Цели урока:
- Провести с учащимися исследовательскую работу по изучению плодов.
- В ходе исследования сделать выводы о роли плодов в природе.
- Выявление полезных свойств у некоторых видов плодов в природе.
Задачи:
- Развивать понятия о семенном размножении, об образовании и значении плодов и семян;
- Учить распознавать и определять типы плодов.
Оборудование:
Таблицы, коллекции плодов и семян, дидактический материал с использованием ИКТ (информационно – компьютерных технологий), натуральные плоды и семена, открытки, рисунки, блюдца, зубочистки, салфетки.
Тип урока – комбинированный.
Ход урока
- Организационный момент, Т.Б.
- Повторение пройденного материала.
Учитель: на прошлых уроках мы изучали строение цветка и соцветия. Начинаем урок с биологического диктанта по теме: “Строение цветка”.
Учитель диктует:
- цветоножка;
- пыльник;
- тычиночная нить;
- рыльце;
- столбик;
- завязь;
- цветоложе;
- чашелистик;
- лепесток.
Проверяем, обменялись с соседом работой.
Ответы: 9; 1; 4; 2; 3; 5; 8; 7; 6. (за работу без ошибок “5”; за две ошибки “4”; за три, четыре ошибки “3”; за пять “2”).
После выставления оценки на листочке работы сдать.
Вопросы фронтальной беседы:
- Дать определение понятию цветок? (цветок – это видоизменённый побег, служащий для семенного размножения)
- Дать определение понятию соцветие? (соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке)
- Что образуется внутри цветка? (семена)
- Что останется после того, как цветок отцветёт? (плод)
Изучение нового материала.
Тема урока – плоды. Задача наша знакомиться исследовать разные виды плодов, выяснить, чем они похожи друг на друга и чем отличаются, какое значение имеет употребление этих плодов в пищу.
Итак, как мы с вами выяснили, что после опыления и оплодотворения яйцеклетки к завязи притекают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод. Из стенок завязи развивается околоплодник, он защищает семена от неблагоприятных воздействий. А из семязачатка образуются семена.
Итак, плоды состоят из околоплодника и семян. Плоды бывают чрезвычайно разнообразны по консистенции оплодотворения – сочные и сухие, по числу семян (односемянные, многосемянные), по особенностям скрывания (вскрывающиеся, не вскрывающиеся наличию приспособлений для распространения).
Проверим? Исследуем? Прокалываем плоды.
- Ученики пробуют.
- Все ли плоды удалось проколоть? (нет)
- Почему? (оболочка плода жесткая)
- Что изменилось? (из одних плодов вытекает сок, а из других нет)
- Как можно назвать те плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)
Строим схему.
- Некоторые семена способны к саморазбрасыванию – это отскакивание плодов при падении (каштан, дуб).
- Выстреливание семян из лопающихся плодов при их созревании (горох, бешенный огурец, фиалка).
- Рассыпание семян при качании стебля (мак, тюльпан).
- Самозарывающиеся (арахис).
Плод костянка.
Ученик 1. (маслина Европейская или маслины)
Ученик 2. (плод яблоко, плод померанец)
Ученик 3. (апельсин, лимон)
Ученик 4. (ананас)
Закрепление.
Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?
- Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.
- Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П.Ершов (пшеница).
- Плод стручок – “Мужик и медведь” (река).
- Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж.Родари (тыква).
- Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж.Родари (вишенка).
Вывод.
Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, используются для приготовления лекарства, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян.
Закрепление.
Отгадай загадки?
1.
О каких плодах ведется речь?
Было зеленое платье атласное
нет, не понравилось –
Выбрала красное.
Но надоело так же и это
Выбрала платье синего цвета.
(слива, плод костянка)
2.
На ветки – конфетки
С начинкой медовой
А кожа на ветке
Породы ежовой.
(крыжовник, плод ягода)
3.
Целый табун лошадей
На одной привязи.
(виноград, плод ягода)
4.
Формой яблоко иль груша
Этот плод приятно кушать
Ароматный, твердый с юга
Угощу таким я друга.
(айва, плод яблоко)
5.
Вкусны – оближешь пальчики
Оранжевые мячики
Но только в них я не играю
А неизменно их съедаю.
(апельсины, плод померанец)
6.
В желтеньком улье
Пчелки уснули.
Сбились в клубок
А в семках медок.
(дыня, плод тыквина)
7.
На жарком солнышке подсох
и рвется из стручков...
(горох, плод боб)
8.
Золотое решето –
Черных домиков панно.
Сколько черных домиков,
Столько беленьких жильцов.
(подсолнух, плод семянка)
Определение плодов.
Название растения | Сочные плоды | Сухие плоды | Название плода | ||
односемянные | многосемянные | односемянные | многосемянные | ||
Вишня | |||||
Слива | |||||
Виноград | |||||
Картофель | |||||
Яблоко | |||||
Редис | |||||
Мак | |||||
Горох | |||||
Огурец | |||||
Маслина | |||||
Томаты | |||||
Рис | |||||
Арбуз | |||||
Пшеница | |||||
Дыня | |||||
Капуста | |||||
Подсолнечник |