Использование информационных технологий на уроках математики

Разделы: Математика


1. Цель педагогического опыта

В настоящее время многие учителя математики все чаще используют компьютер на своих уроках. Использование информационных технологий в классе на уроке является наиболее сложным и ответственным делом, так как это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока.

Целью применения компьютера на уроках математики является создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.

2. Краткое описание опыта.

В этом учебном году в кабинете математики установлены компьютеры. Вопрос применения цифровых образовательных ресурсов на уроках математики стал актуальным.

В процессе преподавания математики цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы в различных формах:

  • мультимедийные сценарии уроков (презентации);
  • готовые учебные и демонстрационные программы;
  • проектная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • внеурочная деятельность.

Сегодня нашим незаменимым помощником стала программа Power Point. Это приложение позволяет самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами. При этом не требуется глубокой компьютерной подготовки, т. к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса. Например, при изучении темы “Тела вращения”.

При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Применение анимации позволяет продемонстрировать и правильные ответы для учащихся.

При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным, визуальный контроль результатов.

При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.

При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, мы получили возможность оснастить свой урок самостоятельно подготовленными мультимедийными пособиями.

Мультимедийных презентаций использую на уроках не только при фронтальной работе с классом, но и устанавливаю на каждом компьютере. Например, при обобщении темы “Объем цилиндра” учащиеся просматривают презентацию индивидуально, повторяют теорию, а затем выполняют тестовое задание, решают задачи.

Кроме презентаций использую УМК “Живая математика”, как на уроках алгебры и начала анализа, например, при изучении темы “Преобразования графиков функций”, так и на уроках геометрии, например при изучении темы “Параллельность в пространстве”.

При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики можно отметить положительные моменты:

* учет индивидуальных особенностей учащихся;

По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций, созданных в программе PowerPoint, высвобождает время на уроке, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала.

* развитие творческих способностей школьников;

Учащиеся сами могут принимать участие в создании презентаций, которые они учатся выполнять на уроках информатики, а также они могут обратиться к помощи учителя математики. При этом у них развивается эстетический вкус к их оформлению. Такой подход полезен для общения учителя с учениками, несомненно, это большой плюс для развития навыков работы у учащихся в паре, в группе постоянного состава, в частности, и в коллективе вообще.

*воспитание интереса к предмету;

При умелом использовании компьютера на уроке учитель может преподносить большую по объему информацию интересно и наглядно. На уроках с применением компьютера у учащихся поднимается настроение, повышается интерес к предмету, концентрируется внимание. При проведении уроков с цифровыми информационными ресурсами учитель может охватить большой дополнительный материал.

* обеспечение качественного усвоения программного материала;

Так при объяснении нового материала с использованием мультимедийной презентации на уроке учитель умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль учащихся к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной информации дает возможность совместного – учителя и класса-наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

3. Заключение.

Предложенная форма организации учебной деятельности, на мой взгляд, приводит к тому, что учащиеся не являются пассивными наблюдателями, принимают активное участие в организации учебного процесса, показывают свои знания не только в математике, но и в освоении компьютерных технологий.

Основным результатом своей деятельности я считаю не только повышение уровня качества знаний учеников, но и формирование у них личностных качеств и способов поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

Игра
“Математический калейдоскоп”

“Если мы действительно знаем что-то,
то мы знаем это благодаря математике”

П. Гасседи

Цели:

  • развитие творческих способностей учащихся,
  • пробуждение интереса к математике,
  • развитие коммуникативных качеств 3-2 команды, жюри, 3 стола со стульями для команд, 3 стенда магнитных, магниты, (если в кабинете, то магнитная доска)

Ход игры

Вступительное слово.

Конкурсы, между конкурсами - частушки, математические фокусы, песня, задания болельщикам.

Подведение итогов.

Заключительное слово.

Финальная песня о математике. Поют команды и жюри.

ВСТУПТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Сегодня мы проводим игру “Математический калейдоскоп”.

Математика сопровождает человека всегда. Она развивает такие качества человека : логическое мышление, волю, память, внимание, творчество, фантазию, работоспособность, находчивость, смекалку…

Вспомним слова автора первого русского учебника “Арифметика – сиречь наука числительная” Леонтия Магницкого:

“В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей” и “Вдохновенье – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.

Кал Гаусс в 18 веке сказал:

“Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики”.

Итак, приглашаем команды.

, , .

–альфа, первая буква в греческом алфавите, команда хочет быть всегда первой в знании математики

- гамма, созвучна с нотным станом, вдохновение в команде- гарантия высокой работоспособности

- омега, буква в середине греческого алфавита, символизирует прочность надежность, гарантирует глубокие прочные знания.

ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ.

1.РАЗМИНКА.

Вопросы командам. Команды отвечают на вопросы, готовятся в течение 2-3 минут.

БОЛЕЛЬЩИКИ - Назовите формулу.

2.СЕАНС КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ.

Построить по координатам точек фигуру. Команды готовятся.

БОЛЕЛЬЩИКИ - Отгадайте ребус.

3.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (в дневных классах конкурс экспромтом).

Команды готовятся

Песня, частушки, фокусы.

(Приложение 1)

БОЛЕЛЬЩИКИ - Вопросы всем командам, кто быстрее.

4.КОНКУРС КАПИТАНОВ.

БОЛЕЛЬЩИКИ - Шарады

5. ГАЛЕРЕЯ.

Составить картину из геометрических фигур, самоклейка. Команды готовятся

БОЛЕЛЬЩИКИ - Из слова “геометрия” составить как можно больше слов.

ЗАДАНИЕ БОЛЕЛЬЩИКАМ

1.Кто первый?

Найти числа от 1 до 50. – Таблица чисел от 1 до 50

2.Назовите формулу.

Указать название формулы, указанной на таблице.

– 3 набора формул на таблице

3.Отгадайте ребус. - 3 ребуса.

4.Кто больше знает пословиц или поговорок, связанных с математикой, числами.

- Наглядно варианты пословиц

5. Кто из команд быстрее ответить на вопрос.

Шарады. Загадка, где надо отгадать слово, но по частям.

К названию животного поставь одну из мер,
Получишь полноводную реку в бывшем СССР.

(Вол-га)

За мерой ноту поставишь вдруг
И имя найдешь ты среди подруг.

(Га-ля)

6. Кто из команд быстрее ответить на вопрос.

Логогриф. Загадка, отгадай слово, вставь в нем одну - две буквы, получи новое.

Арифметический я знак, в задачнике меня найдешь во многих строчках.

Лишь “О” ты вставишь, зная, как, и я - географическая точка.

(плюс – полюс)

Метаграмма.

Приношу собою боль, в лице большое искаженье,

А “Ф” на “П” заменишь, коль, то превращусь я в знак сложения.

(флюс – плюс)

7. Вопросы всем командам, кто быстрее.

- Половина какой буквы дает название воинской части? Пол - к

- Какое слово состоит из 3 одинаковых букв? Три - о

- В каком слове сорок одинаковых гласных? Сорок - а

- Какая рыба носит имя человека? Карп

8. Вместо кружочков вставьте знаки действий, чтобы получилось верное равенство.

(33 * 33 * 33 * 33) * 33 * 3 = 1 (33+33+33+33) : 33 – 3 = 1

9. Из слова “геометрия” составить как можно больше слов.

(Метр, мир, ром, тигр, три, метро, тир, грим, море, гром, рог, мотор, мор, грог, горе, ор, герой, гиря, рот, ретро)

КОНКУРС КАПИТАНОВ.

1. Самый точный.

Отмерьте 1метр, 1дм.

- веревка, рулетка

2. Математическое понятие

Какое математическое понятие иллюстрирует данные строки?

…идите по лесу, против столба 13-го,
Прямехенько версту, придете на поляночку,
Стоят на той поляночке две старые сосны.

- серединный перпендикуляр

3. Кто больше?

Кто больше составит слов из слова “математика” - бумага, маркер, магниты, стенд

РАЗМИНКА

Вопросы 1 команде.

  1. Процент от 1 тыс. рублей?
  2. Единица скорости на море?
  3. Можно ли при умножении чисел получить ноль?
  4. Чему равен 1 пуд?
  5. Математик, именем которого названа теорема,   выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения?
  6. Параллелограмм, у которого все углы прямые?
  7. Периметр квадрата -20см, чему равна его площадь?
  8. Как называется вторая координата точки?
  9. Что больше: или 2 ?
  10. Найдите третью часть от 60.
  11. Найдите корень уравнения: ¦х¦ = - 4.

ОТВЕТЫ КОМАНДЕ:

10 руб., узел, да, 16 кг, Ф.Виет, прямоугольник, 25см, ордината, равны, 20, нет корней.

Вопросы 2 команде.

  1. Как называется функция вида у = кх+в?
  2. Наименьшее натуральное число?
  3. Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырехугольника?
  4. Как называется сотая часть числа?
  5. Назовите единицу массы драгоценных камней
  6. Первая женщина- математик.
  7. Назовите наибольшее отрицательное число.
  8. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности.
  9. Площадь квадрата 49 м. Чему равен его периметр?
  10. умма длин сторон многоугольника
  11. Найдите корень уравнения х= - 9

ОТВЕТЫ КОМАНДЕ

Линейная, 1, диагональ, процент, карат, С.Ковалевская, -1, хорда, 28см, периметр,  нет корней.

Вопросы 3 команде.

  1. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости?
  2. Как называется утверждение, требующее доказательства?
  3. Что больше 5 или ?
  4. Как называется первая координата точки?
  5. Разелите 100 на половину.
  6. В каком четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны?
  7. Как называется функция вида у = ах + вх +с?
  8. Его именем названа одна из важных теорем в геометрии.
  9. Четырехугольник, у которого только две стороны параллельны.
  10. Зависимость одной величины от другой.
  11. Абсолютная величина числа.

ОТВЕТЫ КОМАНДЕ

Планиметрия, теорема, , абсцисса, 200, ромб, квадратичная, Пифагор, трапеция, функция, модуль

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Математика - это орудие, с помощью которого человек познает окружающий мир. Сегодня мы пытались показать, что математика-это не только мир сухих формул и правил. Математика- это интересно и увлекательно! Полюбите математику!

Закончить игру мы предлагаем песней на мотив “Чему учат в школе”.

(Приложение 2)

ГИМН МАТЕМАТИКЕ

(На мотив “Чему учат в школе”)

Уравнения решать, радикалы вычислять -
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать, дробь делить и умножать,
Постараешься - придет к тебе удача!

Геометрия нужна, но она ведь так сложна,
То фигура, то тела - не разберешься.
Аксиомы так важны, теоремы там нужны,
Их учи и результата ты добьешься!

Все науки хороши для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно,
для развития ума математика нужна,
Это было, это будет, это вечно!

ЛИСТ ЖЮРИ

Каждый вопрос или задание один балл.

Название конкурса 1команда 2команда 3команда
1.РАЗМИНКА.      
2.СЕАНС КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ.      
3.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ      
4.КОНКУРС КАПИТАНОВ.

1. Самый точный

     
КОНКУРС КАПИТАНОВ

2. Математическое понятие

     
КОНКУРС КАПИТАНОВ

3. Кто больше ?

     
5. ГАЛЕРЕЯ.      
       
       
 

ИТОГИ