Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Звездные узоры"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать понятия "звезда" и "созвездия";
  • познакомить с наиболее яркими созвездиями(легенда);
  • объяснить, почему мы видим звезды маленькими;
  • обобщить и систематизировать знания о небесных телах;
  • продолжить развитие наблюдательности и воображения;
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.

Оборудование:

  • карта созвездий;
  • рисунок небо (часть неба);
  • телескоп;
  • видеозапись;
  • аудиозапись,
  • мини карты (работа в парах);
  • тесты;
  • звездочки.

I. Тема урока.

Звучит музыка (Enigma)

Загадка:

Дальняя дорожка
Усыпана горошком.
Никто его не соберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.

- Что это?

Звезды (На доске открывается рисунок звезд и тема урока "Звездные узоры").

Сегодня мы поговорим о звездах.

За ответы вы будите получать звездочки. В конце урок мы посчитаем, кто больше получил звезд.

А какие-нибудь из звезд вы уже знаете?

Солнце.

- Чем Солнце отличается от других звезд?

Солнце находиться ближе всего к нам, поэтому мы его видим днем.

II. Работа по учебнику.

№1. Прочитали задание.

Читаем первую загадку:

У кого днём один глаз,
а ночью - тысячи?
Небо (нарисовали).

- Что подразумевает автор загадки под словами "один глаз" (звезды)

Читаем 2 загадку:

Не сочтешь их в час ночной,
днем - видно ни одной.
Звезды (нарисовали)

Кто нащел ошибку в загадках?

В загадке сказано "Днем - не видно ни одной". А солнце - это звезда, его мы видим днем.

III. Обсуждение темы.

Что надо сделать, чтобы днем увидеть звезды?

  • посмотреть в телескоп
  • взлететь в космос.

Посмотрите на рисунок.

- Как вы думаете, можно сосчитать звезды на небе?

- Я согласна, здесь на рисунке можно сосчитать.

- Давайте посмотрим на экран. А здесь можно сосчитать звезды?

Нет.

Вывод: Их очень много и сосчитать невозможно.

Слово звезда произошло от названия цветка, который вы все знаете, он растет у вас на дачах. У него много много лепестков, похожих на лучики.

- Кто догадался, как называется этот цветок? астра

- От этого слова возникла наука астрономия. Человек, который изучает звезды называется астроном.

В старину их называли звездочетами. Появляется звездочет.

Приветствие детьми звездочета (чтение стихов, рассказ о звездах и созвездиях звездочета)

Слова звездочета:

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте уважаемые взрослые!

- Ребята, вы узнали кто я?

- Да, я звездочет.

Звезд на небе очень, очень много. Звезда - это светящийся огромный газовый шар. Звезды бывают разного цвета и тепла. Желтые, белые, красные, синие и др. Белые звезды самые горячие, красные - холодные. Молодцы, мне очень понравились ваши стихи.

Да, если посмотреть на небо и подсчитать звезды, и насчитаешь тысяч 6, а через телескоп (вот такой) тысяч 9. А если подсчитать при помощи современных сложных приборов, то насчитаешь в тысячи раз больше.

Звезды бывают одинокие и в группах. Группу звезд называют созвездием (обращение к доске).

В древности люди мысленно соединили звезды линиями и дали им названия в зависимости от рисунка, который получился. Например, Дракон, Ящерица, Жираф, Треугольник и др.

Ребята, я вам принес игру "Найди созвездие"

Вы поиграйте, а я пойду, меня ждут другие ребята. До свидания.

IV. Игра "Найди созвездие".

На парте у всех лежит маленькая карта созвездий. Работаем в парах.

- Найдите созвездие, которое я показываю, прочитайте как оно называется.

Малая медведица.

- Какая звезда есть в этом созвездии.

Полярная.

- Она указывает нам на север.

Найдите это созвездие (Большой Пес).

Большой Пес.

- В нем находиться самая яркая звезда небосвода - Сириус.

Найдите вот это созвездие и скажите как оно называется (Лебедь).

Лебедь.

Легенда об этом созвездии.

Молодцы. Вы хорошо справились с игрой (рисунок созвездий).

V. Физпауза (под музыку).

Давайте представим, что мы с вами в космосе. Летим в космическом пространстве. Посмотрите налево, направо. А сверху над нами Полярная звезда. Летели, летели и тихо за парту сели.

VI. Тест.

Мы сегодня третий урок говорим о небе. Давайте проверим, что же мы запомнили.

Взяли тест. Поставили галочки против ответа.

ТЕСТ

1. Спутником Земли является:

а) Солнце;

б) Луна;

в) Марс,

2. Дни, когда не видно Луны, называют

а) полнолунием;

б) многолуние;

в) новолунием;

3. Солнце-это:

а) звезда;

б) планета;

в) метеорит;

4. Кто изучает звезды:

а) астроном;

б) счетовод;

в) лунатик;

5. Группу звезд называют:

а) метеоры;

б) кометы;

в) созвездие.

VII. Итог урока.

Какие новые знания мы приобрели?

Подсчитали звездочки.

Кто получил 3звезды - оценка "4", более 3 - "5". У кого меньше, нужно еще поработать.

Д/з. Поработайте по учебнику с.24-27. Сделайте аппликацию "Ночное небо" и продолжите игру "Найди созвездие" в задании №5.

Кто хочет побольше узнать о космосе поработайте со справочной литературой.

Спасибо за урок.