"Голубые глаза планеты". Внутренние воды: озера

Разделы: География


Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать понятие “озеро”;
  • дать первоначальные сведения об образовании озерных котловин;
  • совершенствовать знания о значении и использовании внутренних вод.

Развивающие:

  • продолжить развитие умения определения географических координат и географического положения;
  • развитие интеллекта, кругозора, творческого потенциала личности обучающихся.

Воспитательные:

  • формирование интереса к изучаемой теме;
  • экологическое воспитание по бережному отношению и охране вод;
  • формирование умений и навыков учебного труда.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, изучение нового материала.

Вид урока: урок – путешествие, с применением компьютера

Формы и методы урока: индивидуальная, работа в парах, эвристическая беседа.

Средства обучения: атласы, контурные карты, физическая карта мира, тесты, слайды, компьютер, карточки

Понятия: озеро, озерная котловина, сточное и бессточное озеро.

Номенклатура: озера: Байкал, Балхаш, Онежское, Каспийское море-озеро, Мертвое море, Балхаш.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение новой темы:

- отличительные особенности озер;
- происхождение озерных котловин;

4. Закрепление и вывод

- практическая часть;
- значение озер;
- охрана вод.

5. Домашнее задание.
6. Дополнительная литература.

1. Организационный момент.

- Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу, мне. В все такие приятные. Я, думаю, вы готовы продолжить выстраивать ваши знания в одну цепочку.

2. Проверка домашнего задания.

- Для начала небольшая разминка. На партах лежат листочки, достаем листочек под номером один, где вопросы и задания для проверки ваших знаний по теме “Реки”.

Разноуровневые задания.

1. Самая длинная река на Земле:

  1. Амазонка;
  2. Нил;
  3. Волга.

2. Если река имеет преимущественно снеговое питание, то половодье наступает…

  1. Весной;
  2. Летом;
  3. Осенью.

3. Если река имеет широкую долину и извилистое русло, то по характеру течения эта река…

  1. Равнинная;
  2. Горная.

4. Дополните предложение:

Место, откуда река берет начало, называется….

5. Подчеркните правильный ответ.

Река со своими притоками образует ….

  1. Речную долину;
  2. Речную систему;
  3. Устье.

6. Перечислите источники питания рек…

Взаимопроверка.

- Поменялись тетрадями, проверяем друг у друга (ответы дает учитель)

3. Изучение новой темы.

- В вашей цепочке знаний звено о реках уже имеется. Реки называют голубыми артериями Земли. Как думаете, какие внутренние воды называют голубыми глазами планеты (еще их называют жемчужинами)?

- Почему голубые глаза? Чем отличаются от рек? Чем отличаются от морей? (ответы учащихся)

- Откройте в учебниках страницу 95, где есть определение, прочитайте, и постарайтесь запомнить. Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. (Словарная работа в тетради)

- Мы выяснили, что озеро отличается от реки и от моря. А между озерами отличия имеются? Да мир озер чрезвычайно разнообразен:

а) озера отличаются по площади: есть озера-моря, озера-лужи;

б) так же как реки, они отличаются по питанию (дождевое, подземными водами, талыми). Вода расходуется на испарение, и выносится реками. Выделяют озера сточные и бессточные (слайд). В бессточных озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются. И вода становится соленой (раздаточные схемы);

в) и еще они отличаются происхождением озерных котловин.

- Мы выяснили, что озеро – это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. (Схема на доске)

Тектонические – образуются в результате разломов в земной коре.
Остаточные – озера образованные из остатков древних морей.
Ледниковые – озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению.
Запрудные – возникли при запруживании водотоков оползнями, обвалами, лавовыми потоками.
Вулканические – котловина образована в кратере потухшего вулкана.
Озера-старицы – образуются в поймах рек, когда река меняет свое направление.

- Выводы.

4. Подведение итогов. Практическая работа.

- Перейдем к практической части нашего урока, я вас позову в путешествие. Для этого используем скоростной вид транспорта – аэроавтобус (показываю рисунок), с собой берем все необходимое: атласы, линейки, компас, одежду теплую и легкую. Собрались? Пристегните ремни. Будем работать в парах, на партах лежат маршрутные листы, по ходу путешествия их надо заполнять. (используются атласы и настенная карта мира, отмечаем в контурных картах)

Маршрутный лист.

Разнообразие озер.

Название озера Причина происхождения озерных котловин Сточное или бессточное Пресное или соленое.
         
         
         
         
         
         
         
         

- Посмотрите вниз. Здесь наша исходная точка, это наш Рыбно Слободский район. (Краеведческий материал). В нашем районе тоже имеются озера, крупных озер нет, но я хочу отметить Зенгер Куль (Синее озеро). В основном у нас, и в республике преобладают озера-старицы. В Татарстане насчитывается более 7 тысяч озер, так вот 6 тысяч из них старицы, а остальные 1 тысяча карстового происхождения. Кто скажет, как образуются озера-старицы, карстовые? (ответы учащихся)

- Мы изучили местные озера, направляемся на юг. Приблизительно в 700 км к югу есть озеро. Как оно называется? (работают линейками, вспоминают масштаб, определяют озеро – Каспийское море-озеро). Каспий – самое большое озеро на Земле. Почему же море? (за размер и соленость). В связи с чем называют озером (не соединен с океаном). Посмотрите, сточное или бессточное оно? (определяют используя карту). Попробуем аккуратно кончиком языка на вкус – соленое. Это остаточное озеро, здесь когда то был океан – Тетис.

- Будьте внимательны, направляемся на юго-восток, сообщаю координаты – 38img1.gif (53 bytes) с.ш., 74img1.gif (53 bytes) в.д. – точку нашли? Здесь высоко в горах находится Сарезское озеро, одеваемся теплее, выходим, вдыхаем горный воздух (рисунок). Красиво?

Февральской ночью 1911 года жители верховьев реки Мургаб проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах: под ногами ходила почва. Произошло сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы густой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось озеро. Итак, это озеро …. (запрудное)

- Направляемся на север, пролетаем 700 км. Какое озеро? (Определяют по атласам – озеро Балхаш). Посмотрите, это озеро узкое, в основном все озера ......... (тектонического происхождения) имеют такую форму – они узкие, длинные. Определяем, какое озеро Балхаш? (бессточное, соленое)

- Летим на северо-восток, расстояние 2000 км, и видим какое озеро? (Байкал).Байкал самое глубокое озеро мира, глубина 1620 м. В этом озере 1/10 запасов пресной воды мира, 80% пресной воды России. Какого происхождения? (тектонического). Сточное или бессточное? (сточное). В него выпадает 300 рек и вытекает крупный приток Енисея Ангара. Вода ….. (пресная). Его называют жемчужиной Сибири. Полежаев А.И. пишет:

Под надежной охраной лесов,
Под защитой гранитных хребтов
Мерно бьется о выступы скал
Сердце нашей Сибири – Байкал.

- Направляемся на восток от озера Байкал – 54img1.gif (53 bytes) с.ш, 161img1.gif (53 bytes) в.д. (Кроноцкое озеро). Оно вулканического происхождения. Сточное или бессточное? (сточное). Вода ….. (пресная).

- А теперь, летим на запад, расстояние 8000км. (Ладога, Онега) Они ледникового происхождения, сточные, вода пресная. Вспоминаем, о древнем оледенении.

Выводы:

От чего зависит соленость вод озер? (озеро соленое, если оно бессточное и лежит в жарких широтах)

Дополнительный материал:

Самое соленое озеро в мире находится на Аравийском полуострове. Его называют Мертвым, каждый литр воды содержит 275 г солей. Послушайте, что рассказывает об этом озере человек, побывавший на его берегах: “Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край – ни травы, ни птиц. На другой стороне озера из зеленой воды круто поднимались красноватые горы. Голые изрезанные морщинами склоны. Казалось, какая-то сила сорвала с них естественный покров и обнажилась мускулатура земли. Мы решили искупаться, но нас отговорили. Было холодно. Мы лишь умылись густой, как крутой рассол, водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись белым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус, от которого долго нельзя было отделаться. Иногда из Иордании в Мертвое озеро заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком солевом панцире”.

Соленостью выделяется озеро - Баскунчак (находим на карте). Ученые подсчитали, соли там, около 40 млрд. т. Если бы все население земного шара потребляло соль из этого озера, то ему хватило бы ее на 1500 лет.

- Аэробус приземлился. Путешествие окончено. О чем мы узнали? (Высказывания учащихся)

- Значение озер: Как вы думаете, каково значение озер, зачем они нам нужны? (Изменяют рельеф, создают берега, дно, переполняют котловины торфом, илом, солью, летом умеряют жару, зимой смягчают холода, увлажняют наветренные берега).

- Охрана вод. Беречь мы должны каждое из озер. Ведь они являются неотъемлемой частью ландшафта, клеточкой природы. А какую красоту дарят нам озера. Насколько потускнели бы краски природы, если бы вдруг исчезли озера. Под северным небом, под палящим африканским солнцем, в окружении горных вершин – большие и малые, прославленные и безымянные сверкают голубые глаза, голубые жемчужины, богатство Земли.

5. Домашнее задание (разноуровневые).

  1. Прочитать тест в учебнике.
  2. Разработать план описания географического положения озера.
  3. Собрать материал об интересных озерах.

6. Предлагаю для дополнительного чтения.

  1. Детская энциклопедия “Я познаю мир”.
  2. В.К.Лесненко “Мир озер”.

Использованная литература:

  1. Детская энциклопедия “Я познаю мир”.
  2. В.К.Лесненко “Мир озер”.