Урок-семинар "Основы термодинамики"

Разделы: Физика


Цели:

  • обучающая: закрепить знания, полученные учащимися в ходе изучения материала, научиться структурировать информацию в ходе выполнения презентаций, докладов и газеты;
  • развивающая: развитие умения работать во времени, умения общаться, развитие монологической и диалогической речи;
  • воспитательная: воспитывать уважение друг к другу.

Вид урока: семинар.

Технология: ролевая игра с применением ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока:

1. Организационный момент: на входе в аудиторию раздать буклет-приглашение(приложение 1)

2. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте!

Мы проводим урок по теме "Основы термодинамики"

Цель нашего урока: закрепить знания, полученные в ходе уроков; учиться слушать и слышать друг друга.

Урок проходит в виде семинара с элементами ролевой игры.

Ведущий: Сегодня все мы являемся членами Лондонского королевского общества, которое многие годы собирало под своей сенью целые плеяды выдающихся ученых, в том числе и физиков. Нам с вами посчастливилось присутствовать на собрании, участниками которого являются самые выдающиеся физики и философы не только разных стран, но и разных времен.

С повесткой нашего собрания вы ознакомлены (перед входом в аудиторию раздается буклет с повесткой собрания). Хочу представить вам наше уважаемое жюри, которое должно оценить выступления докладчиков. Это выдающиеся физики современности (ученики, выбранные заранее классом в жюри).

В начале нашего собрания мы должны решить животрепещущий вопрос современности: по какому же пути должна пойти наука? Наметились два противоположных направления, и вы должны решить, какому из них мы отдаем предпочтение. Для доклада приглашается выдающийся ученый-философ древнего мира Аристотель. Он родился и творил в 1 в до нашей эры в древней Греции. Его труды признаны основополагающими для всех наук и на протяжении полутора тысячелетий вплоть до 15 века нашей эры не подлежали сомнению.

Выступление Аристотеля. (приложение 2)

Ведущий: Далее для доклада приглашается выдающийся русский ученый М.В.Ломоносов. Он изложит взгляды некоторых ученых, осмелившихся оспорить учение Аристотеля.

Выступление Ломоносова. (приложение 3)

Ведущий: Вы прослушали два противоположных мнения об устройстве мира. Дальнейшая наша работа будет бессмысленной без нашего общего решения: какое же из этих направлений мы избираем для дальнейшей работы? Имеем ли мы опытное обоснование того, что мир сложен из атомов и молекул?

Ответы уч-ся.

Ведущий: Далее я, как ведущий собрания, хочу объявить открытое голосование по избранию направления в науке: атомистическое или мистическое? Хочу предостеречь вас от поспешного решения. После его вынесения будут издаваться учебники, по ним будут учиться дети, из которых вырастут новые плеяды ученых. На вас лежит ответственность за то, пойдет ли наука по правильному пути или будет блуждать в потемках еще тысячелетия?

Голосование.

Ведущий: На нашем заседании присутствует почетный гость - главный редактор газеты "Новости науки и техники". Он с удовольствием ознакомит вас с устройством и принципом работы потрясающих достижений науки - тепловыми машинами, позволяющими заменить ручной труд механизмами. (Демонстрируется стенгазета с материалами по устройству первых тепловых машин. Дается объяснение принципа действия этих устройств)

Ведущий: I. Приступаем ко второй части нашего заседания.

Для доклада приглашается Джоуль Джеймс Прескотт. Краткая биография (приложение 10) Выступление, презентация по теме "Внутренняя энергия" (приложение 4) Вопросы.

Уильям Томсон барон Кельвин. Краткая биография.(приложение 11) Выступление, презентация по теме "Применение первого начала термодинамики к изопроцессам"(приложение 5) Вопросы.

Бенджамин Томпсон, граф Румфорд. Краткая биография (приложение 12). Выступление, презентация по теме "Необратимость процессов в природе".(приложение 6) Вопросы.

Сади Карно. Краткая биография.(приложение 13) Выступление, презентация по теме "Тепловой двигатель"(приложение 7). Вопросы.

Роберт Бойль. Краткая биография.(приложение 14) Выступление, презентация по теме "Экологические последствия применения тепловых двигателей" (приложение 8). Вопросы.

II. Прошу уважаемое жюри подвести итоги выступлений и вопросов оппонентов.

Выступление жюри. Жюри оценивает работу учащихся, как выступающих, так и оппонентов и зрителей. Критерии оценки разрабатываются заранее.

Ведущий: Разрешите закрыть наше сегодняшнее заседание. Благодарю за работу!

Учитель: Но урок наш еще не закончен!

Я хотела бы услышать:

  1. Узнали ли вы что-нибудь новое и интересное сегодня?
  2. Прояснились ли для вас некоторые неясные вопросы?
  3. Приобрели ли вы в ходе работы какие-либо новые навыки?
  4. Интересен ли был вам наш урок?

Благодарю всех! До свидания.

(Уважаемое собрание! Призываю вас к порядку! - реплика ведущего при необходимости)