Нынешние ученики - это завтрашний день села, в котором корни России. Возродить Россию - значит возродить село, а это под силу только духовно богатому, здоровому и образованному поколению сегодняшней сельской малышни. Неслучайно народная мудрость гласит: “Когда мелеет река, идут к истоку”.
Материнский язык неотъемлем от материнской нежности и играет решающую роль в судьбе личности, ибо он связан с таким психологическим феноменом, как “память детства”. Обучая и воспитывая детей в образовательных учреждениях, учителям и воспитателям необходимо, чтобы каждый ребёнок на родном материнском языке впитал в себя культурное наследие своего народа, богатство души, чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, неповторимого по своему богатству и красочности фольклора, вековой религии.
Кладезь педагогической мудрости - эпос “Джангар”. Он не только своего рода энциклопедическое произведение, но и, образно говоря, всенародный университет калмыков. Калмыцкий героический эпос- это гимн целомудрию, честности, духовной чистоте, великодушию, высокой нравственности. Основная идея эпоса - идея беззаветного служения народу, Отечеству, идея мужской чести и дружбы, верности и единения. Самоотверженность народных героев в любви к Родине доведена в эпосе до апогея: все герои как один готовы умереть за Отчизну.
Эпические песни “Джангара” обретают новую жизнь в живописных и музыкальных произведениях, в искусстве и на уроках в школе. Задача педагогов - умело используя все формы и методы учебно - воспитательного Процесса, стремиться к тому, чтобы до каждого ученика донести все богатство идей эпоса, воплощающего лучшие национальные качества народного характера. Каждый народ самобытен и вносит свою лепту в общечеловеческую культуру. Интернационализм не безнационален. Он строится на национальной гордости, на прогрессивных исторических традициях, на уважении к родному языку, к культуре народов.
Известный калмыцкий поэт Д.Н.Кугультинов писал: “В те счастливые часы, когда я прикасаюсь к страницам “Джангара”, кажется мне, что я вхожу в гармонию с Вселенной и вечностью, душа моя находит покой, желанное удовлетворение, мысли моей открывается некая тайна, необъяснимая, но понятная, светящаяся, и почему- то в этот миг я шепчу:
…Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...”
Сегодня мы признаём, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, базируется на принципах, берущих свои истоки в глубине веков. Я уверена, что в народной педагогике заложена гуманистическая воспитательная концепция- это гуманные идеи и идеалы, тысячелетиями выработанные человечеством. Конкретно это-утверждение здорового образа жизни, мода на здоровье, на нравственное и физическое совершенство, на умение ценить жизнь, знать секреты душевного и творческого долголетия, умения общаться, заботиться об окружающих, проявлять милосердие. Шаг за шагом возрождать дух и моральные ценности каждого конкретного человека, его достоинство и самосознание.
Литература:
1. Жуковская Н.Л. “Калмыки” г. Москва, 2003 г.
2. Мукаева О.Д. “Мудрость и духовность народной педагогики” г. Элиста, 1995 г.