Урок-соревнование как средство выбора уровня дифференцированного обучения

Разделы: Русский язык


Цель работы: показать необходимость и возможность комплексного использования уроков-соревнований: для проверки умений и навыков учащихся, для создания условий правильного выбора учащимися уровня дифференцированного обучения, для обобщения , закрепления и приведения в систему полученных знаний по определенной теме.

I. Вопросы и задания написаны на отдельных карточках, которые и выбирают участники игры.

  1. Что такое окончание?
  2. Что называется основой слова?
  3. Дать определение корня слова.
  4. Дать определение суффикса.
  5. Что называется приставкой слова?
  6. Сформулируйте правило правописания корня -кас-/-кос-.
  7. Сформулируйте правило правописания корня -гар-/-гор-.
  8. Когда после приставок пишутся буквы Ы и И ?
  9. Сформулируйте правило правописания приставок пре- и при-.
  10. Когда в сложных словах пишется соединительная О, когда Е ?
  11. Назвать способы образования слов и привести примеры.
  12. Какие слова называются сложносокращенными?
  13. Назвать способы образования сложносокращенных слов и привести примеры.

II. Вопросы Исторической станции.

(Вопросы истории языка изучаются на уроках.)

  1. Каково происхождение слова сочетание?
  2. Каково значение слова паркет ?
  3. Каково происхождение слова предмет ?
  4. Какова история возникновения слова богатырь ?
  5. Какова история происхождения слова вежливость?
  6. Когда появилось слово учтивый ?
  7. Когда и из какого языка заимствовано слово уважать?
  8. Каково происхождение названия август ?
  9. Из какого языка заимствовано слово абажур ?
  10. Каково историческое значение слова подражать?
  11. Из какого языка и когда заимствовано слово лейтенант ?

III. Вопросы Практической станции.

  1. Разобрать слово застеклить по составу.
  2. Разобрать, слово прийти по составу,
  3. Назвать однокоренные слова к слову растение.
  4. Определить род сложносокращенных слов ПДД (правила дорожного движения), ГЭС, ГАИ, ООН.
  5. Назвать слова с корнем -кас- - -кос-.
  6. Написать слова и объяснить правописание : сверх:зысканный, без:нтересный.
  7. Назвать способ образования слов спецкор, привокзальная,.
  8. Подобрать синоним к слову бесчувственный.
  9. Подобрать синоним к слову безветренный.
  10. Написать три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.
  11. Написать предложения и объяснить правописание корня -кас-/-кос-. К..саюсь стены, прик..сновение опасно.
  12. Объяснить правописание слов: загоревший, загар.

IV. Вопросы Сообразительной станции.

  1. В каком cлове семь букв о ? (Обороноспособность).
  2. С буквой К бери меня на покос, а без буквы К ужалю в нос.(Коса - оса).
  3. Из писка птиц мой первый слог возьмите, второй - с бараньей головы.
  4. Откройте печь и там найдите то, что не раз едали вы.(Пи-рог).
  5. Что правильно? Декоративный:
  6. служащий для украшения,
  7. с крапинками, пятнистый,
  8. исполненный ручным трудом.
  9. Корень мой находится в цене.
    В очерке найди приставку мне.
    Суффикс мой в тетрадке все встречаем,
    Вся же - в дневнике я и в журнале.(Оценка)I.
  10. В списке вы мой обнаружите корень,
  11. Суффикс - в собрании встретите вскоре,
  12. В слове рассказ вы приставку найдете,
  13. В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание).

Собери слово, взяв указанные морфемы из других слов

Привезти (взять приставку)
Школьница (взять корень)
Прелестный (взять суффикс)
Огромный (взять окончание) пришкольный
Собери слово:

Расписка (взять приставку)
Считать (взять приставку и корень)
Писать (взять суффикс)
Петь (взять окончание) рассчитать
Собери слово:

Распилить (взять приставку)
Заговорил (взять корень)
Носить (взять суффикс)
Возить (взять окончание)
Умываться (взять возвратный суффикс) разговориться

Жюри подводит итоги, отмечает активные участников игры.

Вот как проходит урок по теме "Повторение, обобщение сведений о причастии" (VII класс.)

I тур. Теоретический.

Члены команд (по одному человеку) вытягивают кубики с номерами.

На учетном листе отмечается выбранный номер.На подготовку ответа отводится 30 секунд. Ответы нужно иллюстрировать примерами.(За правильный ответ- 1 очко).

Примерные вопросы для теоретического тура.

  1. Что называется причастием'?
  2. В чем заключается разница между действительными и страдателъными причастиями?'
  3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?
  4. Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-? В суффиксах -ем-,-им-?
  5. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя "Н" пишется а(я), в каких -е?
  6. Сколько букв "Н" пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
  7. Когда пишется одна и две "Н" в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов?
  8. Расскажите о правописании НЕ с причастиями.
  9. Что такое причастный оборот ? Когда он на письме выделяется запятыми?
  10. Что нужно сделать, чтобы определить падежные окончания причастий?
  11. Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного?
  12. Когда после шипящих в суффиксах страдателных причастий прошедшего времени пишется Е, а когда Е?

II тур. Индивидуальный.

Член команды выбирает кубик с номером игрока, который будет участвовать в туре. За правильный ответ - 3 очка. За ошибку снимается одно очко.

  1. Назвать в диктуемых причастиях суффиксы (действительные причастия настоящего времени): трепещущий листок, реющие знамена, дующий ветер, терпящий бедствие корабль, тяжело дышащий бегун.
  2. Назвать в диктуемых причастиях суффиксы: прячущийся ребенок, готовящийся к экзамену студент, хлопочущая хозяйка, спеющие яблоки, слышащий издали голос.
  3. Назвать в диктуемых причастиях суффиксы (страдательные причастия настоящего времени):уважаемый, волнуемый, слышимый, решаемый, видимый.
  4. Назвать, в диктуемых причастиях суффиксы: гонимый, прерываемый, озаряемый, ненавидимый, замечаемый. Слитно или раздельно НЕ с причастиями?
  5. (Не) проснувшийся город; (не)смолкающие до ночи сверчки; (не)законченная работа; (не)замерзшая, а по-прежнему бегущая река; улица (не) освещена.
  6. Одна и две буквы Н. Н или НН ? Жеваный, купленный, тщательно выверенный текст, опубликованный, несеяная мука.

III тур. Творческий.

В этом туре принимают участие по 3 человека от команды. Участвует тот, кто еще не играл. Участники выбирают одну из карточек, лежащих на столе. За правильный ответ - 1 очко.

  1. Придумать причастие соответствующее схеме: приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание+суффикс.
  2. Придумать причастие, соответствующее схеме: корень+суффикс+окончание.
  3. Придумать предложение, соответствующее схеме: причастный оборот стоит перед определяемым словом.
  4. Придумать предложение, соответствующее схеме: причастный оборот стоит после определяемого слова.
  5. Придумать 5 действительных причастий настоящего времени.
  6. Придумать 5 страдательных причастий с двумя Н.
  7. Придумать 5 причастий, используемых для описания внешности человека.

Составить схемы предложений:

  1. Горы, поросшие деревьями, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над нами.
  2. Контуры гор округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.
  3. Засыпанный снегом город выглядел чистым.
  4. Большие светлые глаза, горевшие огнем, были серьезны.

Выбрать из предложенных слов нужное причастие:

  1. Библиотекарь беседовала с мальчиком,(интересующимся, интересующим) книгами о космосе.
  2. Туристы ставят палатку на берегу (шумящей, шумевшей) реки.
  3. Мальчик, успешно (пробежавший,бежавший) стометровку, включен в школьную команду.

К данным причастным оборотам подобрать определяемые слова:

  • разлившиеся по весеннему небу:;
  • висевший в осеннем воздухе:;
  • усыпанные разноцветными листьями:;
  • много раз протоптанная туристами: .

Распространить зависимыми словами данные словосочетания :скошенная рожь, показавшееся солнце, усыпанные дорожки, начерченная схема. Переделать предложение, вставив в каждую его часть причастный оборот.

Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.

  • Образовать все возможные формы причастий: волноваться.
  • Образовать все возможные формы причастий: сгибаться.
  • Образовать все возможные формы причастий: гнаться.
  • Образовать все возможные формы причастий:бороться.
  • Образовать все возможные формы причастий: разливаться..
  • Образовать все возможные формы причастий: серебриться.

После третьего тура подводятся итоги.

IV тур. Самостоятельная работа.

Каждый участник получает карточку. Задания могут быть на правописание суффиксов причастий, окончаний причастий, НЕ с причастиями, Н и НН в суффиксах причастий и другие.

Итоги урока-соревнования подводятся после проверки карточек.

Закрепление и обобщение материала по теме "Предложения с вводными и вставными конструкциями". (8 класс)

Iур. Теоретический.

  1. Какие конструкции называются вводными, что они выражают и чем отличаются от членов предложения?
  2. Назовите основные разряды вводных конструкций. Как они выделяются на письме?
  3. Какие знаки препинания (и в каких случаях) используются для выделения на письме вставных конструкций (словосочетаний, предложений)?
  4. Назовите несколько вводных слов, которые употребляются в разговорной речи; в книжной речи.
  5. Назовите обороты, которые имеют характер вводных слов и обычно выделяются запятыми.
  6. Вспомните слова, которые не бывают вводными и никогда не выделяются запятыми.
  7. Перечислите глаголы, которые выступают в роли вводных слов.
  8. Назовите несколько существительных с предлогами, которые могут выступать в роли вводных.

II тур. Индивидуальный. (В этом туре играют капитаны команд).

Правильно ли поставлена запятая? Если неправильно, подумайте, почему все-таки ученик ее поставил, как он рассуждал. А как надо было рассуждать? Используйте при доказательстве вводные слова.

Однажды, ребята все-таки сходили на старую мельницу.

Выясните роль в предложении подчеркнутых слов. (Знаки препинания не расставлены).

Впереди никого не было видно. - Он видно не мог простить этого человека.

Составьте два предложения со словом кажется, чтобы оно было:

  • членом предложения;
  • вводным словом.

Какие варианты в постановке знаков препинания возможны в следующих предложениях? Мотивируйте их.

Бабушка может быть дома.

За деревней видно ржаное поле.

III тур. Творческий.

Команды получили одинаковые тексты, в которых нужно было вставить вводные слова и предложения.

Страстным собирателем книг и читателем был А.Пушкин. Умирая, он обратил последние слова к книгам своей библиотеки: "Прощайте, друзья!"

В библиотеке поэта было не менее 10 тысяч книг. Какие книги собирал Пушкин? Те, которые связаны с русской историей и литературой. Словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков.

Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по- испански. Поэтому в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы. Здесь же прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке.

-После III тура жюри подводит предварительные итоги.

IV тур. Самостоятельная работа.

Каждый участник игры получает карточку со следующим заданием: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, укажите значение вводных конструкций. Примерные задания.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, укажите значение вводных слов.

И точно боцман без задержки появился у мостика. Вероятно он был тут же, на палубе. Мостик как указано был очень невысоким и боцман не поднимаясь на него просто остановился на палубе возле к...мандира. Покрасневшее от ветра спокойное и серьёзное с правильными чертами лицо было почти красивым но не очень пр...ветливым. Казалось какая-то тень задумчивости лежала на нём будто Хазов постоянно чувствовал внутри себя что-то неотвязное и наверное невесёлое. Неразговорчивость боцмана видимо была хорошо извес.. .на к.. .мандиру.

Друзья мои читайте книги! Книги наши учителя и помощники, советчики. Они безусловно играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых книги ра(с,сс)казывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в д...лёком прошлом; во-вторых объясняют настоящее и наконец увлекают в мир будущего. Хорошие книги бесспорно разв...вают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они без сомнения повышают грамотность прививают вкус к хорошему слову и конечно любовь к языку.

Итоги игры подводятся после проверки самостоятельной работы.