Программа сопровождения родителей и их детей с речевыми нарушениями "Мы вместе"

Разделы: Работа с родителями


Цель программы: способствовать развитию и оптимизации детско-родительских отношений.

Задачи программы:

  1. Формирование в семьях позитивного отношения к активной деятельности детей;
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  3. Знакомство детей с основными эмоциями и способами их выражения;
  4. Оказание психологической консультативной помощи родителям в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов;
  5. Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком;
  6. Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
  7. Гармонизация семейных отношений детей и родителей за счет позитивного совместного переживания.

Содержательная характеристика программы.

В программе выделено 5 тем:

1. Совместное занятие родителей с детьми “Встреча друзей”.

(Эмоциональное развитие ребёнка, проблема адаптации).

Цель: укрепление детско-родительских отношений, формирование активной родительской позиции.

Задачи:

  • Формирование активной позиции родителей по отношения к детям;
  • Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
  • Нормализация семейных отношений детей и родителей за счет позитивного совместного переживания;
  • Учить детей понимать и ценить роль наших “умных помощников” - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения;
  • Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств;
  • Ознакомление родителей с проблемой адаптации детей, рекомендации;
  • Формирование выразительности движений;
  • Развитие чувства ритма, музыкальности.

2. Совместное занятие родителей с детьми “В гостях у кота Леопольда”.

(Как дети переживают эмоцию печаль).

Цель: укрепление детско-родительских отношений, формирование активной родительской позиции.

Задачи:

  • Нормализация семейных отношений детей и родителей за счет позитивного совместного переживания;
  • Расширить представление детей об эмоции “грусть”, учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей;
  • Знакомить детей со способами снятия негативных настроений;
  • Воспитание личности не склонной к депрессии;
  • Ознакомление родителей с уровнем развития эмоционального мира ребенка данного возраста, рекомендации;
  • Формирование выразительности движений;
  • Развитие чувства ритма, музыкальности.

3. Совместное занятие родителей с детьми “Путешествие в Волшебную страну”. (Преодоление страхов у детей).

Цель: укрепление детско-родительских отношений, формирование активной родительской позиции.

Задачи:

  • Нормализация семейных отношений детей и родителей за счет позитивного совместного переживания;
  • Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям;
  • Развивать умение справляться с чувством страха, находить пути преодоления страха;
  • Учить детей выражать чувство страха в рисунке;
  • Ознакомление родителей с уровнем развития эмоционального мира ребенка данного возраста, рекомендации;
  • Формирование выразительности движений;
  • Развитие чувства ритма, музыкальности.

4. Совместное занятие родителей с детьми “Удивительное рядом”.

(Эмоция удивления – основа эстетических и интеллектуальных чувств.)

Цель: укрепление детско-родительских отношений, формирование активной родительской позиции.

Задачи:

  • Формирование активной позиции родителей по отношения к детям;
  • Познакомить детей с эмоцией удивления;
  • Учить детей передавать данное эмоциональное состояние, используя разные выразительные средства;
  • Развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим;
  • Формирование выразительности движений;
  • Развитие чувства ритма, музыкальности.

5. Совместное занятие родителей с детьми “Здравствуй, солнце!”

(Эмоция радости и формирование оптимизма, чувства радости, стрессоустойчивости).

Цель: укрепление детско-родительских отношений, формирование активной родительской позиции.

Задачи:

  • Нормализация семейных отношений детей и родителей за счет позитивного совместного переживания;
  • Воспитание оптимизма, чувства счастья через взаимное заражение эмоцией радости;
  • Обогащение понимания эмоции радости через актуализацию собственных ситуаций ее возникновения и знакомство с ситуациями других детей;
  • Профилактика склонности к депрессии;
  • Ознакомление родителей с уровнем развития эмоционального мира ребенка данного возраста, рекомендации;
  • Формирование выразительности движений;
  • Развитие чувства ритма, музыкальности.

Характеристика целесообразности построения программы.

Формы работы: совместные занятия детей и родителей, проведение тренинговых занятий с родителями, консультации для родителей и педагогов, выпуск газет на актуальные темы.

В течение года проводится 5 совместных занятий, включающих в себя три части: информационную, эмоционально-тактильную и просветительскую. Занятия проводятся в помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются: развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения); упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, мышечную релаксацию); беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини-конкурсы и мини-соревнования.

Во время занятия дети и родители сидят в кругу – на стульчиках. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей и родителей. Каждое занятие завершается созданием детьми и родителями творческой работы. Совместная творческая работа – это итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.

Темы занятий:

  1. Встреча друзей. (адаптация)
  2. В гостях у кота Леопольда. (грусть)
  3. Путешествие в Волшебную страну. (страх)
  4. Удивительное рядом. (удивление)
  5. Здравствуй, солнце! (радость)

Каждая встреча посвящена эмоции: дети учатся распознавать и адекватно реагировать на нее, а родители в просветительской части занятия узнают, что представляет собой данная эмоция в конкретном возрасте.

Почему развивающая работа в области эмоциональной сферы является существенной и актуальной сегодня работой в области воспитания?

1. Эмоции ребенка, их воспитание - это материал для развития его чувств и свойств личности. Именно на базе того или иного воспитания эмоций формируются интеллектуальные, эстетические и социальные чувства ребенка, а также такие его личностные свойства, оптимизм, доброта, целеустремленность, уверенность в себе, уважение к другим, милосердие, честность, справедливость, стрессоустойчивость, доверие к людям и др.

2. Различные эмоциональные переживания ребенка - естественная и неотъемлемая составляющая его каждодневной жизни. Сделать ее поддерживающей и развивающей для ребенка, а не подавляющей и стрессогенной - достойная цель для взрослого.

3. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, а многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциями ребенка - это работа по укреплению его психологического ресурса соматического здоровья. Поэтому она важна для всех детей, но особенно тех, у кого есть речевые нарушения.

Совместное занятие родителей с детьми по программе “Мы вместе”
“В гостях у кота Леопольда”

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте ребята и взрослые! Сегодня я расскажу вам сказку. В одной сказочной стране жила-была Грустинка. Она была зеленого цвета и очень легкая. Вот такая.

Ведущий взмахивает зеленым платком.

Ведущий: Ее часто носил ветер. Эта грустинка могла прицепиться ко всему, даже к людям. И когда она прицеплялась к человеку, человек изменялся. Как вы думаете, каким он становился? Правильно грустным, печальным. Сейчас я накину на кого-нибудь из вас зеленый платок, и вы покажите, каким становится человек, когда к нему прикрепляется Грустинка.

Ведущий накидывает платок на плечи ребенка.

Ведущий: Посмотрите, какая …… стала грустная: глаза у нее печальные, смотрят вниз, губы тоже печальные, голова опущена, руки висят.

Но грустинка не всегда прикрепляется к людям, только когда действительно может быть грустно. Ой, ребята, смотрите, кто к нам идет.

Под песню кота Леопольда входит Леопольд и садится с грустным выражением лица. На шее у него завязан зеленый шарф.

Ведущий: Леопольд, что случилось? Почему у тебя такое настроение? Ребята, как вы думаете, какое у кота Леопольда настроение: глаза слегка сужены, уголки рта опущены, брови приподняты?

Леопольд: Здравствуйте, ребята. Вы правильно догадались - у меня грустное настроение. Но я не знаю почему. Ребята, может, вы мне поможете?

Дети замечают зеленый шарф у Леопольда.

Ведущий: Леопольд, посмотри, к тебе же прицепилась Грустинка. Нам ее никак не снять, пока мы не поднимем тебе настроение. Ребята, поможем коту Леопольду! Что же может улучшить настроение. Может быть веселый танец.

Танец

Ведущий: А может тебе, Леопольд, помогут развеселиться стихи, которые расскажут дети.

Стихи

Леопольд: Стихи мне очень понравились, но Грустинка все равно не снимается.
Ведущий: А тогда давайте все вместе поиграем.

Игра “Бегущее яблочко”

Яблочко озорное, яблочко наливное,
Ты по кругу поспеши и веселье принеси.

Пока звучит музыка, мяч быстро передается по кругу. Когда прекращается музыка, тот, в чьих руках оказывается мяч, выходит.

Леопольд: Ребята! Смотрите, Грустинка отцепилась от меня! Только осторожно, что бы они ни к кому не прицепилась больше, я уберу ее в коробочку.

Ведущий: А теперь, ребята, вместе с вашими мамами нарисуйте рисунок о том, что можно сделать, чтобы человек не грустил. Мы подарим их Леопольду, что бы они помогали поднимать ему настроение.

Тематическое рисование.

Обсуждение рисунков в кругу.

Совместное пение “Вместе весело шагать”

Ведущий: Приглашаем всех ребят посмотреть мультфильм про кота Леопольда, а взрослых побеседовать в кругу.

Тезисы беседы с родителями на тему “Как дети переживают эмоцию печаль”

Печаль – это отдельная эмоция, которая имеет свое специфическое выражение и свои уникальные феноменологические характеристики; ее обычно относят к негативным переживаниям. Как и любая базовая эмоция, печаль имеет под собой и естественные основания. Ее психологической основой являются разнообразные проблемные ситуации, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни (неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а так же образы, представления и воспоминания). Эмоция печали имеет свои универсальные активаторы – разлука или отделение как физическое, так и психологическое: вынужденная разлука с семьей или близким другом, не способность к общению, к искреннему выражению своих чувств, неумение завоевать симпатию у окружающих. В таких случаях у человека отсутствует чувство принадлежности, возникает ощущение одиночества и покинутости окружающими людьми.

У детей дошкольного возраста эмоция печали выполняет несколько функций. Коммуникативная функция выражается в том, что эмоция печали сообщает самому человеку и окружающим его людях о дисгармонии. Внешне это выглядит так: внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Такой человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен. Выражая печаль, ребенок дает понять, что ему плохо, он нуждается в помощи. Иногда эту помощь он может оказать себе сам, а иногда получает ее от окружающих. Печаль также играет важную роль при развитии механизма эмпатии (сопереживание, понимание чувств других людей). Воспоминание ребенка о печальной событии произошедшим с ним, с его другом или значимым для него человеком, может вызвать у него жалость, сочувствие и сострадание, стремление помочь ближнему.

Следует заметить, что когда ребенок находиться в состоянии печали, испытывает страх или проявляет гнев, это может вызвать у взрослых различные реакции. Чаше всего взрослые стремятся подавить эти эмоции путем запретов, упреков, высмеиваний, запугиваний и т.д. Такая реакция родителей может лишь усугубить проявление этих эмоций – что нередко приводит к развитию фобий и агрессивности. Частое возникновение эмоций “печаль-гнев”, “печаль-страх”, “печаль-стыд” может затруднять процесс индивидуализации личности ребенка, создавать предпосылки для формирования у него невротической тревоги, болезненной застенчивости. Для того чтобы избежать нежелательных последствий необходимо дать ребенку возможность “пережить” данное эмоциональное состояние, при этом взрослый должен продемонстрировать свое понимание ситуации, выразить сочувствие, сопереживание и заботу.

Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других, это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии ( понимание чувств другого, сопереживание) заложено изначально. Помните, дети помнят, кто их любит, и редко ошибаются. Настроение мамы четко улавливается ребенком, правда, реагировать на тревогу он может по-разному: перевозбудиться, капризничать, упрямиться. Подобное поведение можно расценить как форму сопереживания, стремление “взять на себя” мамины тревоги. Грусть в глазах мамы непременно отразиться на душевном состоянии ребенка и поселит в нем тревогу и беспокойство. Следите за своим настроением, занимайтесь “гигиеной” своей души: ребенок рожден для радости, познания, самореализации. Благоприятный психологический климат вокруг него поможет ребенку, как цветку, вырасти, благоухать и радовать окружающих. Радости и печали вы будете делить со своим ребенком. Но и в печали вы можете найти свое удовлетворение: в грустные и тревожные минуты ребенок обратится к вам, самым любимым и близким ему людям, попросит у вас защиты, помощи, утешения и ласки. Ведь он надеется на вас, уверен, что всегда найдет у вас понимание, сочувствие, сопереживание!