Закрепление и повторение темы "Сложноподчиненное предложение"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях.
  2. Развивать умение употреблять СПП в речи.
  3. Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование: интерактивная доска, текст А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.

ХОД УРОКА

Цитата: “Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.” В.Г. Белинский

1. Организация урока.

2. Слово учителя.

- Сегодня мы с вами повторим тему “Сложноподчиненное предложение”. Поможет нам в этом произведение А.С. Пушкина “ Евгений Онегин”.

3. Работа с текстом.

а) Чтение текста учителем (текст на доске написан без знаков препинания).

Есть очень красивая древнегреческая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот-вот заговорит. Но скульптура молчала. А творец ее заболел. Он занемог от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о прекрасной женщине, в нее вложил всю душу. И он терзался от того, что никогда не станет мраморная девушка живой. И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.

Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Возможно, так случилось и с Пушкиным. Работая над романом “Евгений Онегин”, он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером. И на многих страницах невольно признается: “ Я так люблю Татьяну милую мою”, “Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью…”.

б) Беседа.

- Текст ли это? Докажите.

- В каком стиле написан текст?

- Как вы думаете, сколько частей в этом тексте?

- В какой части раскрывается тема?

- Связаны ли 2 части одной мыслью, темой?

- Найдите предложение, где раскрывается тема?

4. Работа с предложениями.

а) Чего не хватает в этом тексте? (Знаков препинания)

- Поработаем с первым абзацем. (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

б) Разберем те предложения, где поставили запятые. (Третье предложение на доске - 1 ученик у доски)

Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот-вот заговорит.

в) 7 предложение - 1 ученик у доски.

Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о прекрасной женщине, в нее вложил всю душу.

г) 8 и 9 предложения самостоятельно 2 ученика у доски.

8. И он терзался от того, что никогда не станет мраморная девушка живой.

9. И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.

5. Работа со словом.

- Почему слово древнегреческая пишется слитно? Какая часть речи?

- Сделайте разбор по составу. (1 ученик у доски)

6. Работа со словарем С.И. Ожегова.

- Как вы понимаете смысл слова изваял? Найдите это слово в словаре. (Изваять - ваять - лепить из глины, высекать из камня, дерева или отливать из металла скульптурные изображения)

7. Фонетический разбор слова изваять.

8. Проверка классом предложений 8, 9.

9. Работа со вторым абзацем. (1 ученик проставляет запятые)

а) Разбор 1 предложения (1 ученик у доски).

Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением.

б) Разбор 3 предложения (1 ученик у доски).

Работая над романом “Евгений Онегин”, он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером.

в) Посмотрите, именно в этом тексте раскрыли образ Татьяны Лариной, но не в обычном плане, а через отношение автора к героине.

г) Работа с текстом “Евгений Онегин”.

- Давайте найдем, как описывает автор Татьяну Ларину в самом тексте “Евгений Онегин”.

10. Подведение итогов урока.

- Что мы вспомнили о СПП?

- Давайте вспомним цитату к уроку. Какое отношение цитата имеет к нашему уроку?