочисленными слоями земли. Так появляются на свет не только отдельные предметы материальной культуры прошлого, но и целые города.

А хотели бы вы стать археологами? Тогда в путь, отправляемся в археологическую экспедицию, будем не учениками и ученицами, а археологами. И тщательно изучать мы будем художественный текст в частности и всю художественную культуру Древней Греции в целом.

Вместо оценок сегодня вы будете получать ордена Шелкового умника, которые станут для вас пропуском на игру "Умники и умницы".

Во время наших археологических раскопок, путешествуя по Греции, мы сделаем несколько остановок: географическую, историческую и другие. Согласны? Тогда смелее в путь!

Но прежде чем отправиться в экспедицию, мы должны знать, куда следовать. Давайте наведем справки. Сначала узнаем, вспомним, где находится эта страна.

1. Географическая остановка.

Слово учащихся для сообщения о географическом положении, климате, природе, животном мире Греции.

Вопрос: Из мифов мы узнали об этом же?

2. Историческая остановка.

Слово учащихся об истории Древней Греции.

Вопрос учителя: Из мифов приведите подтверждение тому, что этот народ был воинствующим.

3. Культурная остановка.

Беседа о греческих ученых, науке, о греческой демократии.

Женщины и рабы политических прав не имели. В Афинах же граждане независимо от их имущественного положения решали на собраниях важные государственные дела: издавали законы, выбирали должностных лиц, заслушивали их отчеты, заключали мир и объявляли войну и т.д. Наивысшего развития Древняя Греция достигла в свой классический период 5-4вв до н.э.

4. Литературная остановка.

1) Беседа.

  1. Что такое миф?
  2. Легенда о происхождении мира.

2) Игра по мифам "Перевертыши".

Налетел ветер и что-то напутал, занес песком все вокруг, давайте же наведем порядок в Пантеоне богов. Среди имен богов есть не только греческие, нужно их убрать и аргументировать свой выбор

  • Дионис - бог виноградарства
  • Гефест - бог огня
  • Ариадна - дочь Миноса, указавшая путь Тесею
  • Осирис - египетский бог дал письменность, медицину, градостроительство и земледелие
  • Тиамат - богиня соленой воды
  • Анубис - бог, покровитель мертвых
  • Гермес - бог торговли.

Задание:Один учащийся наводит порядок и характеризует богов.

3) Художественный пересказ. Слово экспертам. Учащиеся характеризуют Зевса, Геру, Посейдона, Аида, Аполлона, Артемиду, Афину, Гермеса, Гефеста по плану:

  • Как выглядит
  • Атрибуты
  • Чем и кем правит
  • История о нем
  • Рисунок бога

4) Игра "Конкурс знатоков". По опознавательным признакам угадать, о каком боге идет речь. Признаки расположены от сложного к простому.

Вопрос: Назовите число от 1 до 7, то есть число признаков, которое будет вам достаточно, чтобы узнать и назвать имя бога. Чем быстрее угадаете, тем большее количество очков получите.

Гермес.

  1. Он бог гимназий, древнегреческих школ борцов, поэтому один из его атрибутов - петух; его изображают в виде идеального юноши, посещающего школы борцов,- высоким, стройным, безбородым, с коротко остриженными волосами.
  2. Иногда его изображают с поднятой вверх правой головой. Этим жестом он будто хочет что-то разъяснить, напоминает о том, что он - бог красноречия, одна из многочисленных обязанностей которого - обучение людей этому искусству.
  3. Он научил олимпийских богов получать огонь с помощью быстрого вращения специальной палочки, а людей он учит искусству передавать свои мысли посредством письма, ведь он - изобретатель азбуки. Кроме того, он изобрел цифры, меры и весы.
  4. Он посланник богов, посредник между ними и человечеством. Он же - проводник душ в царство Аида.
  5. Он изобретатель свирели и лиры, поэтому его изображение часто сопровождает черепаха, из панциря которой он сделал первую лиру.
  6. Его главные атрибуты - низкая крылатая шляпа и кадуцей(палка, которую обвивают две змеи). Когда его изображают с обнаженной головой - на голове непременно крылья.
  7. Он покровитель путешественников и мореплавателей, хранитель дорог и водных путей, бог торговли и бог воров, бог-переводчик со всех языков.

Гера.

  1. Она олицетворяет влагу или,точнее, влажность воздуха, вот почему ей прислуживает Ирида - богиня радуги.
  2. Она богиня календарного года, ее няньками были Времена года, поэтому на ее скипетре изображена кукушка - символ весны, а в левой руке она держит гранат, вызревающий поздней осенью и символизирующий смерть года.
  3. Как и Афродита, она совершает ежегодные омовения в ручье Кана около Аргоса.
  4. Ее атрибуты, наряду с кукушкой и гранатом, павлин - символ ревности, покрывало и диадема.
  5. На своих изображениях она всегда с ног до головы укрыта одеждами, обнажены только часть шеи и руки. Она высокого роста, у нее роскошные волосы, увенчанные диадемой, и большие широко раскрытые глаза, за что ее прозвали волоокой.
  6. Она обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, мстительна и жестока, древнегреческое искусство всегда придавало ей строгую и величественную красоту.
  7. Она основательница и покровительница браков и семьи, хотя ее собственная супружеская жизнь проходит в постоянных ссорах и неладах с мужем.

Далее по такому же принципу характеризуются и опознаются другие боги.

5) Игра "Шествие Аполлона". Выбрать атрибуты, принадлежащие Музам Аполлона и вручить каждой из них.

Игра "Бюро находок". Верните богам их потерянные атрибуты.

  • Шлем, панцирь, змея, сова и эгида - щит с головой Медузы горгоны(Афина)
  • Крылатые сандалии и жезл(Гермес)
  • Эгида-щит, скипетр, иногда орел(Зевс)
  • Лук и стрелы, лавровый венок, кифара(Аполлон)
  • Лук и стрелы и свора собак, нимфы(Артемида)
  • Чаша и виноградная лоза(Дионис)

5. Танцевальная остановка.

Разминка танец "Сертаки".

6. Занимательная остановка.

Работа в парах. Игра "Путаница". Перескажите своему соседу любой миф, допуская в нем ошибки, или составьте в паре пересказ мифа с ошибками. Задача вашего партнера эти ошибки-подвохи найти. Например:

"Бог мрака, бородатый Аполлон, поселился на острове Крит. Мать его, Латона, была любима богиней герой, но нигде не хотела найти себе приюта. Кентавр Пифон помогал ей прятаться от Геры, он привел ее на остров Крит. Этот остров стоял неподвижно в океане, но вдруг громадные столбы, окружавшие остров, рухнули и остров понесся. Тут-то и родился бог мрака Аполлон, все вокруг померкло. Вся природа скорбела по поводу его появления на свет.

Задание: Исправьте ошибки, которые допущены в пересказе.

7. Творческая остановка.

Викторина. Представьте себе, что вы оказались на Олимпе(высота горы около 2700 метров). Какой бы вопрос вы задали встретившимся богам, запишите его. А ваш сосед пусть на него ответит.

8. Подведение итогов, вывод на уроке.

"На суше краше места нет,
Об этом знает целый свет,
Чудес различных много тут,
Страну ту Грецией зовут!"

Многие русские поэты воспевали великую Элладу.

Учащиеся читают стихотворения

"Обида! Обида!
Мы - первые боги,
Мы - древние дети
Праматери - Геи,
Великой земли. (Д. Мережковский "Титаны")

Н.Гумилев "Возвращение Одиссея".

Но что мне розовых Харит
Неисчислимые услады?!
Над морем встал алмазный щит
Богини воинов Паллады.

Домашнее задание. Конкурс "Я тоже могу быть поэтом".

Сочинить хвалебную речь в стихотворной форме, посвященную какому-либо богу или Греции.