Цель: Раскрыть уникальность природы озера Байкал.
Задачи:
- Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;
- Изучить особенности географического положения, геологического строения;
- Расширить знания о климате и водах;
- Сформировать образное представление о фауне и флоре Байкала и Прибайкалья;
- Продолжить закрепление навыков групповой работы;
- Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.
Тип урока: исследовательско-поисковый.
Методы и формы: исследовательская деятельность, организация работы с текстами.
Оборудование: компьютер с проектором, презентация, текстовый раздаточный материал.
План урока.
- Актуализация знаний на исследовательскую деятельность.
- Объяснение нового материала:
- Краткая характеристика озера Байкал по электронной презентации.
- Исследование ситуаций.
- (Домашнее задание).
- Вывод урока.
- Заключение.
Ход урока
Вводное слово учителя.
Прекрасна и сурова природа Восточной Сибири. Необозрима тайга, живописны горные хребты со скалистыми вершинами и залесенными склонами. Богаты недра Сибири, неисчерпаемые запасы энергии таят ее могучие реки. Плодородные межгорные долины в скором будущем покроются тучными нивами. Но одно из величайших созданий природы края - красавец Байкал. На огромном пространстве, длиной в 636 км и длиной в 25-79 км, леса и горы расступились, уступив место Байкалу. Все в нем необычайно и своеобразно: необозримые просторы студеных и бурных вод, огромные глубины, столь редкие у озер, пресная вода, в которой обитают животные и растения, похожие на морские формы, выходы нефти и газов на поверхности озера, происхождение которых до сего времени красота, удаль и бесстрашие первых поселенцев на его берегах. В царское время берега Байкала считались местом ссылки. Сюда были сосланы декабристы В. К. Кюхельбекер, Н. А. и М. А. Бестужевы, - участники польского восстания 1863 г. И. Д. Черский, Б. И. Дыбовский, Ф. Ф. Годлевский и др., а также передовые революционно настроенные люди нашей родины, вынужденные уйти в подполье.
Горные хребты Прибайкалья хранят огромное количество каменных строительных материалов. Здесь имеются месторождения слюды, талька, полудрагоценных камней, золота, угля и других полезных ископаемых. Воды Байкала богаты рыбой. На берегах растет ценный строевой лес. Велико транспортное значение озера. Наконец, оно представляет собой гигантское естественное водохранилище; его водные массы, устремленные в Ангару, таят колоссальные потенциальные запасы гидроэнергии.
С использованием богатств Байкала и прилегающих к нему районов тесно связано развитие экономии Сибири. Но для этого важно знать закономерности строения и многие специфические черты, как самого Байкала, так и окружающей территории.
Итак, вы уже догадались, что речь пойдет о Байкале и его уникальности.
Презентация "Неповторимый мир Байкала"
(В основном используется текст презентации, но учитель может в сильном классе дать дополнительный материал (Приложение 3).
Исследование ситуаций: класс делится на группы по различным признакам - цветовым карточкам. Каждому выдается карточка-задание. Объясняется, что записи должны быть сделаны у каждого в тетради и переписаны друг у друга. На группу выдается дополнительный материал по озеру Байкал (Приложение 1, Приложение 2), карта, учебник (Р.: параграф 43; Б.: параграф 39) .
Почему Байкал замерзает только в конце декабря, январе? | Какую роль играет планктон озера? |
Почему летом вода в озере холодная? | В чем неповторимость Байкала? (3 черты) |
Благодаря чему вода в Байкале чистая, прозрачная? | Движение воды |
336, 1, 20%, 40, 332, 1620, 15-20, 730. что означают эти цифры? | Почему в реках мало твердых частиц? |
Какие местные ветры дуют на Байкале и с какой стороны света? | Какие острова находятся в озере? |
Какие берега окаймляют Байкал? Почему они имеют такой вид? | Какие очертания имеет озеро, почему? |
Найдите в тексте размеры озера. | Уникумы Байкала. Напишите особенности озера (не менее 5) |
Климат северного берега Байкала | Почему по берегам Байкала невелики площади пашни? |
Перечислите эндемиков Байкала | Почему возникла проблема Байкала? |
Затем группы меняются (на карточках сзади стоит номер). На группу выдается задание.
Почему омуль с южных берегов жирнее омуля с северных берегов? | Почему в качестве объекта Всемирного природного наследия включено не только озеро, но и значительная часть его бассейна? |
Почему слова местных жителей "Байкал - это море" могут оказаться правдой? | Почему в г. Бабушкин в июле можно встретить цветущую сирень? Где? |
В конце контрольного времени ребята озвучивают вопросы и ответы. Учитель комментирует сам (если мало времени осталось) или спрашивает мнения класса.
Выводы.
- Байкал - уникальное озеро-море.
- Хрупкий эндемичный реликтовый мир нуждается в более тщательной охране.
- Нужны новые исследования Байкала.
Домашнее задание (на выбор).
- Составить туристический маршрут
- Составить кроссворд по Байкалу.
Используемая литература.
- Диск "Мир Байкала"
- "Байкал лав"