Предложения с однородными членами

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Повторить, уточнить и расширить для учащихся грамматические признаки однородных членов;
2. Познакомить с союзным и бессоюзным их соединением;

Формировать умения:

а) опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи);
б) умение ставить знаки препинания;
в) соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами.

3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Тип урока: Изучение новой темы с использованием мультимедийной презентации и национально-региональным компонента.

Оборудование: Компьютер-проектор.

Материал:

  • Русский язык, 8 класс, стр. 125
  • Русский язык в 8 классе, методическое пособие, стр.86.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Итак, начинаем урок русского языка.

Что нужно для урока?

- Учебники, ручки, простые карандаши, линейки, тетради.
- Сердце, в котором живет любовь, милосердие, смелость/стучит.
- Голова, в которой скопились знания/никто не оставил дома.

Тема нашего урока: Предложения с однородными членами.

Лексическая тема: Спорт и здоровье.

2. Объяснение новой темы.

– Внимание на экран.

Проецируется текст. Приложение №1 Слайд 1.

Ученик читает текст полностью.

Затем выполняются задания к тексту.

Задание 1. Поставьте вопросы к выделенным словам и определите, каким членами предложения они являются.

(Подлежащее, сказуемое, дополнение).

Слайд 2.

Задание 2.

Какими частями речи они выражены и к каким словам относятся?

(Сущ., гл., относятся к словам зависят, молодежь, проводятся).

С какой интонацией произносятся в предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос?

(С перечислительной интонацией).

Задание 3. Составьте схемы предложений.

Слайд 3.

Вывод. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения и играют в предложении одинаковую синтаксическую роль.

На письме между однородными членами, не соединенными союзами, ставится запятая.

Работа на доске. Предложение записывается учеником.

Задание. Найдите однородные члены предложения, какими членами предложения являются, какими частями речи они выражены?

Вывод. Однородными членами могут быть любые члены предложения.

Учитель. Однородные члены предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Однородные члены могут иметь при себе пояснительные слова, такие однородные члены называются распространенными.

Назовите, какие однородные члены распространенные, а какие нераспространенные?

(По тексту).

Однородные члены предложения могут быть связаны между собой бессоюзной и союзной связью. Бессоюзная связь передается с помощью перечислительной интонации.

Задание 3. Какую роль выполняют однородные члены предложения в языке?

Слайд 3.

Схемы предложений.

3. Перепишите схемы предложений.

4. Физкультминутка.

Упражнение на снятие психической усталости.

- перекатывание ручки на ладонях:
- легкий массаж кончиков пальцев.

5. Закрепление материала. Письменная работа. Упр.165.

Выполнение упражнений.

6. Слуховой диктант.

Задание. Определите на слух однородные члены предложения. Какими второстепенными членами они являются?

Слайд 4.

“Ода спорту”. П.Кубертен.

7. Беседа. 2009 год в Республике Татарстан объявлен Годом спорта и здорового образа жизни.

- Ребята, вы какими видами спорта занимаетесь?
- Можно ли назвать спортсменом кого-то из членов вашей семьи?
- А для чего нужно заниматься спортом?
- Знаете ли вы знаменитых спортсменов- выходцев из нашего района?

(Прослушиваются ответы учащихся).

Учитель. Вот у меня в руках книга Марии Трофимовой “Рыбная Слобода. Живые голоса”. В этой книге рассказывается о прошлом и настоящем села. Это книга о знаменитых людях, которые создавали ее историю, поднимали славу. На 326 странице можно найти материал о Геннадии Ивановиче Бухарине.

- Что вы знаете о нем?

8. Выступает заранее подготовленный ученик.

- Что такое здоровье?

(Здоровье – богатство)

(Здоровье – борьба и т.д.)

9. Презентация лингвистического журнала “Юный лингвист”№3.

- Ребята, хочу вас ознакомить с некоторыми материалами третьего номера журнала “Юный лингвист”. Журнал полностью посвящен здоровому образу жизни.

Приложение №2.

10. Обобщение урока.

- В заключении я хочу привести слова великого немецкого поэта и мыслителя Генриха Гейне: “Единственная красота, которую я знаю, это здоровье” – этими словами он подчеркнул эстетическую значимость здоровья.

На одном пьедестале стоят слова: здоровье, счастье и красота.

- О чем мы говорили на уроке?

Что нового вы узнали?

Задание на дом. Упражнение 164, повторить правило.