Урок русского языка. 3-й класс. "Несоответствие закону письма буквы Е в падежных окончаниях после щипящих и Ц"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Дидактическая цель урока: выявить опознавательные признаки слов, в окончаниях которых после шипящих и ц пишется е или о.

Цель учителя: создание условия для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование.

Задачи:

  1. Увидеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
  2. Спланировать ход работы и зафиксировать результаты в отчетном листе.
  3. Проанализировать результаты исследования, сделать вывод.
  4. Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
  5. Продолжить формировать волевые качества, коммуникативные отношения.

Оборудование: задание и инструктаж для каждой группы, плакат с изображением робота Сам Самыча, маркер, иллюстрации крылатых выражений, солнышко с лучиками.

ХОД УРОК

I. Организационный момент.

II. Активизация мыслительной деятельности.

III. Чистописание.

На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.

Учитель: Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

Дети: Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные – глухие звуки. В слабой позиции буква Ж может обозначать и глухой согласный звук (ш). В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж, Ч, Щ – шипящие, а Ц – нет. На доске вывешивается карточка.

Ш, Ж, Ч, Щ – шипящие.

Учитель: Сегодня мы с вами повторим написание строчной и прописной буквы Ц. Будем следить за наклоном прямых элементов буквы Ц, а также за длиной петли.

Учитель показывает образец на доске.

Актуализация известного способа действия.

II. Создание ситуации успеха.

Сам Самыч держит плакат, на котором написаны слова:

за школ…й

перед дуб…м

за мес…ц…м

за стор…ж…м

над пашн…й

под камн…м

с каш…й

 

Сам Самыч предлагает вам на основе полученных знаний о падежных окончаниях в данных словах вставить пропущенные орфограммы и объяснить их написание.

Ученики пишут в тетрадях, выделяя части слов с орфограммами, доказывая. После выполнения задания – фронтальная проверка. Один ученик отвечает, другие сигнализируют карточками – светофорами правильность ответа. На доске появляется продолжение записи.

за школой – 1 скл., в Т.п. (стеной)

за пашней – 1 скл., в Т.п.

перед дубом – 2 скл., в Т.п. (столом)

за месяц…мI

с каш…й – 1 скл., в Т.п. –ой или –ей? (стеной) <о>

за сторож…м – 1 скл., в Т.п. –ом или –ем? (столом)

IV. Введение знаний.

Этап выдвижения гипотез и планирования действий по их проверке

1. Постановка учебной проблемы

Учитель: – Сколько же в нашем классе мнений? Почему?

- Что особенного вы заметили в словах, где не можем объяснить написание?

- Какая у вас возникает тема урока?

При затруднении учитель предлагает обратить внимание на основу слов, на шипящие согласные и Ц. На доске записывается тема урока. Несоответствие закону письма буквы е в падежных окончаниях после шипящих и ц.

2. Поиск решения.

Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно раскрыть “секрет” правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

Дети работают в группах. Задание дается на рабочих листах с отпечатанными словами для наблюдения и инструкцией.

3. Словарный материал для наблюдения.

1 группа анализирует существительные 1-го склонения и прилагательные с основой на шипящий звук [ч].

За тучей, о могучем, со свечой, в дремучем.

2 группа анализирует существительные 2-го склонения и прилагательные с основой на звук [ц].

За отцом, с леденцом, с куцем, о бледнолицем.

3 группа анализирует существительные 2-го склонения и прилагательные с основой на шипящий звук [ж].

Над чертежом, в рыжем, пейзажем, о чужом.

4 группа анализирует существительные 1-го склонения и прилагательные с основой на звук [ш].

С лапшой, в большом, о лучшем, с грушей.

5 группа анализирует существительные 2-го склонения и прилагательные с основой на звук [щ].

С плащом, с товарищем, о нищем, к рычащей.

4. Инструкция.

1. Прочитайте слово.

2. Найдите сильную позицию, поставьте знак ударения.

3. Под безударной гласной в окончании поставьте уголок.

4. Выделите окончание.

5. Выделите основу. Обратите внимание на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.

6. Обратите внимание, какая гласная буква стоит в окончаниях в сильной позиции, какая – в слабой позиции.

7. Сделайте вывод.

5. Вывод

Выдаются заготовки на листах:

В падежных окончаниях после ____ под ударением пишем ____ , без ударения ____.

V. Воспроизведение знаний.

1. Отчет групп

2. Учитель: Сравните выводы всех групп. Выведите общее правило.

- Узнали ли мы, когда надо писать О и Е в падежных окончаниях после шипящих и Ц?

На доске вывешивается вывод:

В падежных окончаниях после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.

Например: свечой, в чужом, грушей, о белолицем.

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике на стр. 147.

Контроль и оценка овладения открытым способом действия.

3. Применение знаний.

А) Учитель: Давайте вернемся к словам, в которых мы не смогли объяснить правописание окончаний и выясним, кто был прав (проверка, применяя алгоритм).

Б) Учитель: А теперь применим полученные знания при выполнении другого задания. Докажите правильность написания окончания слов в упражнении 186 на стр. 24. Работа выполняется учащимися на доске по цепочке.

В) Учитель: Выберите имена существительные из данных слов, где будете применять это правило (устно).

На доске: Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница, трескучий, красивый, мудрый, летучий.

Г) Учитель: Сам Самыч предлагает вам объяснить смысл крылатых выражений. У каждой группы своё крылатое выражение.

Семь пятниц на недел_. (стене') ЗП

Попасть пальц_м в небо. ЗП

Смотреть сквозь пальцы.

Калач_м не заманишь. <ом>

Не ударил лиц_м в грязь. <ом>

После того, как все группы выскажутся, дети проверяют правильность своих высказываний с учебником (стр. 29).

- Назовите все орфограммы. Запишите выражения в тетрадь (если останется время, дети придумывают ситуации, в которых можно использовать данные крылатые выражения).

Определение следующего шага в движении

VI. Итог урока.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься завтра?

- Что каждый из вас узнал сегодня на уроке?

- Где будем применять свои знания?

VII. Рефлексия.

У каждого из вас на парте лежат лучики четырех цветов:

КРАСНЫЙ – если вы считает, что урок прошел с пользой.

ОРАНЖЕВЫЙ – если вы считаете, что урок прошел неплохо.

ЖЕЛТЫЙ – если вы считаете, что урок прошел “ни то, ни сё”.

БЕЛЫЙ – если вы считаете, что урок прошел плохо.

VIII. Домашнее задание.

Записать три фразеологизма и выделить в них орфограммы.

(Количество и место проведения физкультминуток учитель организует по мере необходимости учащимся.)