Программа детско-родительского клуба выходного дня "БИС"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Детско-родительский клуб выходного дня "БИС"

Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней.

Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем ДОУ создан детско-родительский клуб выходного дня "БИС", для родителей детей, не посещающих детский сад. В клубе принимают участие специалисты детского сада: музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, учитель-логопед, медицинская сестра и др.

Целью создания клуба "БИС" послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания, а для этого родители не должны жалеть ни времени, ни энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня.

Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем можно было детям легко адаптироваться в детском саду, а родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дальнейшем в детском саду и дома.

Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:

  • преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
  • относиться к ребенку как к равному;
  • понять, что не допустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;
  • знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
  • установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

Задачами клуба являются:

1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий.

2. Использование новых организационных способов привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом.

3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей, не посещающих детский сад.

4.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.

5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.

6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Условия работы клуба:

  • заседания клуба по согласованию с родителями детей, не посещающих детский сад, проводится 1 встреча в месяц;
  • работа клуба проводится согласно годового плана клуба;
  • тематика заседаний должна касаться детей и их проблем и родителей и их проблем в воспитании своих детей;
  • формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и др.;

Клуб выходного дня "БИС" создавался для детей, не посещающих детский сад, от 3 до 4 лет и их родителей, с целью создания условий для индивидуализации личности ребенка. Дети посещали клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строилась на основе ведущих видов детской деятельности: игровой и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Программа клуба "БИС" рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает 50-60 минут. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих блоков: познавательный, музыкальный, творческий, в свою очередь каждый блок содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша. Занятия проводятся педагогами детского сада. Проводимые занятия с детьми дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации специалистов.

Одной из задач в работе клуба "БИС" является - социализация ребенка раннего возраста с последующей подготовкой к дошкольному учреждению. В целом у ребенка и родителей, прошедшего такую подготовку формируется устойчивый положительный образ дошкольного учреждения, что влияет на успешную адаптацию. Дети, пришедшие в детский сад после посещения клуба выходного дня, более организованы, обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью, по сравнению с домашними детьми, могут разнообразнее и сосредоточеннее действовать с игрушками на протяжении достаточно продолжительного времени. Они с удовольствием совместно с взрослым берутся за решение предметных задач: собирать пирамидку, строить домик и т.д. Малыши, посещавшие клуб "БИС", обладают хорошо развитыми коммуникативными навыками. Они легко вступают в контакт, в случае необходимости обращаются за помощью и достаточно быстро налаживают отношения с детьми, эти качества отмечали воспитатели, проводившие наблюдения за детьми в группах. Так же хочется отметить, что родители этих детей менее тревожны относительно того, что ребенок идет в детский сад. У них складывается позитивное отношение, как к педагогам, так и к детскому учреждению в целом.

После создания клуба родители стали понимать, что задача воспитания детей - это задача семьи, а педагоги детского сада - их помощники, союзники. Для того, чтобы родители сотрудничали с детским садом, необходимо полное взаимопонимание, взаимоуважение и взаимное доверие (на развитие этих качеств и направлена деятельность клуба). А педагоги детского сада должны быть помощниками, друзьями и просто людьми, которые смогут выслушать родителя и, если надо, дать совет. Только совместно с родителями мы сможем решать все трудности и проблемы, преодолевать неудачи, создавать благоприятные условия для обучения детей.

Таким образом, с деятельностью клуба происходит расширение сети имеющихся творческих объединений и вовлечение родителей и детей в совместную активную деятельность.

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада.

Предложенная программа детско-родительских отношений клуба выходного дня "БИС" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий. Программа прошла апробацию в детском саду. Она может применяться в дошкольных учреждениях. 

 ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ВЫХОДНОГО ДНЯ "БИС"

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Новизна
  4. Необходимость введения программы
  5. Цели и задачи программы
  6. Направления
  7. Принципы
  8. Содержание работы
  9. Методы и приемы
  10. Этапы
  11. Специфика клуба
  12. Формы организации
  13. Ожидаемый результат
  14. Итоги работы
  15. Учебный план(1 год)
  16. Учебный план (2 год)
  17. План работы детско-родительского клуба "БИС"(1 год)
  18. План работы детско-родительского клуба "БИС"(2 год)
  19. Библиографический список

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех человек. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения. Созданный при ДОУ детско-родительский клуб выходного дня "БИС" поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит в дальнейшем период адаптации детей. Проводимые педагогами занятия с детьми дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения.

Новизна. Отсутствие образовательных программ для родителей, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошкольников. В этой ситуации единственным источником педагогических знаний для родителей станет детско-родительский клуб выходного дня "БИС" на базе детского сада. Приходя в ДОУ на специальные занятия, в играх со сверстниками, дети овладевают полезными знаниями и учатся общаться, родители при этом получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. В результате процесс адаптации, когда дети пойдут в детский сад, станет для ребенка менее болезненным, а развитие личности ребенка - более гармоничным.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросами родителей, проведения анкетирования. Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие речи, внимания, памяти, и др. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

Данная Программа имеет цель: Гармоничное развитие личности ребенка в процессе предметно-игровой деятельности и подготовка к поступлению в детский сад.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий.

2. Использование новых организационных способов привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом.

3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей, не посещающих детский сад.

4.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.

5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.

6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Родительский клуб - необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений. Изучение родительских запросов выявило необходимость деятельности клуба в 3 направлениях.

Обучение родителей; Ведущие формы обучения в условиях клуба - беседы, деловые игры, консультации, тренинги.

Обучение детей; Игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, спортивные праздники и развлечения, занятия.

Консультирование родителей. Оно направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом; определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса.

Использовалось консультирование двух типов:

Педагогическое (по вопросам, касающимся освоения программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка, способов дополнительного образования);

Медицинское (по вопросам, касающимся здоровья детей, индивидуальных особенностей ребенка)

Консультирование родителей строилось на принципах:

  • Создания доверительных отношений;
  • Взаимоуважения;
  • Компетентности;
  • Качественной организации консультаций.

Содержание работы: Клуб выходного дня "БИС" создается для детей, не посещающих детский сад, от 3 до 4 лет, с целью создания условий для индивидуализации личности ребенка. Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в раннем возрасте - предметная деятельность, в дошкольном возрасте - игра) и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Программа клуба "БИС" рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает 50-60 минут. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих блоков: познавательный, музыкальный, творческий, в свою очередь каждый блок содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша. Занятия проводятся педагогами детского сада. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации специалистов.

Методы и приемы, используемые в программе:

  • Организационные;
  • Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
  • Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
  • Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).
  • Логические.
  • Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).

Определили основные этапы развития взаимодействия с семьей и выбор наиболее предпочтительной формы общения семьи со специалистами.

  • 1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов
  • 2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).
  • 3 этап: Реализация программы сотрудничества
  • 4 этап: Анализ полученных результатов

Одной из задач в работе клуба "БИС" является - социализация ребенка раннего возраста с последующей подготовкой к дошкольному учреждению. В целом у ребенка и родителей, прошедшего такую подготовку формируется устойчивый положительный образ дошкольного учреждения, что влияет на успешную адаптацию. Дети, пришедшие в детский сад после посещения клуба выходного дня, более организованы, обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью, по сравнению с домашними детьми, могут разнообразнее и сосредоточеннее действовать с игрушками на протяжении достаточно продолжительного времени. Они с удовольствием совместно с взрослым берутся за решение предметных задач: собирать пирамидку, строить домик и т.д. Малыши, посещавшие клуб "БИС", обладают хорошо развитыми коммуникативными навыками. Они легко вступают в контакт, в случае необходимости обращаются за помощью и достаточно быстро налаживают отношения с детьми, эти качества отмечали воспитатели, проводившие наблюдения за детьми в группах. Так же хочется отметить, что родители этих детей менее тревожны относительно того, что ребенок идет в детский сад. У них складывается позитивное отношение, как к педагогам, так и к детскому учреждению в целом.

Специфика клуба в том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка, т.к. это позволит педагогам активнее развивать всех детей (не только обычных, но и "продвинутых", способных, одаренных).

Формы организации детской деятельности могут быть различными, но чтобы средства для достижения воспитательно-оздоровительных задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты с материалами и др. по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. При этом нужно придерживаться главного направления в работе с детьми, развития речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности.

Ожидаемый результат:

  • Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком.
  • Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
  • Умение уважать желание и возможности ребенка.
  • Представление ребенка об окружающем мире.
  • Накопление сенсорного опыта.
  • Становление речи ребенка.
  • Развитие мелкой и крупной моторики.

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада.

Занимаясь в клубе "БИС", разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием. Результативность проведенных занятий будет отслежена повторным анкетированием.

Предложенная программа детско-родительских отношений клуба выходного дня "БИС" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий. Программа прошла апробацию в детском саду. Она может применяться в дошкольных учреждениях.

 Учебный план (1 год)

Название темы Общее количество занятий
1. Открытие клуба "БИС" 1
2. Школа молодых родителей "Учимся говорить" 1
3. Творческая мастерская "Волшебные спицы" 1
4. Творческая мастерская "Новогодний фейерверк" 1
5. Страна "СПОРТЛАНДИЯ" "Выше, быстрее, сильнее" 1
6. Школа художников "И никогда не меркнут краски:" 1
7. Первые шаги в театр "В гостях у сказки" 1
8. Творческая мастерская "Очумелые ручки" 1
9. Закрытие клуба "БИС" "Играем вместе" 1
Итого в год: 9
Длительность одного занятия: 50-60 минут

Учебный план (2 год)

Название темы Общее количество занятий
1. Организационное занятие. 1
2. Открытие клуба "БИС". Игровая программа "Давайте познакомимся!" 1
3. "Мы танцуем и поем - вместе весело живем!" 1
4. "Сначала было слово" 1
5. "Сильные, смелые, здоровые, умелые" 1
6. "Много красок у меня - выбирай любую" 1
7. "Я играю целый день, мне играть совсем не лень" 1
8. Творческая мастерская "Волшебные спицы" и "Очумелые ручки" 1
9. Закрытие клуба "БИС" 1
Итого в год: 9
Длительность одного занятия: 50-60 минут

 ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА "БИС" (1 год)

Месяц Тема мероприятия Ответственный
1 сентябрь Открытие клуба "БИС"

Цель: вызвать заинтересованность родителей в посещении КВД "БИС".

1. Наметить и утвердить план работы на год.

2. Открытие клуба "БИС"

3. Чаепитие "Будем знакомы"

4. Провести игры с родителями и детьми.

 

 

Зам. зав. по ВМР

2 октябрь Школа молодых родителей "Учимся говорить"

Цель: вооружить родителей основами педагогических и медицинских знаний, необходимых для организации жизни и воспитании детей в семье.

Учителя-логопеды детского сада и школы
3 ноябрь Творческая мастерская "Волшебные спицы"

Цель: доставить детям радость, поддерживать эмоциональное настроение.

Воспитатель
4 декабрь Творческая мастерская "Новогодний фейерверк"

Цель: познакомить родителей с разными формами работы по развитию творческих способностей детей. Формировать умения распределять трудовые действия между взрослым и ребенком.

Воспитатель
5 январь Страна "СПОРТЛАНДИЯ" "Выше, быстрее, сильнее"

Цель: развивать потребности в активной двигательной деятельности. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Инструктор по физической культуре
6 февраль Школа художников "И никогда не меркнут краски:"

Цель: Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности.

Способствовать обогащению эмоциональной жизни ребенка.

Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

 

Воспитатели

7 март Первые шаги в театр "В гостях у сказки"

Цель: способствовать сплоченности семьи. Воспитывать развитую творческую личность ребенка. Дать возможность родителям реализовать свои неиспользованные способности.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

8 апрель Творческая мастерская "Очумелые ручки"

Цель: Вызвать у родителей и детей желание создавать, творить, проявлять свои умения, фантазию в различных поделках.

Воспитатель
9 май Закрытие клуба "БИС" "Играем вместе"

Цель: научить родителей прислушиваться к мнению и желаниям ребенка, способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи. Создать взрослым и детям веселое и радостное настроение.

Зам. зав. по ВМР

ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА "БИС" (2 год)

Месяц Тема мероприятия Ответственный
 

 

1

 

 

сентябрь

Организационное занятие.

Телефонный опрос родителей, желающих посещать клуб "БИС".

Встреча с родителями.

Анкетирование.

Анализ анкет.

Утверждение плана работы на год.

 

Зам. зав. по ВМР

 

 

 

2

 

 

 

октябрь

Открытие клуба "БИС"

Игровая программа "Давайте познакомимся!"

Цель: вызвать заинтересованность родителей в посещении КВД "БИС".

I часть:

  • Открытие клуба "БИС"
  • Знакомство с детьми.
  • Игры с родителями и детьми.
  • Экскурсия по детскому саду.

II часть: "Мульти - пульти - песенки" - развлекательная программа.

 

 

Зам. зав. по ВМР педагоги детского сада;

 

 

3

 

 

ноябрь

"Мы танцуем и поем - вместе весело живем!"

Цель: раскрыть особенности музыкального развития детей.

Задача: помочь родителям осознать значение музыкального воспитания ребенка; учить родителей развивать музыкальные навыки детей, используя педагогические методы.

I часть

"Мы танцуем и поем - вместе весело живем!" - музыкально-развлекательная программа для детей 3-4 лет;

II часть: Практическое занятие: "Вместе с мамой сделаем снежинку"

 

Зам. зав. по ВМР

Музыкальный руководитель

Воспитатель

 

4

 

декабрь

"Сначала было слово"

Цель: познакомить родителей с основными показателями развития речи детей

Задача: предложить упражнения, способствующие развитию активного и пассивного словаря ребенка.

I часть: "Сначала было слово" - разговор - беседа с родителями об основных показателях развития речи детей 3-4 года жизни.

II часть: "Здравствуй, елка"! - утренник для детей.

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Воспитатель

 

 

 

5

 

 

январь

"Сильные, смелые, здоровые, умелые"

Цель: раскрыть значение двигательной активности детей, развивать потребности в активной двигательной деятельности. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Задача: учить родителей методам и приемам, обеспечивающим оптимальное физическое развитие детей, формировать точные двигательные навыки и движения.

I часть: "Сильные, смелые, здоровые, умелые" - спортивно - развлекательная программа

II часть: "Путешествие по снежному городку" - "Зимняя сказка"

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

 

 

6

 

 

февраль

"Много красок у меня - выбирай любую"

Цель: Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности.

Способствовать обогащению эмоциональной жизни ребенка.

Задача: учить родителей прививать детям навыки рисования

I часть: "Много красок у меня - выбирай любую" - совместное рисование родителей с детьми.

II часть: "Буду сильным, ловким, смелым, как папа" - спортивно игровая программа.

 

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

март

"Я играю целый день, мне играть совсем не лень"

Цель: повысить знания родителей по руководству игровой деятельностью; вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности; обучить способам игровой деятельности.

Задача: помочь родителям овладеть методами руководства детской игрой; научить создавать такую обстановку, в которой ребенок мог бы спокойно жить, нормально развиваться физически, умственно и морально, в которой он чувствовал бы себя свободно, легко и радостно и находил бы отклик всем своим запросам и интересам, соответствующим его возрасту.

I часть: "Я играю целый день, мне играть совсем не лень" - разговор - беседа с родителями о методах руководства детской игрой.

II часть: Конкурс "МИНИ-МИСС"

 

 

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Музыкальный руководитель

 

 

8

 

 

апрель

Творческая мастерская "Волшебные спицы" и "Очумелые ручки"

Цель: Вызвать у родителей и детей желание создавать, творить, проявлять свои умения, фантазию в различных поделках.

Доставить детям радость, поддерживать эмоциональное настроение.

I часть: Творческая мастерская "Волшебные спицы" и "Очумелые ручки"

II часть: Конкурсно - игровая программа "Алло, мы ищем таланты"!

 

 

Воспитатели

Музыкальный руководитель

 

 

 

9

 

 

 

май

Закрытие клуба "БИС"

Развлечение "Игры да потехи"

Цель: научить родителей прислушиваться к мнению и желаниям ребенка, способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи. Создать взрослым и детям веселое и радостное настроение.

I часть: Развлечение "Игры да потехи"

II часть: Утренник "Здравствуй, лето"!

(Чаепитие. Обсуждение с родителями итогов посещения с ребенком клуба "БИС")

 

Зам. зав. по ВМР

Педагоги детского сада;

Музыкальный руководитель

Приложение.

Фотографии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Белова Н.Б. Материнская школа // Управление ДОУ. № 6 2003.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Долматова Н.Г. Формы работы дошкольных учреждений с неорганизованными детьми // № 6 Управление ДОУ № 6 2005
  4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005
  5. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006
  6. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008
  7. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005
  8. Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003