Урок-дискуссия по литературе в 10-м классе "Достоевский и христианство" (по программе А.Г. Кутузова "В мире литературы)

Разделы: Литература


Цели:

  • осознать христианство как философскую концепцию;
  • повторить и обобщить уже известное о писателе и его творчестве;
  • увидеть писателя и его произведения с новой для себя стороны;
  • понять новаторство художественного метода и особенности христианского мировоззрения Ф. М. Достоевского;
  • развивать навыки аналитического чтения, монологического и диалогового высказываний;
  • через эмоциональное восприятие развивать интерес и любовь к творчеству великого писателя – христианина;
  • развивать навыки самоанализа, ассоциативное и критическое мышление;
  • продолжать воспитание в себе духовности через принятие нравственных категорий и осознание законов развития природы и общества, раскрытых в произведениях Ф М Достоевского.

Оборудование: Учебник: “В мире литературы” под ред. Кутузова А. Г. Тексты: “Бедные люди” Ф. М. Достоевский.

“Маленькие картинки” Ф М Достоевский “Мальчик у Христа на елке” Ф М Достоевский Портрет Ф М Достоевского, работы художника Перова. Плакат с названиями пяти романов Ф М Достоевского Оформление доски: название 'темы, портрет писателя, эпиграфы:

На что я способен, на ню и право имею, ибо все позволено, что допускает мое “я”.

М. Штирнер

Не проклято, а благословенно все на земле!

Ф. М. Достоевский

Христианство не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке.

И Бердяев

План урока:

  1. Писатель-пророк.
  2. Истоки религиозно-философских исканий.
  3. Особенности художественного метода. “Дневник писателя”.
  4. “Великое Пятикнижие”.
  5. Достоевский и мы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы. Определение целей и задач урока. Записывается тема и эпиграфы.

2. Слово учителя:

Его улыбка – где он взял ее? -
Согрела всех мучительно влюбленных.
Униженных, больных и оскорбленных.
Кошмарное земное бытие.
Угармонированное свое
В падучей сердце – радость обреченных
Истерзанных и духом исступленных -
В целебное он превратил питье.
Все мукой опрокинутые лица,
Все руки, принужденные сложиться
В крест на груди, все, чтущие закон,
Единый для живущих – Состраданье,
Вес чрез него познали оправданье,
И человек– почти обожествлен!

И Северянин. 1926 г.

3. Словарная работа. (Ассоциативное поле)

  • Какие произведения Ф М Достоевского вам знакомы?

1846 “Бедные люди”;
1848 “Белые ночи”;
“Мальчик у Христа на елке”.

1) Во всех произведениях рассматриваются нравственные проблемы. Как вы объясняете понятие нравственности? Нравственность – то же, что и характер;
2) Обычай. Уклад жизни;
3) Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические корни, правила поведения, определенные этими качествами.

  • Какие же нравственные понятия, категории, связанные с произведениями Достоевского, возникают в вашей памяти (любовь, вера, страдание, милосердие, сочувствие, сострадание).

(На доске открыть записанные слова с их значением (из толкового словаря))

4. Беседа по подготовке к изучению нового материала.

  • Знал ли Достоевский-человек, что значит страдание?
  • Что дало ему право сказать, что “страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца”?

Для многих людей Достоевский стал учителем. И не только в России – во всем мире. Из пятисот французских студентов 429 человек назвали Достоевского любимым писателем, к 1.980 году в США вышли 64 монографии о Д, а в Европе – 86. Великий физик Эйнштейн сказал, что Д дает больше, чем любой мыслитель. Почему люди нуждаются в Достоевском?

5. Изучение нового материала. Истоки религиозно-философских исканий

  • Где ребенок впервые получает сведения о мире в котором живет, где закладываются его первые взгляды на жизнь? (в семье)

Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 году в семье благочестивой и консервативной. Он был вторым ребенком из семерых детей лекаря Мариинской больницы для бедных, дед был священником. Мать – дочь купца – обучала читать по книге “Сто четыре истории Ветхого и Нового Завета”. В семье не жалели денег и на другие книги. Традицией были вечерние семейные чтения, по воскресеньям семья ходила в церковь, каждое лето мать ездила с детьми в Троице-Сергиеву Лавру. А по большим праздникам – театр, где Достоевский впервые увидел “Разбойников” Шиллера. Отец и мать мечтали дать детям хорошее образование, невзирая на скудные средства. Достоевский с 16 до 21 года учился в Высшем инженерном училище, создал там кружок любителей литературы, начал писать и переводить с французского. После смерти родителей (1837 мать, 1839 отец) выходит в отставку, чтобы писать. В 1846 году знакомится с Белинским, Петрашевским.

Работа с учебником:

Жизнь скучна без нравственной цели” (стр 304, учебник).

22 декабря 1849 год. Достоевский стоял на Семеновском плацу в ожидании расстрела. Отрывок из книги “Он умирал 27 лет...”. (Читает ученик по просьбе учителя)

1849-1853гг — каторга в Омском остроге.

И все годы Достоевский не переставали мучить вопросы о смысле жизни, о вере. На плацу, в ожидании расстрела Достоевский обратился к товарищу, атеисту:

– Мы будем там, со Христом?!

– Горсткой праха! – ответит товарищ. Он убежден: торжествует смерть, Христос лишь человек, он не воскрес.

На каторге, читая Евангелие, подаренное женами декабристов, будущий писатель очень много пережил. Здесь началось возрождение души. Здесь родился символ веры Достоевского. Он понял, что Бог есть Любовь. Он верил, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа; и не только нет, но и... не может быть. Достоевский даже выработал систему философских взглядов на христианский идеал русского народа – почвенничество (почва – земля – Русь – Россия). Не случайно Достоевского называют национальным философом России. Понять Достоевского то же, что понять Россию. “Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь – существование Божие...”. Тайна человека и тайна Бога.

Вывод: истоки христианского мировоззрения Достоевского – воспитание в семье, арест и каторга, чтение Евангелия, народное православие.

6. Особенности художественного метода писателя.

Как сам писатель определяет свой метод?

“Я ужасно люблю реализм в искусстве, но у иных современных реалистов нет нравственного центра”.

Работа с текстом, организация дискуссии.

  • Вспомним сюжет рассказа “Мальчик у Христа на елке”. Каким Достоевский рисует мальчика? (выборочное чтение). Что такое Христова елка? Где мальчик находит успокоение?
  • Вот Макар Девушкин, герой “Бедных людей”, смотрит на мальчика, слушающего шарманщика. Как выглядит мальчик? (выборочное чтение). Какая судьба ждет этого ребенка?
  • Сравните даты написания произведений. Изменилось ли что-либо в жизни, которую описывает Достоевский. (30 лет со времени написания, но ничего не изменилось).

Слушаем песню “Парнишка” – русский шансон в исполнении группы “Ленинград”.  (Приложение 1)

  • Какие чувства вызывают у вас песня и тексты Достоевского?
  • Современен ли писатель и почему?
  • С обществом произошли большие изменения. Сейчас легче ли живется детям, хорошо ли устроено общество?

7. Продолжение беседы.

  • Великое Пятикнижие (на доске плакат с названиями романов и датами их создания).
  • Романы создали славу Достоевскому как величайшему художнику мира, ибо в этих книгах поставлены такие грандиозные вопросы, которые не решены еще до конца и в наше время. Герои Достоевский не оставляют читателя равнодушным. “Жестокий талант”, – говорят о писателе. Герой романа “Братья Карамазовым Алеша, готовится стать монахом. Он верит в Бога, знает, что Бог есть Любовь. Его старший брат Иван не нашел Бога в душе, искушает Алешу, рассказывая о детских страданиях. Алеша ему отвечает: (выборочное чтение, стр.267-270).

8. Подведение итогов дискуссии.

  • В каждом романе среди героев мы встретим детей. Достоевский с болью в сердце пишет о детских страданиях, он хочет разбудить совесть каждого человека, хочет, чтобы никогда не забывали: рядом с сытой и благополучной жизнью есть другая, где голод и страдания, грубость и грязь, унижение и оскорбление.
  • Для него было ясно: если страдают и плачут дети, значит что-то не так в этом мире, значит неправильно устроена жизнь. Правильно ли жизнь устроена сейчас?
    • Читается письмо девочки. (Отзыв на произведение Достоевского)
    • “Я учусь в 10-м классе. Очень люблю литературу как предмет личного мышления. Но... пусть откликнется тот человек, который запоем читал и перечитывал бы “Преступление и наказание” Достоевского, который с воодушевлением рассказал о такой “светлой “личности”, как Родион Раскольников! Вот уж, простите меня, действительно беспросветная тьма, а не книга. Мне кажется, в каждом произведении должно быть светлое, чистое, наивное, святое... Что же мы находим в “Преступлении и наказании”? Раскольников (фамилия-то какая подходящая!) – раскаявшийся убийца, который па протяжении всего повествования только и делает то, что раскаивается. А сам язык книги – мрачный, навевающий тоску, угнетающий. Ни одного проблеска, будто все происходит в грязной луже. Хотела бы я знать, какую пользу данное произведение принесло нам? Ну, что мы убивать кого-нибудь, грабить собираемся? Зачем нам до тонкости знать все, что происходит в голове Раскольникова? Это какой-то темный, гнусный тип, “дрожащая тварь”, поистине. Я понимаю, нас должны учить разбираться в психологии людей. Но, извините, не в такой степени! Не нужное можно заменить более полезным”.
  • Согласны ли вы с вашей ровесницей'?

9. Рефлексия.

Заполним анкету:

а) Я узнал, что Достоевский...
б) Для человека очень важно понимать...
в) Самым интересным на уроке было...
г) Христианскими мотивами в произведениях являются... Звучит музыка. Ученик читает воспоминания о похоронах писателя.

10. Домашнее задание: эссе по любому эпиграфу.