Урок математики в 1-м классе по теме "Задачи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить  с составными частями задачи.
  2. Учить разбивать текст задачи на две части: условие и  вопрос.
  3. Формировать навыки сложения и вычитания в пределах10.
  4. Развивать логическое мышление, внимание, память.
  5. Воспитывать самостоятельность, уважение к своим товарищам.

Оборудование:

  • учебник “Математика” (М.И. Моро, М.А. Бантова, I класс 1 – 4);
  • карточки с числами;
  • для детей счетные палочки,
  • наборное полотно для каждого;
  • картинки корабля, героев.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Внимание! Внимание!
Обратите внимание!
Отправляется вперед –
Наш веселый пароход!

«Рисунок 1»

II. Сообщение темы и целей урока.

Жил отважный капитан,
Он объездил много стран,
И не раз он бороздил океан.
Раз пятнадцать он тонул,
Погибал среди акул,
Но, ни разу даже глазом не моргнул.

«Рисунок 2»

III. Устный счет

1. Индивидуальная работа.

Трое учеников работают у доски.

6 – 1 – 1 =…

7 – 1 – 1 =…

4 + 1 + 1 =…

9 – 2 – 2 =…

3 + 2 + 2 = …

 

8 + 0 =…

4 – 4 =… 

6 – …= 9

8 + … = 10

9 – … = 4

 

2 + … = 8

… – 4 = 3

… – 2 =  0

5 – 3 = …

10 – 3 = …

2. Фронтальная работа.

а) Вставить пропущенные числа.

- Мы отправляемся в путешествие, но не все пассажиры заняли свои места. Давайте им поможем занять свои места.

«Рисунок 3»

б) Составление выражений по рисунку.

  • если мы отправляемся в путь, то мы должны взять с собой провизию.
  • что такое провизия? (Съестные припасы.)
  • составьте по рисунку выражения.

«Рисунок 4»

Дети составляют выражения. (1 + 4, 4 + 1, 5 – 1, 5 – 4)

в)  Игра «Кто быстрее».

- Для того чтобы не сесть на мель, не наехать на рифы, мы должны посадить наблюдателя на смотровую площадку на верху мачты.

«Рисунок 5»

- Подняться они могут только по веревочной лестнице.

«Рисунок 6»

- Нужно поставить перекладинки. Чья команда быстрее доберется до смотровой площадки, та и выиграет. В игре участвуют две команды.

«Рисунок 7»

г)  Проверка индивидуальной работы.

IV. Работа с учебником (с.81).

- Внимание! Внимание! На нашем пути рыбаки.

- Рассмотрите рисунок внизу страницы. Прочитайте задание.

Задача разбирается совместно с учителем возле доски.

- У кого из мальчиков самая длинная удочка. (У Толи.) Почему вы так решили?

- Чья будет следующая удочка по длине? (Саши.) А третья по длине удочка? (Димы.)

Одновременно на доске появляется рисунок - схема к задаче.

«Рисунок 8»

V. Работа над новой темой.

Внимание! Внимание! На нашем пути водопад. Но чтобы спуститься по нему,  нам нужно выполнить задание.

«Рисунок 9»

а) Работа с математическим набором.

У лисенка было 3 банана (на наборном  полотне выставляются картинки бананов). Волчонок отдал ему еще 1 банан (добавляется еще один банан на наборном полотне). Сколько бананов стало у лисенка?

- Мы с вами составили задачу.

- Давайте повторим.

- О чем говорится в задаче? (О бананах.)

- Что нам было известно о бананах сначала? (Известно, что у лисенка было 3 банана.)

На доске появляются картинки 3 бананов, а под ними прикрепляется цифра 3.

Дети одновременно кладут на парте 3 счетных палочки.

- Что нам еще известно? (Известно, что волчонок отдал ему еще 1 банан.)

На доске появляется картинка 1 банана, а под ней прикрепляется цифра 1.

Дети кладут еще 1 палочку.

- Это условие задачи.

На доске появляется табличка с надписью УСЛОВИЕ.

- Что же в задаче спрашивается? (Сколько бананов стало у лисенка?)

- Это вопрос задачи. Нужно запомнить, что без вопроса не может быть задачи.

На доске появляется табличка с надписью ВОПРОС.

- В каждой задаче обязательно должны быть условие и вопрос?

- Чтобы решить нашу задачу, нужно выполнить определенное действие. Какое действие необходимо  выполнить? (Сложение.)

- Давайте поставим нужный знак между цифрами, прикрепленными на доске. Какой знак поставим? (+)

- Сколько  получится? (3 + 1 = 4)

- Это решение задачи.

На доске появляется карточка с надписью РЕШЕНИЕ.

- А теперь кто сможет ответить на вопрос задачи? (У лисенка стало 4 банана.)

- Это ответ задачи.

На доске появляется карточка с надписью ОТВЕТ.

- Посмотрите на карточки. Давайте повторим еще раз УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ задачи.

- Скажите, без чего никогда не может быть ЗАДАЧИ? (Задача не может быть без условия и вопроса.)

б) Работа с карточками.

На каждую парту кладется карточка с текстами. Дети должны выбрать номера текстов, которые не являются  задачами, и зачеркнуть их. Также объяснить, почему они не являются задачами.

Карточка

  1. Белка купила 4 пирожка. Один пирожок она съела.
  2. Лисичке подарили 5 карандашей. Потом еще 2 карандаша. Сколько карандашей у лисички?
  3. Волчонок купил 6 яблок. Сколько у волчонка яблок?

Проверка выполнения работы. На доске номера текстов. (1, 3)

- Объясните, почему эти тексты не являются задачами?

VI. Физминутка

Причаливаем к необитаемому острову, чтобы набрать воды и немножко отдохнуть от качки.

«Рисунок 10»

Мы грибочки собирали
И немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Ручки вверх и ручки в бок.
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку:
Молодцы, мои зайчишки.
Замедляем, зайки, шаг
И на месте стой. Вот так.
А сейчас мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

VII. Работа по учебнику (с.80)

Поплыли дальше. На нашем пути стая акул. Чтобы они нас пропустили нужно выполнить их задание.

«Рисунок 11»

- Откройте учебник на с. 80. Прочитайте задачу №1.

Читает сильный ученик. Второй раз читает учитель. Разбор задачи.

  • о чем говорится в задаче? (О карандашах.)
  • что известно? Назовите условие задачи.
  • что известно? Назовите вопрос задачи.
  • каким действием будем решать задачу? (Сложением.) Назовите решение задачи.
  • чтобы ответить на вопрос задачи, нужно прочитать вопрос. Назовите ответ.
  • прочитайте задачу №2.
  • о чем говорится в задаче? (О карандашах.)
  • что известно? Назовите условие задачи.
  • что известно? Назовите вопрос задачи.
  • каким действием будем решать задачу? (Вычитанием.)
  • составьте  решение задачи на наборном полотне. (6 – 2 = 4)
  • чтобы ответить на вопрос задачи, нужно прочитать вопрос. Назовите ответ.

Решение задачи №3. Выделяются обязательные комплименты задачи. Решение составляется одним учеником у доски, а остальными детьми на наборном полотне.

Решение задачи №4.

  • какие компоненты задачи есть? Каких компонентов не хватает? (Есть решение и ответ. Нет условия и вопроса.)
  • о чем эта задача? ( О птицах.)
  • откуда мы узнали, что эта задача о птицах? (Из ответа.)
  • составьте задачу по решению.

Двое учеников проговаривают свои задачи.

VIII. Закрепление изученного

На нашем пути коралловые острова. Чтобы дельфины нам помогли, мы выполним задания, которые они приготовили для нас.

«Рисунок 12»

Работа  по учебнику (с.81)

а) №5 – решение примеров с опорой на числовой ряд. Правильный ответ показывается при помощи карточек.

Чтение примеров, на сложение, используя название компонентов.

б) №6 – сравнение выражений. Дети называют выражения и пропущенный знак по «цепочке».

в)  №7 – используя рисунки, заполнить пропуски. Дети поднимают карточку с нужной цифрой.

IX. Работа в тетради (с. 22)

На нашем пути большой кит. Он не хочет уступать на путь. Но выполним его задание мы поплывем дальше.

«Рисунок 13»

Задача №1.

  • прочитайте задачу №1.
  • о чем говорится в задаче?  Что известно? Назовите условие задачи.
  • что известно? Назовите вопрос задачи.
  • обведите столько белых квадратов, сколько белых котят.
  • обведите столько черных квадратов, сколько черных котят.
  • каким действием будем решать задачу? (Сложением.) Составьте  решение задачи.
  • чтобы ответить на вопрос задачи, нужно прочитать вопрос. Назовите ответ. Теперь запишите его.

Задача №2 решается аналогично.

Самостоятельная работа. Дети выполняют вычисления и ставят необходимый знак «<», «=», «>».

Х. Итог урока.

Наше путешествие подходит к завершению.

- Понравилось вам путешествовать?

- Что нового узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Что интересного встретилось у нас на пути?