Устный журнал "Чародеи русского языка"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Воспитать любовь и сознательное отношение к родному языку как духовной ценности;
  2. Познакомить с общими сведениями об истории лингвистики как науки, с деятельностью ведущих отечественных учёных – лингвистов;
  3. Формировать в сознании учащихся представление о неразрывной связи языка и истории.

Слайд 1. (Презентация)

Пять раз в неделю вы приходите на урок русского языка и стараетесь овладеть орфографическими, пунктуационными нормами родного языка. А задумывались ли вы над тем, кто написал школьные учебники, составил толковые словари или сформулировал правила, орфографические и пунктуационные? Вы привыкли, что в русском языке три грамматических рода, шесть падежей, три склонения. А ведь так было не всегда! 

Наука о языке родилась из филологии – науки о текстах. В древности именно изучение священных или просто очень важных текстов и необходимость толковать их, комментировать, переводить заставляли людей задумываться об устройстве языка, его истории, сравнивать особенности разных языков.

Сегодня мы познакомим вас с самыми обычными гениальными людьми. Они любили наш язык, знали его и изучали. Эти люди – знатоки русского языка, русские лингвисты.

Слайд 2.

Название  журнала.

Слайд 3-4.

Первая страничка нашего устного  журнала «Кто и что». Она познакомит вас с учеными, расскажет, какой вклад они внесли в развитие русского языка.

Вы хорошо знаете, что русский язык состоит из нескольких разделов:

  • «Фонетики»,
  • «Графики»,
  • «Морфемики»,
  • «Словообразования»,
  • «Лексики»,
  • «Морфологии»,
  • «Синтаксиса»,
  • «Пунктуации»,
  • «Орфографии»,
  • «Стилистики»,
  • «Диалектологии»,
  • «Этимологии».

Слайд 5.

С разделом «Фонетика», которая изучает звуки речи, связано несколько имен. Востоков Александр Христофорович открыл существование носовых гласных в старославянском языке. Иван Александрович Бодуэн де Куртене ввел понятие «фонема», «фонетическое чередование». Продолжателем его идей был его ученик Щерба Лев Владимирович. Он принимал фонему как звуковой тип.

Слайд 6.

Произносительные нормы русского языка изложил в своей книге «Русское литературное произношение» Аванесов Рубен Иванович. Он же является автором «Орфоэпического словаря русского языка».

«Морфемика» изучает части слова: корень, приставку, суффикс, окончание. Понятие «морфема» ввел Иван Александрович Бодуэн де Куртене.

Винокур Григорий Осипович создал учение о продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных моделей словообразования, разработал методику правильного определения производной и непроизводной основы. Филипп Федорович Фортунатов тоже интересовался словообразованием, даже создал учение о форме слова.

Слайд 7.

В разделе «Словообразование»  вы знакомитесь со способами образования слов в русском языке. Ивана  Александрович Бодуэн де Куртене создал учение о моделях словообразования, разработал методику правильного определения основы. Филипп Федорович Фортунатов создал учение о форме слова.

Слайд 8.

Интересы Виноградова Виктора Владимировича многообразны: лексика, морфология, синтаксис. Изучая лексику, он создал учение о фразеологии как особом разделе языкознания.

Свой вклад в развитие «Морфологии» внес и Востоков Александрович Христофоров. Он выделил существительные общего рода (неряха, ябеда, грязнуля).

Слайд 9.

Имя этого ученого мы увидим и в разделе «Синтаксис». Александр Христофорович поставил вопрос о формах составного сказуемого.

Буслаев Федор Иванович, во-первых, провел четкую границу между морфологией и синтаксисом, во-вторых, ввел понятие о типе сочетаний слов.

С разделом «Стилистика» связано  имя  Винокура  Григория  Осиповича, который разграничил лингвистическую стилистику и стиль художественного произведения и языка писателя.

Слайд10 .

Изучением истории  (этимологии) и диалектов (диалектологии)  русского языка занимались многие учёные: Буслаев Фёдор Иванович, Шахматов Алексей Александрович.  Аванесов Рубен Иванович заведовал сектором истории языка и диалектологии русского языка АН СССР.

Средневский Измаил Иванович  в своей работе «Мысли об истории русского языка» разработал программу по изучению истории русского языка.

«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, содержащий около 2000 тысяч слов, запечатлел реальное состояние русого языка той эпохи. Даль составлял свой труд, опираясь на «устную речь простого русского человека…» Владимир Иванович включил в свой словарь разговорные, диалектные и просторечные слова.

Слайд 11.

Каждый учитель русского языка мечтает, чтобы его ученики были грамотными. Орфография, которая изучает правильное написание слов, представляет только одного ученого – это Грот Яков Константинович. Он определил главный принцип русского правописания – фонетический и этимологический, обобщил и сформулировал правила письма в книге «Русское правописание».

Слайд 12

Ещё в самом начале  XVII веке Смортицкий Мелентий (учёный-филилог, общественный и религиозный деятель)  создал пособие  «Грамматика славянскiя правильная синтагма».  Михаил Васильевич Ломоносов назвал эти книгу «вратами учёности». Смотрицкому принадлежит ряд грамматических терминов: «буква», «слог», «междометие». Он указал на отсутствие звукового значения  букв Ь и Ъ, выделил 8 частей речи, категорию переходности-непереходности, отметил деепричастные формы.

Михаил Васильевич Ломоносов  обладал энциклопедическим умом, достиг выдающихся результатов во многих областях науки и культуры,  снискав имя гениального учёного.  Он создал «Российскую грамматику».

Слайд 13.

Вторая страничка нашего журнала «Словари».

Слайд 14. 

Научная работа лингвистов не ограничивалась изучением различных областей языкознания. Они принимали активное участие в составлении, редактировании, изучении словарей.

Вам хорошо известен «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Иван Александрович Бодуэн де Куртене не только редактировал этот словарь, но дополнил и придал ему лингвистическую строгость.

В составлении четырехтомного «Толкового словаря русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова приняли активное участие Виноградов Виктор Иванович и Винокур Григорий Осипович.

Винокур Григорий Осипович участвовал и в составлении первого издания «Толкового словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

Слайд 15.

По инициативе Василия Ильича Чернышева началась работа над 17-томным «Словарем современного русского литературного языка». Он же был редактором  первого и второго тома. Председателем редколлегии второго, третьего, четвертого том  был Бархударов Степан Григорьевич.

Винокуров Григорий Осипович разработал принцип составления «Словаря языка  Пушкина», а Виноградов Виктор Владимирович руководил работой по составлению этого словаря.

Слайд 16.

Третья страничка «Занимательная».

Слайд 17.

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

В русском языке тоже есть треугольник… Щербы. Если вы посмотрите, как расположены гласные звуки (по Щербе), то увидите поразительное сходство с треугольником. Лев Владимирович  Щерба классифицирует гласные звуки по ряду (передний, средний, задний), по подъему (верхний, средний, нижний), по раствору (узкий, средний, широкий).

Слайд 18.

Когда Архимед открыл закон погружения в тела в жидкость, то закричал: «Эврика!»  Когда яблоко упало на Ньютона, то он открыл закон всемирного тяготения.

Свой закон есть и в русском языке – это закон о передвижении ударения от начала к концу слова в славянских и балтийских языках. Открыли этот закон  Филипп Федорович  Фортунатов и де Соссюра (ученые открыли этот закон независимо друг от друга). И мы можем только предположить, что в эту минуту делал Филипп Федорович. Громко пел? Весело танцевал?

- Знаете ли вы, что такое псевдоним?

- Знаете ли вы людей, которые взяли себе псевдоним?

Псевдоним был и у одного русского лингвиста 19 века. Остенек Александр Харитонович  взял себе псевдоним,  и все его знают как Востокова Александра Христофоровича. Он известен и как поэт, и как  автор книги «Опыты лирические и другие мелкие сочинения в стихах», и как исследователь русского стихосложения.

Слайд 19-20.

Четвертая страничка «Пути-дороги».

Разными путями пришли эти обычные гениальные люди в науку, некоторые окончили Московский университет (сейчас МГУ), а потом преподавали в этом учебном заведении:

  • Аванесов Рубен Иванович
  • Буслаев Федор Иванович
  • Пешковский Александр Матвеевич
  • Винокур Григорий Осипович
  • Фортунатов Филипп Федорович
  • Шанский Николай Максимович
  • Шахматов Алексей Алексеевич

Слайд21.

Востоков Александр Христофорович вначале закончил в Петербурге шляхетский корпус, затем Академию художеств и только потом увлекся языкознанием.

Владимир Иванович Даль служил мичманов во флоте, вышел в отставку, закончил медицинский факультет и получил учёную степень доктора медицины. Никогда не был языковедом по образованию, но очень любил родной язык, умел вслушиваться , вдумываться в живую народную речь.

Александр Матвеевич Пешковский начал путь в науку с преподавания языков и словесности в гимназии, а Чернышёв Василий Ильич  сначала некоторое время работал в сельской школе.

Слайд 22.

А дорога в науку этого лингвиста была чрезвычайно трудной, необыкновенно трудной.

Евдокия Михайловна Галкина-Федорук – удивительная, талантливейшая женщина.  Родилась она в бедной крестьянской семье, на первом году жизни осталась круглой сиротой, а в десять лет пошла «в люди» и волею судьбы оказалась няней Александра Александровича Реформатского, впоследствии известного языковеда. Мать Александра Александровича, Екатерина Андриановна, обратила внимание на природную одаренность девочки, на ее влечение к книгам и помогла ей «получить  самообразование».

1915год – Евдокия Михайловна сдала экстерном экзамены на аттестат сельской учительницы.

1917 год – экстерном сдала экзамен на аттестат зрелости.

1922 год  - работает в сельской школе Саратовской губернии. Все так же, экстерном, сдает экзамен за курс Саратовского университета.

1931 год – поступила в аспирантуру.

1934 год – защитила кандидатскую диссертацию. С этого времени начинается активная научная деятельность Евдокии Михайловны Галкиной-Федорук.

Слайд 23-24.

Пятая страничка «А что у нас?»

( рассказ учителя)

Когда я смотрю на эту фотографию, на ум приходят слова – веселый, понимающий, хитрый, целеустремленный, умнейший, талантливейший, трудолюбивейший.

Владимир Иванович Фурашов – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Владимирского педагогического университета.

- 5 декабря 1935 г. родился в селе Богородское Воскресенского района Горьковской области.

- после окончания Московского речного техникума работал на пароходе, служил в армии.

- в 1957 г. поступает на историко-филологический факультет МГПИ  им.В.И.Ленина.

- в 1962 г. заканчивает институт с отличием и его оставляют в аспирантуре при кафедре русского языка.

- в 1965 г. защищает кандидатскую диссертацию на тему «Обособленные определительные конструкции в современном русском языке»; переезжает во Владимир и где по сей день работает  в педагогическом университете.

- автор 85 печатных научных работ.

Владимира  Ивановича уважают коллеги, его обожают студенты.

Это была последняя страничка нашего устного журнала. Мы надеемся, что вам было интересно узнать что-то новое о русском языке и о тех, кто изучал его многие годы.

Любите и берегите наш язык, знайте его так, чтобы вы могли смело произнести: «Язык мой – друг мой».