Спортивно-туристская программа "Спасательная экспедиция"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка.

Физическая культура, спорт, туризм представляют собой эффективную основу самосовершенствования человека, улучшения жизни людей. Важнейшей задачей воспитания и образования подрастающего поколения, условием формирования нового уровня культуры жизнедеятельности является целенаправленное и интенсивное освоение детьми и подростками ценностей национальной культуры физической активности, актуализированных в здоровом стиле жизни. Данное занятие является частью педагогической работы по развитию и воспитанию детей.

Цели:

  1. Пропаганда здорового образа жизни.
  2. Развитие личности ребёнка на основе занятий физической культурой.
  3. Воспитание чувств коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
  4. Подготовка к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и проведению спасательных работ.

Задачи:

  1. Создать условия для командной работы и дружеской обстановки в коллективе.
  2. Освоить элементы туризма, спелео- и скалолазания.
  3. Отработать некоторые приемы проведения спасательных работ.

Занятие разработано для учащихся средней школы 5–8 кл.

Количество участников: 3 команды по 8 чел = 24 участника.

Время: 45 мин.

Оборудование: Туристское: 3 рюкзака, 3 коврика, 3 спальника, 3 миски, 3 кружки, 3 ложки, 3 компаса, 3 коробка спичек, 3 спасжилета, 3 каски.

Спортивное: 3 мяча-прыгалки, 3 обруча, 3 матерчатых мешка-рукава на обручах, 6 кегель или конусов для разметки.

Судейское: информационная таблица-шкала отсчета, фломастеры (3 цвета), свисток, 3 бейсболки, музыкальное сопровождение.

В спортивном зале на стенах плакаты: старт, финиш, туристские плакаты. Линия старта обозначена цветным скотчем. Старь, Финиш или поворот участника обозначены конусами (кеглями). Коридоры для команд также размечены. К шведским стенкам привязаны гимнастические скамейки и навешены перила.

Капитаны одевают кепки-бейсболки с названиями команд.

В процессе преодоления этапов звучит энергичная быстрая музыка.

Информация о результатах команд:

К стене крепится оформленный соответственно тематике “Спасательной Экспедиции” длинный лист бумаги с тремя параллельными шкалами отсчета.

Для наглядности отслеживания результата каждой команды удобно расположить лист под углом, точка отсчета – старт в левом нижнем углу.

Шкалы делим на отрезки по 10 см. Каждое место соответствует определенной длине отрезка на шкале. Напр. 1 место – 30 см, 2 место – 20 см, 3 место – 10 см.

Результат команды отмечается фломастером одного цвета отметкой по своей шкале.

Нарушения прохождения этапов (сбитые фишки – кегли или неправильное выполнение задания) фиксируется уменьшением отрезка на 1 место.

В итоге достигнутый каждой командой уровень хорошо виден и зрителям и участникам.

Сценарий спортивно-туристской программы
“Спасательная Экспедиция”

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня нам предстоит отправиться в “Спасательную Экспедицию”. Участники будут состязаться в ловкости, смекалке, быстроте. В пути мы будем преодолевать различные препятствия, которые могут вам встретиться и в жизни. А ещё вы научитесь некоторым навыкам спасателей и туристов.

Разделимся на три команды. (Метеор, Ураган, Молния)

Капитаны одевают на голову бейсболки с названием команды.

Ведущий (дует в свисток): Слышите свистки: три коротких, три длинных, три коротких.

Это сигнал SOS – cпасите наши души. По этому сигналу мы идем на помощь.

Любая экспедиция начинается со сбора рюкзаков.

Этап

Время

Действия участников

Оборудование

1

“Походный рюкзак”

3

Напротив каждой команды лежит походное снаряжение. Участники переносят на старт по одному необходимому в походе предмету, передавая эстафету следующему участнику (можно разнообразить этап добавляя “лишние вещи”).

Рюкзак – 3

Коврик – 3

Спальник – 3

Миска – 3

Ложка – 3

Кружка – 3

Коробок спичек – 3

Компас –3

Ведущий: Дальше нас ждет конный маршрут.

Этот участок пути мы преодолеем верхом на мячах-прыгалках.

2

“Конный маршрут”

4

Прыжки на больших резиновых мячах до разметочного конуса, обратно бегом

Мяч-прыгалка – 3 шт.

Ведущий: Мы подъехали к подземной реке.

Сплавляться по ней будем в спасательных жилетах.

3

“Подземная река”

3

Участник одевает спасжилет и пролезает через трубу-мешок, обегает вокруг разметочного конуса и передает спасжилет следующему участнику, как эстафету.

Труба-мешок длиной 4 м, пришитая к обручу

Спасжилеты – 3 шт.

Ведущий: После подземной реки нас ждет преодоление болота.

4

“Болото”

4

Участники берут два обруча и по двое переступают из обруча в обруч до конца болота, обратно бегом и передают обручи следующим

Обручи – 6 шт.

Ведущий: Перед нами пещера.

Осторожно при проползании через узкий шкуродер, для защиты головы - каска.

5

“Пещера”

4

Участник одевает каску, пролезает под двумя стульями, обегает конус и передает каску следующему.

Если возможно в зале сделать затемнение, то интереснее провести этот этап с фонариками.

Каски - 3 шт.

Стулья – 6 шт.

Ведущий: Мы уже приблизились к цели экспедиции. Учимся точно бросать веревку пострадавшему. Это одно из самых сложных умений спасателя.

6

“Спасатели”

5

Команда размещается на расстоянии 6-7 м от финиша, капитан перебегает первым, бросает веревку сидящему на рюкзаке участнику и вытягивает его, затем они передают рюкзак обратно, вновь бросают веревку и вытягивают следующего участника и т.д.

Веревки 10 м,
d – 8 мм – 3 шт.

Рюкзаки – 3 шт.

Ведущий: Одно из самых сложных препятствий – скалы. Их преодолеваем с помощью веревки и передвигаемся с соблюдением правила трех точек опоры.

7

“Скалы”

6

Участники по одному забираются на верхнюю часть шведской стенки по наклонной гимнастической скамейке используя веревку-перила, затем проходят по верхней части шведской стенки, ограниченной снизу волчатником, спускаются на пол и передают эстафету следующему.

Шведская стенка – рядом 3х3 шт.

Веревка -5 м, d – 10 мм – 3 шт.

Страхо-
вочный мат – 3 шт.

Волчатник для обозначения коридора

Итак мы добрались до цели экспедиции.

Видимо, перед нами прилетел вертолет МЧС и вывез пострадавших.

Конечно, наше путешествие условное, но не виртуальное.

Сегодня каждый почувствовал, как он подготовлен физически и что ему надо подтянуть, чтобы в будущем на дистанции быть в числе лидеров.

А навыки, полученные сегодня на занятии помогут Вам в случае чрезвычайной ситуации.

Занимайтесь спортом и будьте здоровы!

До новых встреч!

Для выявления в случае спорной ситуации победителя можно провести дополнительный конкурс – Суперпрыжок.

8

“Суперпрыжок”

4

Прыжок в длину с места командой: по одному, добавляя общую длину

Разметочным конусом отмечаем точку приземления (к пятке участника)

Разметочные конуса – 6 шт.