Население Африки

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями населения материка;
  • Познакомить учащихся с численностью населения материка;
  • Размещением населения по континенту;
  • Сформировать у школьников представление о национальном составе населения и межэтнических проблемах прошлого и настоящего;
  • Продолжить развитие речи школьников используя умение работать с различными источниками географической информации.

Учебно-наглядный комплекс:

Карты – физическая, населения и народов, таблицы, книги, справочники.

Тип урока – изучение нового материала.

Содержание урока

Вводное слово учителя: Африка – колыбель человечества; регион с высокой численностью населения и низким уровнем жизни.

1. Вопрос урока: рассмотреть рост численности Африки по справочным данным

Африка млн. чел 1900г. 1950г. 1980г. 1990г. 2003г.
130 220 475 648 872

Учащиеся: анализируют данные и пробуют объяснить быстрый рост населения в последние годы, с чем это связано?

2. Вопрос урока: с помощью тематической карты – “население и народы” учащиеся определяют плотность населения и причины неравномерного распределения.

3. Вопрос урока: с помощью карты “Расы” – определить расовую принадлежность народов Африки и выявить коренное население и пришлое.

Из анализа карты учащиеся делают выводы, что на материке главная раса – негроидная, на севере материка – европеоидная, юг материка – европеоидная – пришлое население и о. Мадагаскар – смешанные группы рас.

Также учащиеся определяют причины расовых отличий, сопоставляют с особенностями климата.

4. Вопрос урока: какие народы населяют континент, их особенности этнографии.

Для ответа на этот вопрос учащиеся должны использовать навыки работы с причинно-следственными связями.

Учащимся предоставляется наглядный материал со справочными сведениями из журналов “Вокруг света”, “Путешественник”, энциклопедий.

Дать характеристику народам Африки и выявить причинно-следственные связи их различий по расовым данным, их образу жизни.

Северная Африка – Туареги:

  1. Жителями какой пустыни являются туареги – кочевники.
  2. К какой расе относятся?
  3. Занимаются разведением каких домашних животных?
  4. Почему верблюдов называют – “корабль пустыни”?
  5. Туарегов называют – “синими призраками” - как это связано с национальной одеждой – джеллаба.
  6. Почему и мужчины и женщины носят паранджу, с какими климатическими особенностями это связано?

Экваториальная Африка – Пигмеи:

  1. К какой расе принадлежат и их численность?
  2. Почему пигмеи являются “карликами Африки”.
  3. Охота – главное занятие народа. Какие особенности жизни пигмеев связаны с этим ритуалом?
  4. Как “лесные жители” исходя из образа жизни не нарушают экологического равновесия в природе?

Тропическая Африка – Нилоты (самые высокие люди планеты – средний рост 190 см.)

  1. Расовая принадлежность.
  2. Почему нилоты имеют более темный цвет кожи, чем пигмеи?
  3. Почему нилоты “самые высокие”, а пигмеи – “самые маленькие” люди?
  4. Какая существует связь между природной зоной саванн и ростом нилотов, а также их образом жизни (разведение скота, охота).

Общие вопросы сравнения народов:

  1. Какие жилища имеют данные народы и как это связано с образом жизни и климатическими условиями.
  2. Из чего состоит пищевой рацион исследуемых народов? Связано ли это с образом жизни.
  3. Обобщить полученные данные о расовых особенностях и их тесной связи с природными условиями.

5. Вопрос урока: Межэтнические проблемы прошлого и настоящего.

  1. Что означает термин- апартеид? Банту стан?
  2. Как колониальное прошлое отразилось на населении материка.

Подведение итогов:

В ходе практической работы с источниками информации учащиеся знакомятся с новым материалом и закрепляют умение работать с источниками информации и делают свои выводы развивая речь.

В ходе данного урока учитель занимает место связующего звена между учащимися , помогает делать правильные выводы.

Урок может проводиться в индивидуальной и групповой работе с учащимися.