Проект урока русского языка в 4-м классе по теме "Склонение имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование умения определять склонение имён существительных.

Задачи:

1. Организовать деятельность обучающихся на введение нового признака имени существительного – “склонение”;
2. Обучить приёму определения склонения имен существительных;
3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
4. Формировать коммуникативные умения учащихся.

Этапы урока Задачи этапов Методы обучения Формы органи-

зации работы

Средства
I. Организационный Обеспечить чувство комфорта на уроке

и психологически подготовить к предстоящему уроку.

     
II. Актуализация знаний. Создать ситуацию успеха через личностную мотивацию. Практический. Фронтальная.

Парная.

Рабочая тетрадь.
III. Постановка учебной задачи. 1. В ходе практической работы осуществить рефлексию способа.
2. Продолжить формировать умение формулировать учебную проблему на основе противоречия “знаю – не знаю”.
Учебный диалог. Фронтальная

Парная

Рабочая тетрадь.
IV. Открытие нового знания. 1. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учающихся для решения учебной задачи.

2. Формировать умение вести учебную дискуссию, анализировать, обобщать.

3. Выйти на решение учебной задачи и зафиксировать открытое знание в таблице.

Учебная дискуссия.

Поисково-исследовательский.

Групповая. Рабочая тетрадь.

Таблица на доске.

V. Первичное закрепление. 1. Обучать применению открытого знания на практике.

2. Развивать умение рефлексии своих действий, вести учебный диалог, аргументировать свой ответ.

Репродуктивный. Фронтальная. Учебник.

Рабочая тетрадь.

Таблица.

VI. Самостоятельная работа. 1. Формировать умение самостоятельной учебной деятельности, основываясь на “открытые” знания.

2. Продолжить обучение составлять план действий и пользоваться им.
3. Развивать рефлексивные умения.

Самостоятельная работа. Индивидуальная. Рабочая тетрадь.

План действий.

(на доске)

Карточки - помогалочки.

(для слабых детей)

VII. Итог урока. 1. Создать условия для самооценки своих действий на уроке.
2. Организовать рефлексию новых умений обучающимися.
Метод устного контроля. Фронтальная.

Индивидуальная.

 

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.

- Сядьте поудобнее. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу. Сегодня нам предстоит открыть ещё один секрет русского языка.

II. Актуализация опорных знаний.

Я говорю определение, а вы записываете название падежа, о котором идёт речь:

- предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто;

- какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в?
- падеж – “работяга”;

- кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите;

- мне без предлогов свет не мил, пусть будут “в”, и “о”, и “при”;
- дарительный падеж;
- предлогам “перед”, “под” и “над” в любой момент я буду рад;
- подлежащее;
- лишь только я могу сказать, с предлогом “к” порой дружу, но и один гулять хожу.

Взаимопроверка.

III. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте предложение:

Зеленели почки на ольхе и сирени.

- Разберите по членам предложения.
- Определите род и падеж второстепенных членов.
- Почему род и падеж одинаковые, а окончания разные?

Проблема.

IV. Открытие нового знания.

- Определите род данных имён существительных.

Измените их по падежам, выделите окончания: земля, страна, дядя, окно, поле, степь, печь.

- Запишем на доске окончания имён существительных в косвенных падежах:

И. п. земля страна дядя окно поле степь печь

- Посмотрите на получившуюся таблицу и скажите, сколько же наборов падежных окончаний у имён существительных?

- От чего зависит набор падежных окончаний?
- Зафиксируем наш вывод в таблицу:

(учитель записывает вывод на доске, дети – в тетрадях)

ж. р. и м. р. – а, - я.
ср. р. – о, - е; м. р. .
ж. р. ь

- Прочитайте правило в учебнике на с. 123.

- Какой секрет русского языка мы “открыли”?

 

- Склонение – это постоянный или непостоянный признак? Докажите.

V. Физминутка.

Под песню “Буратино” дети выполняют танцевальные движения.

- Перечислите имена существительные, которые услышите в песне.

VI. Первичное закрепление.

- Задайте друг другу вопросы по теме.

 

Упражнение 159.

- Прочитайте имена существительные. Что их объединяет?
- Спишите, выделите окончания, определите склонение.

VII. Самостоятельная работа.

- Перед вами маленькая сказка:

В лесу на поляне под елью стоял гнилой пень. Это был дом гнома. Каждое утро гном садился на крыльцо и пел песню. И ему подпевала старая мышь, которая таскала с поля рожь. Чудесная была песнь.

Вам нужно выписать все имена существительные в 3 столбика по склонениям. Существительные записывать в начальной форме.

- Составим программу действий.

По ходу составления работы на доске появляется запись:

1. Поставить имя существительное в И. п., ед. ч. (н.ф.)
2. Определить род.
3. Выделить окончание.
4. Определить склонение.
5. Записать в нужный столбик.

Ученикам, испытывающим затруднения при выполнении работы, учитель раздаёт карточки – помогалочки:

в лесу – лес;
на поляне – поляна;
под елью – ель;
пень;
дом;
гнома – гном;
утро;
на крыльцо – крыльцо;
песню – песня;
мышь;
рожь;
песнь.

Проверка:

- Прочитать имена существительные 1 – ого склонения.
- Прочитать имена существительные 2 – ого склонения.
- Прочитать имена существительные 3 – его склонения.
- Оцените свою самостоятельную деятельность.

Поставьте на полях тетради:

“+” – не допустил ошибок;
“-” – немного сомневался;
“?” – надо потренироваться.

VIII. Итог урока.

- Запишите в тетрадях опорные слова для определения склонения.
- Оцените свою деятельность на уроке.

 

 

 


В тетрадях у учащихся:

1) И. п.
2) В. п.
3) Т. п.
4) Р. п.
5) П. п.
6) Д. п.
7) Т. п.
8) И. п.
9) Д. п.

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

Работа в группах.

I группа – земля, страна;
II группа – дядя;
III группа – окно, поле;
IV группа – степь, печь.

 

 

 

 

 

 

- Три набора окончаний.

- Набор падежных окончаний зависит от рода имени существительного и его окончании в именительном падеже.

 

 

 

Ученик читает правило вслух.

- В русском языке три склонения имён существительных – три набора падежных окончаний.

- Склонение – это постоянный признак, т. к. он зависит от рода, а род имен существительных – это постоянный признак.

 

 

 

- Что такое склонение?
- Какие существительные относятся

- к 1 – ому склонению?
- ко 2 – ому склонению?
- к 3 – ему склонению?

- Как определить склонение имени существительного?

- Все они стоят в начальной форме.
Упражнение выполняется с комментированием.

 

 

У учащихся на столах листки со сказкой.

 

 


Запись в тетрадях:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Род, окончание, падеж.