"Дети и языки любви". Обучающий семинар для родителей

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: познакомить родителей с языками любви и их диалектами; дать возможность родителям задуматься о взаимоотношениях с детьми.

Аудитория: родители класса.

Оборудование: экран, компьютер, проектор.

На доске эпиграф:

Я пытался достичь сердца ребёнка словами, они часто проходили мимо него.

Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него.

“Как я могу пройти к сердцу этого ребёнка?” - закричал я.

Он прошептал мне на ухо: “Просто пойми меня”. Ли Тоубер.

Ход семинара

Ведущий приветствует родителей, пришедших на семинар, и читает стихотворение М.Цветаевой “ Мирок”:

Дети – это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети – это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.

Ребенок постоянно держит в голове вопрос, обращенный к родителям: “Любите ли вы меня?” И ответ на этот вопрос содержится в родительском поведении- в их словах, отношении и поступках. Причина многих натянутых отношений и непонимания заключается не в том, что родители не любят своих детей, а в том, что они часто не знают, как эту любовь донести до ребенка, особенно до подростка, который уже не так открыт и доверчив.

Для полноценного и гармоничного развития ребенка необходимы два типа любви – материнская и отцовская,- которые отражают функциональные различия в воспитании отца и матери. Материнская любовь безусловна, ее задача – адаптация ребенка к жизни. Она формирует у ребенка уверенность в себе, снижает уровень тревожности, воспитывает доверие к миру и приятие внутреннего мира человека. Как писал Э. Фромм, “… переживание любимости матерью – пассивное переживание. Нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым, - материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется, - это быть – быть ее ребенком. Материнская любовь - это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Но если ее нет, я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать”.

Отцовская любовь “представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений”. Это обусловленная любовь. Она способствует развитию у ребенка таких качеств, как установка на самосовершенствование, стремление к достижению целей, желание быть лучше и др. Положительная сторона отцовской любви – её можно добиться своим трудом.
По выражению Э. Фромма, “в идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ребенка своей тревогой. Отцовская любовь должна быть направляема принципами и ожиданиями; она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной. Она должна давать ребенку все возрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволить ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца”.

Очень важно, чтобы эти два типа любви присутствовали в воспитании ребенка. Даже в том случае, когда в семье только один из родителей, можно сочетать эти два типа любви, поскольку они изначально присутствуют и в женщине, и в мужчине.

В отношениях родителей и детей любовь может выражаться на разных языках. Основные языки любви в детско-родительских отношениях: 1. Прикосновение. 2.Эмоциональное выражение чувств. 3. Слова поощрения. 4.Забота. 5Подарки. 6.Время. 7. Совместный труд на общее благо.

Прикосновения

Ребенка, чей основной язык – прикосновения, достаточно поцеловать, желая доброго утра, или погладить по голове перед сном, обнять или похлопать по плечу, выражая свою поддержку и одобрение, чтобы в течение дня он чувствовал родительскую любовь.

Далее родителям предлагается отрывок из х/ф “Знакомство с фокерами”.

Эмоциональное выражение чувств

Для ребенка очень важна атмосфера, которая создается в семье. Холодный “ родитель-компьютер” не сможет показать ребенку всю красоту окружающего мира, всю гамму чувств и эмоций в человеческих отношениях, и следовательно, научить любви. Ребенок в точности копирует “маски” своих родителей, степень их искренности и доверительности в отношениях (отрывок из х/ф “Знакомство с фокерами”.

Слова поощрения

Для ребенка, “разговаривающего” на этом языке, очень важны своевременная похвала, поддержка, одобрение. Такой ребенок без комплиментов и похвалы становится вялым, делает все без энтузиазма. Но необходимо помнить, что нельзя хвалить не по делу: он становится не уверенным в себе, а самоуверенным и, более того, учится обманывать – ведь в глубине души он чувствует, что его хвалят не по заслугам.

Родители смотрят отрывок из х/ф “У зеркала два лица”.

Забота (помощь)

Забота и помощь ребенку очень необходимы для его гармоничного развития. Родители должны заботиться о его питании, о здоровье, одежде, оказывать внимание и помогать в значимых для ребёнка делах.

Ведущий предлагает посмотреть отрывок из х/ф

“Знакомьтесь, Джо Блек”.

Подарки

Подарок становится символом любви лишь тогда, когда ребенок видит, что родители о нем действительно заботятся. Часто у родителей не хватает времени, и, чтобы загладить вину, они задаривают ребенка подарками. Очень быстро все подаренные вещи обесцениваются, так как не имеют под собой чувства. Игрушки уже не вызывают интереса, вместо отношений у детей на первом месте вещи. А вещи сами по себе счастья не приносят. Подарки делать нужно не часто и всегда со смыслом(отрывок из х/ф “Трасса- 60”).

Время

Для ребенка, язык которого время, нужно больше времени проводить с родителями, чтобы чувствовать себя любимым.

Если мама загружена делами и заботами, гонит от себя ребенка, тот со временем решит, что маме неприятно его общество. Больше общайтесь с детьми, вместе ходите в кино, в театр, в зоопарк и т. д. (отрывок из х/ф “Куда приводят мечты”).

Совместный труд на общее благо

Ребенок всегда с радостью принимает участие в общих мероприятиях, проводимых семьей. Можно поручить ему часть работы, которая ему по силам, творчески помогая ему справиться лучшим образом, включая его в круг “взрослых” обязанностей, подчеркивая важность его труда для общего дела. Таким образом у ребенка будет формироваться чувство ответственности за свой вклад и за общее дело, чувство сплоченности и радости от совместного творчества (отрывок из х/ф “ Дневники принцессы”).

Прослушав информацию о языках любви, родители включаются в разговор. Ведущий предлагает высказаться каждому по кругу, проанализировать какую-то конкретную ситуацию с собственным чадом.

Далее родителей просят письменно ответить на вопросы теста “Моя семья”.

Тест

Задание: запишите первые образы, которые первыми пришли вам в голову. Если семья – это постройка, то она ……….. ……. … Если семья – это цвет, то она ………… ………… ... Если семья - это музыка, то она ……….. ………. … Если семья – это геометрическая фигура, то она …… Если семья – это название фильма, то она ……….. ... Если семья – это настроение, то она ………. ………..

Ведущий делает вывод : Существует точка зрения, что хорошим родителем быть нелегко, зато плохим очень просто. Но те и другие влияют на судьбу своего ребенка.

Рефлексия по кругу: “После этого разговора я…”.

Список литературы:

  1. Бачева Е.В. Уроки семейной любви. Пермь.2005.
  2. Бачева Е.В. Все начинается с любви. Пермь. 2006.
  3. Полякова И.Ю. и другие. Искусство быть вместе. М., 2006.

Приложение

Отзыв о родительском собрании, проведенном во 2б классе МОУ “МСОШ”.

На данном собрании присутствовало 16 родителей.

Когда в класс вошла Ольга Геннадьевна, было понятно, что к нам пришел нужный для нас человек, она улыбалась, от нее веяло добротой. Все были в ожидании. Ольга Геннадьевна – руководитель “Школы Любящих Родителей”, учитель-логопед. Еще не все поняли, куда нас поведут, в какую область знаний, но уже всем было интересно.

На данном мероприятии она рассказала о сущности детско – родительских взаимоотношений, о языках любви. Мы практически пытались понять и выявить свои положительные и отрицательные стороны в общении с детьми.

Нам представилась возможность открыться и сделать это свободно потому, что использовались различные психологические приемы и тесты “Моя семья”, аудиозапись высказывания детей. Ни один из родителей не остался в стороне, все были активны. Для себя мы усвоили: нужно, чтобы дети чувствовали в лице родителей друзей, помощников, учителей. Потому, нужно почаще смотреть на себя почестнее – все ли в нас хорошо и достойно подражания? Не в тот момент, когда мы говорим умные и такие справедливые слова детям, учим их уму-разуму. С первого дня жизни ребенка воспитывать не только его, но и себя. Всегда быть достойным, формировать в себе то, что хотим видеть в ребенке. Вот к каким выводам пришли родители нашего класса.

Огромное спасибо, что Вы дали нам пищу для размышления, и я думаю, что после этой встречи родители нашего класса изменят свои взаимоотношения с детьми. Ведь, чем выше будет нравственная, человеческая ступень, на которой мы стоим, тем выше шагнут наши дети.