Цели:
- Расширение знаний учащихся о Ломоносове как многогранном ученом.
- Пропедевтика познавательного интереса к предмету химии через занимательные опыты, интересные сведения об ученом, викторину.
- Развитие коммуникативных, когнитивных организационных способностей учащихся.
Оформление зала (класса)
1. Плакаты:
- «Мой дух покоя не знает». М.В. Ломоносов;
- «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник». А. С. Пушкин;
2. Газета, посвященная Ломоносову:
3. Портрет Ломоносова.
Техническое оснащение:
- магнитофон с записью «голоса Ломоносова», музыки Моцарта,
- компьютер,
- проектор,
- кран,
- глобус,
- реактивы для химических реакций,
- видеофильм «Михайло Ломоносов»,
- фотографии Петра I, Лика Богородицы, МГУ, медалей,
- магниты,
- таблички с названиями,
- значки,
- арфоровая чашка.
Структура заседания клуба “Юный химик ”:
- «Профессии» Ломоносова.
- Занимательные опыты.
- Имя Ломоносова на карте мира.
- Именем Ломоносова названы…
- Викторина.
Сценарий
Звучит музыка (тихо). Входят двое ведущих.
1-й ведущий. Здравствуйте, наши юные слушатели.
2-й ведущий. Мы приветствуем Вас на очередном занятии клуба “Юный химик”. Это стало уже традицией, что на торжественные занятия нашего клуба к нам приходят гости- младшие гимназисты.
1-й ведущий. Сегодня у нас необычное занятие. Оно посвящено 279 годовщине со дня рождения великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.
2-й ведущий. В истории человечества от седой античности до наших дней не много найдётся личностей, подобных ему.
(обращается к 5-ым классам)
1-й ведущий. Ребята, а кто знает, чем же прославился М.В.Ломоносов, кем он был, что сделал, чем занимался?
(ребята пытаются ответить, называют, что Ломоносов был поэтом, физиком)
2-й ведущий. Да, вы молодцы, уже кое-что знаете о великом русском учёном. Он был личностью в самом высоком и торжественном смысле этого слова. Так кто же он, Михайло Ломоносов? Смотрите, слушайте, запоминайте. В конце занятия будет викторина для самых внимательных слушателей.
-показ фрагмента из фильма о Ломоносове, о том, где родился учёный – время 4-5 минут.
-звучит музыка, выходят по одному десятиклассники. У них в руках таблички с надписями: “Астроном”, “Метеоролог”, “Художник”, “Лингвист”, “Демограф”, “Географ”, “Поэт”, ”Физик”, “Журналист”, “Философ”, “Математик”, “Химик”.
Астроном. Я утверждаю, что Ломоносов был астрономом. Он навсегда утвердил своё имя в нашей науке, открыв атмосферу на Венере. Он сконструировал однозеркальный телескоп нового типа и так называемую ночезрительную трубу для видения в темноте! На протяжении всей жизни Ломоносов интересовался астрономией. Он писал стихи о бесконечности Вселенной, создавал астрономические приборы, много времени посвятил изучению звёздного неба. В 1761 году, наблюдая за прохождением Венеры через солнечный диск, учёный сделал выдающееся открытие: он обнаружил, что эта планета, подобно Земле, окружена воздушной атмосферой. Свои наблюдения он опубликовал в статье ”Явление Венеры на Солнце, наблюденное в С-Петербургской Академии наук”.
Метеоролог. Да, но и метеорологом он был тоже. Ломоносов первым предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологические приборы с помощью особой “аэродромной машины”.
Художник. Ломоносов создал не только великолепное панно “Полтавская баталия”. Летом 1752г. Ломоносов закончил первую художественную работу – мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены, но и (включает проектор) и один из наиболее выразительных портретов Петра 1. Смотрите сами!
Лингвист. Разрешите две цитаты: ”Языка нашего небесна красота”… О русском языке: ”В нём великолепие испанского, живость фламандского, крепость немецкого, нежность итальянского… краткость греческого и латинского”. Ломоносов составил “Российскую грамматику”, выдержавшую 14 изданий и не потерявшую своего значения и сейчас. Итак, заявляю, Ломоносов-лингвист! Кроме того, Ломоносов знал 10 языков: русский, латынь, немецкий, французский, греческий, церковно - славянский, английский, итальянский, испанский, польский.
Металлург. Он металлург! Позвольте, а как же металлургия без Ломоносова?! Посмотрите, вот обложка его знаменитой книги “Первые обоснования металлургии и рудных дел”. Сколько поколений отечественных металлургов училось по этой книге! В своей химической лаборатории он исследовал пробы руд, минералов, привезённых различными экспедициями.
Демограф. Не меньшей известностью пользовалось вышедшее в 1761 году сочинение “О размножении и сохранении народа российского”. Кстати, здесь большое внимание уделено борьбе с детской смертностью и расширению медицинской помощи населению.
Географ. Однако прошу вас не забывать, что официально с 1758 г. М.В. Ломоносов возглавлял именно Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов. В 1762 г. Ломоносов высказал предположение о наличии группы островов в центре Арктического бассейна, влияющих на направление морских течений. В 1948 г. Высокоширотная экспедиция обнаружила и исследовала подводный хребет, простирающийся по дну Северного Ледовитого океана от Новосибирских островов к Элемир в Канадском арктическом архипелаге. Хребет имеет протяжённость 1800 км, ширину от 60 до 200 км возвышается над ложем океана на 330-370 м, наименьшая глубина над хребтом- 954 м. Хребет назван именем Ломоносова.
Поэт. Разрешите мне! Ведь Ломоносов – это поэт! Послушайте!
“Меж стен и при огне лишь обращаюсь,
Отрада вcя , когда о лете я пишу;
О лете я пишу, а им не наслаждаюсь,
И радости в одном мечтании ищу.
В средине жаждущего лета,
Когда томит протяжный день,
От знойной теплоты и света
Прохладна покрывает тень,
Где ветви, преклоняясь, зелёны,
В союз взаимный сопряжены,
Отводят яркие лучи.
Но коль великая отрада
И томным чувствам тут прохлада,
Как росу пьют цветы в ночи”.
Даже научные работы он часто излагал стихами. Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии.
Все выступающие стоят в одной шеренге. Таблички они поочерёдно прикрепляют к доске на магниты.
1-й ведущий. А также – журналист, физик, философ, математик.
2-й ведущий. Но сам Ломоносов, когда заходила речь о его профессии, отвечал, не задумываясь: ”Химик”. До Ломоносова химию не считали наукой, а лишь ”химическим искусством”. После же его работ искусством её не называл никто. Диссертация учёного называлась “Элементы математической химии”.
1-й ведущий. А сейчас, уважаемые пятиклассники, вы посмотрите занимательные химические опыты, которые вам покажут участники клуба.
Занимательные опыты по химии из цикла “Чудеса без чудес” (их можно показывать любые)
Цель: развитие познавательного интереса к предмету
Выходят 4 ученика.
1-й уч. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого воды б спросить?
2-й уч. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3-й уч. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
4-й уч. Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!
Входит 5-й ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.
5-й уч. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведём, всё у нас по плану.
Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-й ученик из колбы наливает каждому то, что он просил.
5-й уч. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5-й уч. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты. Все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
1,2,3,4-й ученики. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
5-й уч. Чудо первое случилось, что в стаканах находилось?
1-й уч. А ответ совсем простой- был у меня стакан пустой.
2-й уч. У меня в стакане сода.
3-й уч. Вместе с ней метилоранж.
4-й уч. В моём – бария хлорид.
5-й уч. О чём это говорит? Мы надеемся, не составит нам труда понять, что в колбе кислота.
Уходят.
Выходит 1-й уч.
В чудесах химических я уже остёр, с помощи химии создам костёр.
Проводит опыт “ Борода“ Старика Хоттабыча”.
(смешиваем порошок алюминия и кристаллический йод. Перемешиваем. Капаем 2-3 капли воды. Проводим опыт в широкой фарфоровой чашке, соблюдая технику безопасности.)
Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
Уходит. Появляется 2-й ученик.
2-й уч. У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы. Пятый класс внимание!
Проделывает опыт с фенолфталеином.
Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочных становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?
Ведущий подсказывает. Фенолфталеин.
Следующий опыт с метилоранжем.
2-й уч. В щелочах я очень жёлтый, а в кислотах очень красный. А в среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?
Ведущий подсказывает. Метилоранжевый.
Опыт с бумагой универсального индикатора.
2-й уч. Эта жёлтая бумажка всё укажет без труда: посинеет – в колбе щёлочь, покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовёмся ?
Ведущий. Универсальная.
Уходит. Выходит 3-й ученик.
3-й уч. Демонстрирую я чудо – несгораемый платок.
Демонстрирует опыт. (Два хим. стакана: с водой, ацетоном. Смачивает платок в воде, затем в ацетоне. Закрепляет в щипцах и подносит к спиртовке, соблюдает технику безопасности).
3-й уч. Мы знакомы с чудесами – делать их умеем сами!
4-й уч. А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею гибель города Помпеи.
На лабораторном штативе укрепляет пробирку с дихроматом аммония. Слегка нагревает дно пробирки с помощью спиртовки
3-й уч. Вам запомнится ребята это извержение. Тип реакции, какой здесь?
Ведущий (подсказывает): Разложения
Выходят все участники. (хором) Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами!
2-й ведущий. Спасибо ребята (к десятиклассникам) В благодарность за труды Михаила Васильевича Ломоносова, люди во всём мире сохранили его имя.
Имя Ломоносова на карте мира.
(выходят 2 участника с глобусом, на котором места, носящие имя Ломоносова, обозначены красными флажками на иголках).
- Село Ломоносово (ранее д. Денисовка), где родился в 1711 г. М.В.Ломоносов.
- Возвышенность Ломоносова (плато в центральной части острова Зап. Шпицберген, принадлежит Норвегии) Средняя высота около 1000 м. Названа в честь Ломоносова отрядом русско-шведской экспедиции по измерению градуса меридиана под руководством Ф.Н.Чернышева, посещавшим возвышенность Ломоносова в 1899 и 1900 гг.
- Хребет Ломоносова. (подводный хребет в Северном Ледовитом океане). Простирается от Новосибирских островов через центральную часть океана у острову Элсмир в Канаде, протяжённость которого примерно 1800 км. Ширина от 60 до 200 км. Возвышается над дном океана на 3300 – 3700 м. Минимальная глубина над хребтом 954 метра. Открыт в 1948 году советскими высокоширотными экспедициями.
- Город Ломоносов (Ленинградская область) Пристань на берегу Финского залива. Железнодорожная станция в 40 км. К западу от Ленинграда. В 1955 г., в городе установлен памятник М.В.Ломоносову.
- Течение Ломоносова (подповерхностное экваториальное течение в Атлантическом океане). Направленное вдоль экватора на восток на глубине от 50 до 200 метров. Максимальная скорость течения Ломоносова достигает 120 м/с на глубине 80-100 м. Течение Ломоносова является важным звеном общей системы циркуляции вод в экваториальных широтах Атлантического океана. Открыто в 1959г. Советской экспедицией на судне “Михаил Ломоносов”
- Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова – крупнейший вуз СССР.
1-й ведущий Именем Ломоносова названы: (звучит тихая музыка Моцарта) выходит 1 участник. Показывает с помощью проектора (Приложение 1):
-коллекцию медалей, значков (фотография медали им. М.В.Ломоносова АН СССР за выдающиеся научные труды, утверждённая 23 июля 1956 г.) значки, посвящённые Ломоносову.
- фотографию мемориальной доски на здании Исторического музея на Красной площади (“На этом месте находилось здание, в котором в 1755 г. Был открыт Московский Университет, основанный великим русским учёным М.В.Ломоносовым” и на улице 25-ого Октября, 9 (“На этом месте находилось здание Славяно-греко-латинской Академии, в которой с 1731 года по 1735 год учился великий русский учёный М.В. Ломоносов”);
- фотография МГУ (Основан по плану и замыслу М.В.Ломоносова в 1755 г. В МГУ обучаются около 30 тыс. студентов, в том числе около 3 тыс. иностранных, из 106 стран мира. В 1940 г. МГУ присвоено имя М.В.Ломоносова. В университете учились А.Н.Радищев, будущие декабристы А.Н. и Н.М. Муравьёвы, И.Д.Якушкин, С.П.Трубецкой, П.Г. Каховский; известные революционеры-демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, выдающиеся деятели русской культуры Д.И.Фонвизин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Островский, А.П.Чехов, К.Д.Ушинский, В.И.Немирович-Данченко и многие другие.
- значки, посвящённые МГУ.
1-й ведущий: за 17 лет существования нашей гимназии в МГУ поступило 8 человек, из них в 2008г. – трое.
Участник показывает минерал – ломоносовит – найденный советским геологом в 1965 г. На Кольском полуострове.
- показывает фарфоровую чашку с клеймом ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод). Рассказ:
-Ленинградский фарфоровый завод – фабрика шедевров, откуда вышли вещи, украшающие многие музеи мира. В 1925 году в связи с 200-летием АН СССР заводу, который выпускает “этот волшебный русский фарфор”, было присвоено имя М.В.Ломоносова.
2-й ведущий. Ломоносов был талантлив. Ломоносов был трудолюбив. Ломоносов был честен. Ломоносов был русским. Ломоносов был гений, энциклопедист. Он был человеком, сумевшим спрессовать время.
1-й ведущий. А теперь наши юные слушатели проведём викторину (Приложение 2) о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
Звучит голос Ломоносова (на фоне тихой музыки)
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Выходят все.
2-й ведущий. Спасибо всем. На этом наше занятие клуба “Юный химик” закончено. Приходите к нам ещё. До свидания.