Психологическое сопровождение специализированного кадетского класса военной подготовки

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время в России развертывается новая система довузовской военной подготовки, включающая суворовские (нахимовские, музыкальные) военные училища, кадетские корпуса различного профиля и ведомственной подчиненности, военные (военно-технические) лицеи, кадетские и специализированные классы в общеобразовательных заведениях.

Актуальность создания профильных классов военной направленности в общеобразовательных школах обусловлена проявлением негативных социально-экономических тенденций в развитии современного общества, падением престижа Вооруженных Сил и воинской службы, снижением интереса молодежи к военной службе, недостаточно сформированной гражданской позицией, чувством долга, патриотизма.

Специализированный класс военной направленности в общеобразовательной школе является первым этапом в ориентации допризывной молодежи на дальнейший выбор профессии военного и повышении её статуса.

Специфика профессиональной деятельности современного военного специалиста характеризуется многообразием задач, дефицитом времени для принимаемых в нестандартных ситуациях самостоятельных решений, связанных с риском для жизни. Данные задачи возможно решать уже на начальном этапе подготовки будущих военных специалистов, а именно в специализированном классе военной направленности. Это требует создания адекватных психолого-педагогических условий.

Пропедевтический этап работы выявил следующие проблемы, имеющие место при организации кадетского класса.

1. Особенностью социально-психологической адаптации учащихся кадетского класса является то, что в связи с происходящей кардинальной сменой деятельности учащегося и его социального окружения подросток переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Помимо социальной возникает необходимость психофизиологической адаптации к физическим нагрузкам в связи с включением в содержание образовательного компонента овладения основами военной службы, физической и спортивной подготовки, этической грамотности и др. (строевая, огневая, парашютная подготовка), а также увеличение количества часов физической культуры (4 часа). Наличие военно-дисциплинарной составляющей и однородный половой состав классного коллектива, как необходимого атрибута становления будущего военного, также может явиться дезадаптирующим фактором. Осложнение процесса адаптации, приводит к переоценке правильности выбора будущей профессии и в конечном итоге снижает уровень военно-профессиональной направленности.

2. Недостаточно устойчивая мотивация на выбор профиля обучения на этапе завершения основной школы. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования первых профильных классов (2003/04 учебный год). Так, 43% опрошенных десятиклассников осуществили выбор профиля неосознанно. В качестве причин, побудивших их выбрать тот, или иной профиль были:

- “не знал куда идти, пошел в этот класс” (14%);
- “пошел туда, куда большинство моих друзей” (9%);
- “так решили родители” (7%);
- “где было место” (14%).

И только 57% учащихся соотнесли свою будущую специальность с выбираемым направлением обучения.

3. Наблюдается значительное ухудшение общего физического здоровья современных школьников, рост числа детей, имеющих хронические заболевания. Так, согласно данным медицинского осмотра учащихся кадетского класса первую группу здоровья не имеет ни один из учащихся; II группу здоровья (незначительные отклонения) имеют 91% (19 учащихся);III группу здоровья (состоящие на диспансерном учете) имеют 9 % (2 учащихся).

4. В ходе учебно-воспитательного процесса возникли трудности при адаптации профессиональной деятельности педагогов к условиям преподавания в классе военных кадетов.

5. Наблюдается отсутствие устойчивой мотивации у родителей на дальнейший выбор их детьми образовательного маршрута в соответствии с выбранным профилем обучения.

Решение обозначенных проблем требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения учащихся кадетского класса.

 Основные цели и задачи создания специализированного (кадетского) класса военной подготовки - интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще и профилизации знаний в области защиты населения, формирование высоких нравственных качеств, дисциплины, высокого сознания служебного долга, любви к Родине и избранной профессии.

Цель психолого-педагогического сопровождения кадетского класса: создание условий, способствующих личностному росту учащихся, профессиональному самоопределению в соответствии с выбранным профилем обучения, формирование нравственного потенциала и морально-этических норм личности учащихся, содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи психологического сопровождения образовательного процесса в кадетском классе обусловлены основными целями создания кадетских классов:

  • Выработка навыков стрессоустойчивости, саморегуляции поведения, самоконтроля;
  • Формирование положительной установки и мотивации на ведение здорового образа жизни; Развитие системы мировоззрения и иерархической системы ценностей, как системы, определяющей жизненные позиции нравственно-ориентированной личности, реализующиеся в поведении;
  • Создание положительной мотивации на формирование профессионального самоопределения учащихся в соответствии с выбранным профилем обучения;
  • Содействие становлению и развитию активной гражданской позиции, патриотизма; формирования мотивации учащихся к самовоспитанию волевых качеств; формирование толерантного отношения к окружающим.

Формы работы. В процессе реализации программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: тренинг, групповые тематические беседы, комбинированные занятия, круглый стол, диспут, семинар, работа в группах, групповые консультации; обучающая психодиагностика, игровое биоуправление, использование наглядных пособий и аудио-визуальных средств, различные психотехники и др.

Формируемые знания и умения. В ходе реализации программы учащиеся овладеют следующими знаниями:

  • О формах, приемах и методах релаксации, саморегуляции, снятии напряжения, дезактуализации негативных переживаний, повышении концентрации внимания, выработки позитивной поведенческой стратегии и т.д.
  • О значимости ведения здорового образа жизни для гармонично развитой личности;
  • Об индивидуальных психофизиологических особенностях личности;
  • Значение профессионального самоопределения в жизни человека;
  • Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

Умениями:

  • Применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть диафрагмально-релаксационным типом дыхания;
  • Соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями выбираемой профессии;
  • Использовать приемы самосовершенствования в учебной, трудовой и профессиональной деятельности, инициировать индивидуальные способности, основанные на собственных задатках и склонностях;
  • Выработать устойчивую положительную мотивацию в необходимости сохранения, укрепления своего здоровья и ведения здорового образа жизни;
  • Применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

Этапы и сроки реализации.

Программа реализуется на протяжении двух лет обучения (10-11 класс) в два этапа. Этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.

Основные направления работы.

  • Психопрофилактическое;
  • Мониторинговая деятельность;
  • Коррекционно-развивающее;
  • Консультирование.

Основное содержание деятельности при реализации данных направлений:

Социально-психологическая адаптация учащихся.

Данное направление работы реализуется посредством проведения коррекционно-развивающих групповых занятий по программам:

  • “Социально-психологический тренинг для подростков с проблемой в сфере межличностного общения”; авторы Головатенко И., Лидерс А.
  • Программа “Тренинг развития жизненных целей” автор Лобанова Л.В., Трошихина Е.Г.

Тренинг личностного роста направлен на развитие личности кадетов, способствует их личностному росту и максимальному использованию своего потенциала в жизни и профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация.

Реализуется с целью приобретения учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути с учетом выбранного профиля обучения; создания условий для формирования и поддержания устойчивой положительной мотивации на выбор профессии военного.

При реализации данного направления работы используются элементы авторской профориентационной программы “Путь к профессии”.

Сохранение и укрепление здоровья.

Данное направление реализуется посредством проведения психофизиологического тренинга и внедрения современных здоровьесберегающих технологий: метода игрового биоуправления и саморегуляции “ИБИС”, программы “БОС – здоровье. В ходе психофизиологического тренинга учащиеся обучаются навыкам эффективной саморегуляции, вырабатывая их под контролем изменения физиологических параметров (дыхательная аритмия сердца), отражающих общее состояние организма.

Основной принцип построения программы: взаимосвязь этапов реализации, комплексность, системность.

Диагностические процедуры в программе.

Важным аспектом реализации программы сопровождения кадетского класса является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития учащихся и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы. Приложение 1

Структура программы:

I этап (10 класс)
Направление работы Сроки реализации Характер и цель работы Примерное содержание
Содействие успешной социально-психологической адаптации учащихся при переходе на новый этап обучения и смене социальной роли. Сентябрь-октябрь.

Сентябрь.

Проведение цикла адаптационных занятий с целью профилактики школьной дезадаптации на новом этапе обучения, снятия нервно-психического напряжения, сплочения классного коллектива;

Изучение особенностей протекания процесса адаптации у учащихся с использованием диагностического минимума с целью оценки адаптированности учащихся в социуме, характера взаимоотношений учащихся в классном коллективе.

Углубленное диагностическое обследование дезадаптированных и частично адаптированных учащихся с целью уточнения причин нарушений социально-психологической адаптации, изучения психо-эмоционального состояния; выработка рекомендаций по налаживанию конструктивного взаимодействия в семье, в классном коллективе.

Определение группы учащихся, нуждающихся в индивидуальной психокоррекционной помощи.

Программа “Социально-психологический тренинг для подростков с проблемой в сфере межличностного общения”; авторы Головатенко И., Лидерс А.

Цель: развитие у подростков навыков общения, сплочение коллектива.

Всего 10 часов.

Методика Т.В.Снегиревой “Шкала СПА”; анкета “ЭПК” Г.А.Карповой.

Методы исследования подбираются в зависимости от содержания основных дезадаптирующих факторов.

Психодиагностика. Октябрь. Изучение психофизиологических, личностных, особенностей и профессиональных склонностей и интересов учащихся с целью определения актуального состояния развития, планирования дальнейшей сопровождающей работы. Психофизиологические:

- тест Э.Ландольта “Диагностика работоспособности”;

- методика регистрации времени реакции – классическая психофизиологическая проба;

- опросник “Сенсорные предпочтения” Васильевой Н.Л.

- тест “САН” авт. В.А.Доскин.

Психофизиологический тренинг. Ноябрь-декабрь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь, Апрель.

Теоретический блок.

Дать общую информацию о связи психики и тела, о стрессе, об основах саморегуляции, о принципе биологически обратной связи и технологии игрового биоуправления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический блок.

Обучение упражнениям, способствующим снятию избыточного напряжения, саморегуляции, релаксации, диафрагмально-релаксационному типу дыхания.

Программа “ДАС-БОС”

1. Понятие о стрессе. Механизмы развития стресса. Физиологические процессы, происходящие в организме в момент стресса.

2. Психологические аспекты стрессовых реакций. Негативные стороны переживания стресса.

3. Методы и приемы саморегуляции психофизиологических состояний

4. Процесс дыхания. Дыхательная гимнастика.

5. Связь дыхания и работы сердца. Дыхательная аритмия сердца.

6. Начинаем тренировку. Учимся дышать животом.

7. БОС – технология XXI века.

8. ПБС-БОС – начинаем дыхательную игру.

Всего 8 часов.

1. Подготовка (2 занятия)
2. Постановка дыхания (4 занятия)
3. Формирование навыка ДРД (4 занятия)
4. Закрепление навыка (5 занятий)

Всего 15 часов.

II этап (11 класс)

Профориентация. В течение года. Профессиональная ориентация Реализация авторской программы профессиональной ориентации старшеклассников.

“Путь к профессии”.

Цель: приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии; планирование профессионального пути; формирование способности соотносить свои индивидуальные психофизиологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии; содействие личностному развитию.

1 Блок. Стратегия выбора профессии

2 Блок. Способности и профессиональный выбор.

3 Блок. Планирование профессионального пути.

Всего 36 часов.

Тренинг личностного роста. Февраль. Тренинг нацелен на решение следующих задач:

- развитие адекватного понимания самого себя и осуществление коррекции самооценки;

- развитие умения и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним;

- формирование жизненных планов, планов профессиональной карьеры и корректировка

ценностных ориентаций;

- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

- развитие умения преодолевать жизненные трудности;

- формирование профессионально-значимых качеств военнослужащего.

Программа “Тренинг развития жизненных целей” автор Лобанова Л.В., Трошихина Е.Г.

Коммуникативный блок.

Личностный блок.

Социальный блок.

Всего 12 часов.

Психофизиологический тренинг. Октябрь, апрель. Теоретический блок.

Дать общую информацию о связи психики и тела, о стрессе, об основах саморегуляции, о принципе биологически обратной связи и технологии игрового биоуправления;

 

 

 

 

 

Практический блок.

Обучение упражнениям, способствующим снятию избыточного напряжения, саморегуляции, релаксации, диафрагмально-релаксационному типу дыхания.

Программа “ДАС-БОС”

1. Наше здоровье в наших руках.

2.Что влияет на продолжительность жизни.

3. Кем ты хочешь стать?

4. Дыхание здорового и больного человека.

5. Дыхание и гомеостаз.
6. Паспорт здоровья.
7. Уроки здоровья -ключ к успеху.

Всего 8 часов.

1. Подготовка (2 занятия)
2. Постановка дыхания (4 занятия)
3. Формирование навыка ДРД (4 занятия)
4. Закрепление навыка (5 занятий)

Всего 15 часов.

Психодиагностика.     Личностные:

- методика “14 факторный личностный опросник” Р.Б.Кеттелла;

- “Ценностные ориентации личности” М.Рокича;

Профориентационные:
- “ДДО” Е.А.Климова;

- “Карта интересов” Голомштока;

Психологическое сопровождение учащихся кадетского класса необходимо осуществлять комплексно, систематически. С этой целью в работу по сопровождению включены и другие субъекты образовательного процесса, а именно родители, учителя-предметники, администрация.

Формы работы с родителями: лекции, семейная гостиная, групповые и индивидуальные консультации, беседы, занятия-практикумы и др.

I Этап
Сроки Примерное содержание Цель
Первый триместр. “Снова вместе. Проблема адаптации старшеклассников к школе”

Форма работы: родительский лекторий, групповая консультация.

Индивидуальное консультирование родителей учащихся, имеющих трудности в социально-психологической адаптации.

Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации старшеклассников, возрастных особенностей старшего подросткового и юношеского возраста, оказание консультативной помощи по интересующим вопросам.

 

Оказание консультативной помощи в решении проблем личностного развития ребенка, выдача рекомендаций по тактике общения в адаптационный период.

Второй триместр. “Технология БОС - путь к сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения”

Форма работы: информационный лекторий с элементами практикума.

Информирование родителей о методе игрового биоуправления, как национальной идее сохранения и укрепления здоровья населения России; демонстрация сеанса ДАС-БОС.
Третий триместр. “Военная дисциплина в условиях общеобразовательной школы”

Форма работы: информационно-аналитическое занятие-практикум

Формирование у родителей положительного отношения к особенностям дисциплинарных требований в классе военных кадетов и необходимости

II Этап

Первый триместр. “Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения”

Форма работы: круглый стол с приглашением людей военных профессий.

Создание положительной мотивации у родителей и учащихся на выбор профессии военного, актуализация и расширение представлений родителей о приоритетном национальном направлении возрождения профессии военного в современной России.
Второй триместр. “Нравственные законы семьи – законы жизни”

Форма работы: семейная гостиная.

Психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания, формирования ценностных ориентаций и нравственной личности учащихся старшего школьного возраста.
Третий триместр. “Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ”

Форма работы: беседа, групповая консультация

Создание оптимальных условий и оказание психологической помощи и поддержки учащимся в период подготовки и сдачи ЕГЭ.

Формы работы с педагогами: информационный лекторий с элементами практикума, деловая игра, методический совет, круглый стол.

I Этап
Сроки Примерное содержание Цель
Первое полугодие. “Психологические особенности старшеклассников”.

Форма работы: информационный лекторий с элементами практикума.

Психологическое просвещение педагогов по вопросам оптимизации учебно-воспитательного процесса, с учетом возрастных особенностей и специфики профиля обучения.
Второе полугодие. “Адаптация профессиональной деятельности педагогов к условиям преподавания в классе военных кадетов”.

Форма работы: деловая игра с элементами практикума.

Создание условий для ориентации педагогами собственной профессиональной деятельности на выбор оптимальных средств и методов обучения с учетом специфики профиля.
“Психологические механизмы формирования и функционирования коллектива, ограниченного Уставом. Развитие групповых процессов”.

Форма работы: информационный лекторий.

Психологическое просвещение педагогов о механизмах внутригруппового взаимодействия в подростковой группе, находящейся в специфических условиях.

II Этап

Первое полугодие. “Воинская дисциплина в условиях общеобразовательной школы”.

Форма работы: методический совет с приглашением представителей военкомата.

Ориентация педагогов на соблюдение единства дисциплинарных требований, обозначенных уставными отношениями.
Второе полугодие. “Перелистывая страницы: успехи, возможности и перспективы”.

Форма работы: информационно-аналитическое занятие-практикум.

Результативность и эффективность психолого-педагогического сопровождения класса воинской направленности.

Диагностические процедуры в программе.

I Этап
Сроки Диагностический инструментарий Цель
Октябрь. Социально-психологические тесты:

Методика “Шкала социально-психологической адаптированности” Т.В.Снегиревой.

Анкета “ЭПК” Г.А.Карповой.

Изучение модели отношений подростка с социальным окружением и с самим собой.

Изучение характера взаимоотношений учащихся в классном коллективе.

Ноябрь, Апрель Психофизиологические тесты:

Тест Э.Ландольта “Диагностика работоспособности”.

Методика регистрации времени реакции

Опросник “Сенсорные предпочтения” Васильевой Н.Л.

Тест “САН” авт. В.А.Доскин.

Оценка общей работоспособность и ее составляющих: продуктивности, скорости, точности (безошибочности), выносливости и надежности.

Психофизиологическая проба. Позволяет оценить функциональное состояние центральной нервной системы.

Определение индивидуальных особенностей репрезентативных систем личности учащегося.

Оперативная оценка самочувствия, активности, настроения.

II ЭТАП

  Личностные тесты:

Методика “14 факторный личностный опросник” Р.Б.Кеттелла.

Анкета “Ценностные ориентации личности” М.Рокича;

Определение и измерение индивидуальных различий личностных качеств и свойств.

Изучение структуры ценностей отдельно взятой личности, выделение терминальных и инструментальных ценностей.

  Профориентационные тесты:

Методика “ДДО” Е.А.Климова.

Методика “Карта интересов” Голомштока;

Методика “Опросник профессиональных склонностей” Г.В.Резапкиной.

Определение интересов и склонностей учащихся к определенному типу профессий.

Изучение сферы учебных и профессиональных интересов старшеклассников.

Изучение и определение склонности к определенному виду деятельности.