Сопоставительные характеристики видов самостоятельной работы

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Особенности самостоятельной работы обучающихся могут быть сопоставлены с его классной, домашней, внеклассной (внешкольной) работой, т.е. со всеми видами его аудиторной и внеаудиторной, внеурочной занятости. Очевидно, что все они образуют некий континуум (некую последовательность), полюса которого представлены, с одной стороны, классной, а с другой – собственно самостоятельной работой школьника как высшей формой самоорганизации учебной деятельности (см. таблицу).

Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения. При этом необходимо подчеркнуть, что, хотя конкретные формы и методика организации понимаемой таким образом самостоятельной работы обучающегося пока еще не полностью разработаны, материалы исследований в этой области уже позволяют определить основу самого подхода к этой проблеме.

Предлагаемый подход к рассмотрению самостоятельной работы как особого вида учебной деятельности (формам и условиям ее организации) основывается на принципах развивающего обучения. Это предполагает, что самостоятельная работа школьников, наряду с повышением их предметной компетенции, должна способствовать их личностному развитию как субъектов этой деятельности.

Самостоятельная работа школьника

Основные критерии Виды учебной работы
Классная (аудиторная) работа Домашняя работа как подготовка к уроку Внешкольная внеклассная работа как дополнение классной Самостоятельная работа по учебному предмету, осуществляемая параллельно со школьной
По источнику управления (контроля):
– контроль учителя;
– самоконтроль ученика.
+ +
+
+
+
По характеру осуществления деятельности:
– заданный извне режим;
– собственный режим работы.
+ +
+
+
+
По характеру побудителя:
– от учителя, школы;
– собственная познавательная потребность или потребность достижения.
+ +
+

+
+
По присутствию источника управления – учителя:
– в его присутствии;
– без него.
+ +

+
+
+
По фиксированию места учебной деятельности: фиксированное (например класс) не фиксируется + + + +

Программа обучения самостоятельной работе

Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать:

  • диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе, вузе;
  • определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка свободного от посещения учебного заведения времени;
  • определение цели самостоятельной работы – ближайшей и отдаленной, т.е. ответ на вопрос, нужна ли она для удовлетворения познавательной потребности или, например, для продолжения обучения;
  • самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и обоснование этого выбора для себя (в качестве такого объекта, например при изучении иностранного языка, может выступить история Англии, поэзия, музыка Германии, искусство Франции и т.д.);
  • разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы. Хорошо, если работа с педагогом в учебное время может служить образцом составления такой программы;
  • определение формы и времени самоконтроля.

Целесообразно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение конкретного вида работы (чертеж, проект, перевод, реферат и др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты работы были личностно значимы и для него, и для других.

Конечно, учащихся, занятых такой самостоятельной работой, может быть мало, но условия ее организации должны позволить включиться в нее каждому. В заключение еще раз отметим, что самостоятельная работа обучающегося как специфическая форма его учебной деятельности требует предварительного обучения учителем приемам, формам и содержанию этой работы. Это подчеркивает важность организующей и управляющей (разной степенью гибкости) функций учителя и в то же время необходимость осознания обучающимся себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.

Самостоятельная работа обучающегося, рассматриваемая в общем контексте его самообразования, представляет собой высшую форму его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждения и др.

Типология видов самостоятельной работы

Руководство процессом самостоятельной работы учащихся на уроке (рекомендации, разработанные автором)

Перед началом самостоятельной работы учителю необходимо подготовить учащихся к этому процессу.

Подготовка может заключаться в повторении, в сообщении нового материала учителем, в проведении наблюдений и т.д.

Количество времени, отводимое на подготовку к самостоятельной работе, зависит от степени трудности и объема предлагаемой самостоятельной работы, а также от подготовленности учащихся.

В тех случаях, когда учитель убежден в наличии у всех учащихся соответствующих знаний и умений, необходимых для выполнения предстоящей самостоятельной работы, подготовки может и не быть совсем. В частности, это возможно при переходе от одной самостоятельной работы к другой, если каждая предыдущая работа тщательно анализируется и все недостатки в работе учащихся своевременно устраняются.

После подготовки учащихся к самостоятельной работе следует дать им четкие указания об объеме и содержании предстоящей самостоятельной работы, о ее целях, а также о технике выполнения, если эта техника им еще неизвестна, т.е. проинструктировать учеников о том, что делать и как выполнять задание.

В руководстве самостоятельной работой учащихся на первых порах необходимо использовать подробный инструктаж и показ образца работы.

Учащимся предоставляется время для осмысливания задания к самостоятельной работе и для уяснения требований к его выполнению. Затем учитель проверяет, все ли учащиеся поняли, как они должны выполнить работу. Особое внимание при этом обращается на медлительных и менее подготовленных учащихся. При необходимости учитель дает дополнительные объяснения.

Наконец, учитель проверяет, имеется ли у учащихся все нужное для работы. Чтобы учащиеся не тратили напрасно времени на поиски учебных пособий, надо их приучать держать свои книги, тетради и письменные принадлежности в порядке и на определенном месте.

Познакомившись с инструкцией к заданию, учащиеся приступают к его выполнению. В этот наиболее ответственный момент, когда особенно напряжена мысль школьников, в условиях работы с классом учитель следит за тем, все ли учащиеся начали работать, что их затрудняет, каковы темпы работы класса в целом и отдельных учеников.

Различия в познавательных возможностях учащихся весьма отчетливо проявляются, когда всему классу предлагается решить познавательную задачу самостоятельным путем. Среди учащихся выявляется группа таких, которые готовы самостоятельно овладеть новыми знаниями и способами, другие нуждаются в некоторой помощи учителя, в объяснении путей поиска, в наводящих вопросах, третьи требуют более детальной помощи. Поэтому, ставя общую для всех задачу, целесообразно заранее предусмотреть задания разной степени трудности, которые позволили бы каждому овладеть одинаковым содержанием с активным использованием своих познавательных возможностей.

Самостоятельная работа заканчивается всеми учащимися класса одновременно. Затем организуется общая беседа, имеющая целью проверить правильность выполненного задания.

Таким образом, на этом занятии посредством сочетания фронтальной и индивидуально-групповой работы удалось по-разному и дифференцированно организовать самостоятельную работу учеников, изменив фактически только очередность объяснения и самостоятельной деятельности и тем самым уравняв задание в его посильности для учащихся с разным образовательным уровнем.

Серьезное внимание нужно уделять контролю результатов самостоятельной работы. Каким бы простым ни являлось выполненное учащимися задание, его надо проанализировать. Оценке подвергается характер, полнота и содержание выполненной работы. Такой анализ необходим по нескольким причинам.

Известно, что даже при умелом руководстве со стороны учителя учащиеся могут допустить ошибки в самостоятельной работе, неправильно понять задание. Если по окончании работы итоги не подводятся, то сделанные ошибки могут закрепиться в сознании учащегося. Следовательно, контроль самостоятельной работы учащихся необходим прежде всего для того, чтобы придать уверенность учащимся в правильности выполненной работы, если нет ошибок, помочь школьникам разобраться под руководством учителя в обнаруженных ошибках и исправить их. Регулярная проверка самостоятельных работ учащихся сразу же после их выполнения дает учителю возможность устранить ошибки и пробелы в знаниях и умениях школьников почти в первый момент овладения ими новыми знаниями и умениями, что является очень важным в целях достижения высокой успеваемости учащихся.

С образовательной и воспитательной точки зрения очень важно, чтобы учитель получал информацию о том, как и в каком объеме учащиеся поняли и усвоили изучаемый материал, так как в учебном процессе необходимо иметь обратную связь. Анализ ученических работ показывает учителю подлинный, а не предполагаемый уровень их знаний и умений, дает возможность объективно оценивать достижения каждого ученика и всего класса в целом после любого проведенного им урока. Благодаря этому учитель получает возможность сделать вывод о степени понятности изложенного им учебного материала и наметить необходимые приемы для дальнейшей самостоятельной работы каждого учащегося.

Опыт показывает, что проверка знаний и качества выполненных работ имеет важное воспитывающее значение. Она приучает ребят к тщательному выполнению заданий, поддерживает на должном уровне их учебную активность, формирует у них чувство ответственности, дисциплинирует.

Анализ результатов самостоятельной работы учащихся является более эффективным, если он проводится непосредственно после выполнения задания. Исправление недостатков по свежим следам эффективнее, нежели такая же работа на следующий день или через несколько дней, когда забылось содержание работы.

Лучшим способом анализа самостоятельной работы является фронтальная работа с классом в конце урока или по окончании выполнения учащимися самостоятельной работы в форме обсуждения ее хода и результатов. В процессе обсуждения результатов самостоятельной работы выявляется, какие вопросы из нового материала нужно дополнительно объяснить учащимся. В зависимости от конкретных обстоятельств дополнительные объяснения можно давать на том же или на следующем уроке.

Для работы над типичными ошибками отводится специальное время на следующем уроке. Работу над единичными ошибками, особенно если они обнаружили пробелы в прежних знаниях отдельных учеников, приходится проводить вне урока или на уроке по дифференцированным заданиям, специально подготовленным для этой цели.

Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся весьма важно, чтобы в учебном процессе наряду с внешней существовала внутренняя обратная связь. Под ней подразумевается та информация, которую ученик сам получает о ходе и результатах своей работы. Одной из возможностей создания внутренней обратной связи при самостоятельной работе является использование элементов самоконтроля и самопроверки.

Таким образом, все вышесказанное позволяет заключить, что при увеличении удельного веса самостоятельных работ учащихся руководящие функции учителя становятся более сложными и приобретают своеобразный характер. Учитель, ориентирующийся на широкое применение самостоятельных работ учащихся, прежде всего предъявляет особые требования к преподаванию своего предмета.

Включая в процесс обучения самостоятельные работы, учитель заботится о том, чтобы освоение учащимися каждого нового вида работы было подготовлено предшествующими занятиями, и в то же время важно, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а овладевали бы постепенно следующими видами работы, требующими от них все более высокой степени самостоятельности. Умение так планировать виды самостоятельных работ, чтобы стимулировать учащихся к новым усилиям в работе, к самостоятельному преодолению новых трудностей — это существенный признак мастерства учителя.

Типы самостоятельных работ:

1. Самостоятельная работа по образцу (алгоритму):

  • репродуктивный метод (навык выполнения)
  • сделай как я.
  • Самостоятельная работа с модификацией алгоритма в измененной ситуации:
  • конструктивный метод (повышенный уровень) перенос знаний в необычную ситуацию.

3. Самостоятельная работа переноса нескольких известных способов и их комбинирование: частично-поисковый метод.
4. Самостоятельная работа по созданию нового способа решения проблемного задания – исследовательский метод.

Самостоятельная работа – это средство обучения, с помощью которого учитель организует деятельность ученика при работе и выполнению домашнего здания.

Задачи самостоятельной работы в процессе обучения:

  • Постановка цели и планирование самостоятельной работы ученик осуществляет с помощью учителя.
  • Постановка цели осуществляется учителем, а планирование выполняется учениками самостоятельно.
  • Постановка цели и планирование осуществляется учеником самостоятельно, но задание даёт учитель.
  • Работа осуществляется по собственной инициативе, без помощи учителя – ученик сам выполняет.

Основные требования к самостоятельной работе.

Рассмотрим теперь специфику самостоятельной работы (в точном, деятельностном смысле этого слова) в сопоставлении с внеклассной (внешкольной, внеурочной, внеучебной работой). Соотнесем ее определение с основными требованиями к организации внеклассной работы в обучении. Как известно, первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Третье фиксирует необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе, массовость как форма организации.

Если определить самостоятельную работу как высший специфический вид учебной деятельности учащихся, то можно выявить ее существенные особенности в сопоставлении с каждым из этих требований. Так, подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума». Он возникает, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Это, в свою очередь, предполагает необходимость направленной работы учителя на создание предпосылок возникновения у них такой потребности. (Например, учитель технологии объявляет, что те, кто хотел бы самостоятельно, сверх программы изучать сезонные направления современной моды, могут пользоваться ее консультациями и имеющейся литературой.)

Другими словами, особенность понимаемой таким образом самостоятельной работы в отличие от «внеклассной», «домашней» как раз и состоит в том, что в ее основе всегда лежит новый для школьника материал, новые познавательные задачи. Второе из названных выше требований к внеклассной работе также не совпадает с особенностью самостоятельной работы как специфического вида деятельности. Здесь увлекательным должно быть само овладение новым материалом, а не только и не столько форма организации, т.е. напряженный, целенаправленный, захватывающий учащегося труд. Примером может служить самостоятельный выбор изготавливаемых изделий (примерный перечень изделий: 5 класс – фартук, нагрудник детский с вышивкой аппликацией, салфетка, мешочки для хранения пищевых продуктов; 6 класс – юбка коническая, юбка клиньевая; 7 класс – платье, ночная сорочка, блузка, ветровка, топик, детская распашонка,). Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок для заинтересованных в этом учеников есть проявление развивающего обучения в полном смысле слова.

Требования добровольности, активности участия школьников, равно как и целесообразности включения межпредметных связей, распространяется и на самостоятельную работу как вид учебной деятельности. Показательно, что требование массовости, предъявляемое к внеклассной работе, т.е. характер включенности учащихся, например, в кружки, театры-студии и др., изменяется для самостоятельной работы. Оно заменяется предложением преимущественно индивидуальной работы школьника. По взаимной договоренности, по внутреннему согласию, желанию нескольких ребят такая работа может быть и коллективной, что повысит ее результативность и в предметном, и в личностном плане. Можно полагать, что понимаемая таким образом самостоятельная работа – эта форма работы по индивидуальным планам, дополняющим, а потому расширяющим и углубляющим знания, получаемые школьником в классе и во внеклассное время подготовки к урокам.