Урок по черчению в 8-м классе по теме "Проекции точек на поверхности предмета"

Разделы: Технология


Цель урока: формирование у учащихся приемов сознательного анализа формы изображенного предмета и приемы выделения его конструктивных элементов.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, учебные таблицы, чертежные инструменты;

для учащихся: чертежные инструменты, цветные карандаши, калька.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала
  3. Объяснение нового материала
  4. Выполнение практических заданий
  5. Итог урока, домашнее задание

Ход урока.

1. Орг. момент

Слайд 1. (Приложение 1)

Тема нашего урока «Проекции точек на поверхности предмета».
(Открыть рабочие тетради и записать тему)

Слайд 2.

Для того чтобы по заданной проекции точки достроить недостающие (а в заданиях всегда одна проекция точки будет задана), необходимо:

  1. Получить представление о геометрической форме детали.
  2. Установить, какому элементу поверхности принадлежит точка.
  3. Определить проекции элемента поверхности.
  4. С помощью линий связи построить проекции точки.

(Давайте запишем это в тетрадях)

2. Повторение пройденного материала.

Рассмотрим эти пункты и повторим тот материал, который мы с вами изучили.

Получить представление о геометрической форме детали.

  • Какую геометрическую форму могут иметь детали?
    (Детали имеют форму геометрических тел или представляют собой их сочетание.)
  • Какие геометрические тела вы знаете? Что является проекциями геометрических тел?
    (Призма, пирамида, конус, цилиндр, шар. Проекции геометрических тел: призма – 2 прямоугольника, фигура, лежащая в основании; пирамида – 2 треугольника, фигура, лежащая в основании; конус – 2 треугольника, круг; цилиндр – 2 прямоугольника, круг – круги).
    Установить, какому элементу поверхности принадлежит точка.
  • Точка, лежащая на поверхности предмета, принадлежит какому – либо элементу предмета. Какие элементы вы можете назвать?
    (Вершины, ребра, грани, кривые поверхности.)

Слайд №3, 4
Определить проекции элемента поверхности.

  • Как проецируются элементы предмета, повторим на доске, и на партах у вас лежит план урока с аналогичными заданиями.
    (Учащиеся отвечают устно)

3. Объяснение нового материала

Итак, первые три пункта алгоритма (Слайд №2) мы знаем, а сейчас, разберем последний пункт «Построить с помощью линий связи и постоянной прямой проекции точек».

Слайд № 5

Геометрическое тело – шестиугольная пирамида. Точка А лежит на ребре и задана фронтальной проекцией точки. Необходимо построить горизонтальную и профильную проекции точки А. На проекциях пирамиды находим проекции ребра, на котором расположена заданная точка. С помощью линий связи и постоянной прямой (прямая, расположенная правее от вида сверху под углом 45 градусов) строим недостающие проекции.

Мы рассмотрели вариант, когда точка на ребре, ребро может проецироваться либо в отрезок, либо в точку. А если точка принадлежит грани предмета?

Слайд № 6

Рассмотрим точку А принадлежащую одной из граней предмета. Она также задана фронтальной проекцией. Необходимо найти проекции грани и в первую очередь ту, где грань проецируется в отрезок.

4. Выполнение практических заданий

(Проекции точек В и С строят ученики).

Следующее задание выполняется из учебника на кальке. Задания на рисунках 94, 96, 97 страницы 76-77.

Слайд № 7,8

Задания на доске дополнительные для учащихся, выполнивших упражнения из учебника.

5. Итог урока.

Повторим, что нужно знать для построения проекций точек.

6. Оценки за урок. Домашнее задание.