Подготовка к сочинению-описанию трудовых процессов по картине И.П. Индюхова "Хлеб Татарстана" ("На колхозном току")

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО


Цель урока:

  • Научить подбирать и систематизировать материалы к сочинению-описанию по картине.
  • Развивать творческие способности, логику и речь учащихся.
  • Воспитывать патриотизм, чувство любви к труду.

Тип урока: Обучающий.

Оснащение урока.

  • Портрет художника.
  • Репродукция картины Н.П.Индюхова "Хлеб Татарстана" (На колхозном току).
  • Репродукция других тематических картин Индюхова.
  • Образцы вступления.
  • Текст стихотворения Р.Рождественского "Хлеб".
  • Текст "Слово о хлебе" (По М.Алексееву).

Эпиграф урока:

Великая радость - работа
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, -
Все счастье земли - за трудом!

Предварительная домашняя работа:

  • Подобрать цитаты (I группа), пословицы (II группа) о хлебе и труде.
  • Индивидуально. Подготовить сообщение о художнике, его творчестве, особенностях его творческой манеры.

Ход урока

I. Актуализация имеющихся знаний.

Учитель (читает эпиграф). Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Ученик. О труде.

Учитель. Верно. Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию трудовых процессов по картине Н.П.Индюхова "Хлеб Татарстана" (На колхозном току).

Ученик. Николай Петрович Индюхов известен далеко за пределами нашей республики. Российские и европейские любители живописи с восторгах отзываются о его работах, побывавших на выставках в разных городах Евразии. В следующем (2007 году) Н.П.Индюхову исполнится 75 лет, из которых более полувека посвящено живописи.

Н.П.Индюхов родился 18 апреля 1932 года в селе Ломовое Орловской области в крестьянской семье. Сначала учился в ФЗУ, затем в строительном техникуме в Казани. Рисовать начал еще в детстве. Но именно здесь, в Казани, подружившись с художниками В. Куделькиным, Лотфуллой Фаттыховым, Алексеем Бурлаевым, Н.П.Индюхов понял, в чем его призвание. По их рекомендации он поступает в Казанское художественное училище, где подружился с художником И.Зариповым, с которым в 1967 году написал совместную картину "Аэродром". К началу 70-х годов творческий почерк Индюхова обретает узнаваемую неповторимость. Гамма его картин становится звонкой, мажорной, теплой, с обилием золотистых оттенков.

Пейзажи и многофигурные композиции тех лет - "Праздник в татарской деревне", "На колхозном току", "Шефы", "Хлеб Родине" и другие приносят ему широкую известность на выставках. В этих полотнах отразилась искренняя радость мирного труда.

Творческие поиски Н.П.Индюхова привели к формированию яркой художественной индивидуальности с собственным почерком, интонацией и гармонией, характерными для подлинного Мастера.

Картина "Хлеб Татарстана" (На колхозном току) была написана в 1969 году.

Учитель. Вспомните схему построения-описания.

Ученик. Описание состоит из трех частей:

  1. Представление объекта.
  2. Признаки объекта.
  3. Заключение, вывод.

II. Формирование новых знаний и понятий.

1. Беседа по картине.

Учитель. Рассмотрите внимательно картину. Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?

Ученик. На картине изображено зерно, которое перелопачивают и сушат люди. Художник хотел показать, какова цена хлеба, как прекрасны люди труда, какую радость предоставляет совместная, плодотворная работа.

Учитель. А какие чувства вызывает картина у вас?

Ученик. Чувства радости. Хочется оказаться на току вместе с этими людьми. От картины веет теплом, кажется, что она пахнет свежим хлебом.

Учитель. Картина имеет два названия. Как вы думаете, почему?

Ученик. Первое связано с высоким назначением хлеба, связанного с такими понятиями, как жизнь, земля. То есть хлеб - это то, без чего не может существовать человек. Второе название связано с конкретной ситуацией, показанной на картине: люди работают на току.

Учитель. Как бы вы назвали картину? Почему именно так?

Ученик. "Хлеб - всему голова ", "Слово о хлебе", "Слава рукам, что пахнут хлебом", "Люди труда", "Священный хлеб". Когда смотришь на картину, то вначале видишь золотые горы хлеба, потом обращаешь внимание на людей, на выражение лиц.

Учитель. Как вы думаете, картина, которую вы видите, теплая или холодная?

Ученик. Теплая.

Учитель. Почему теплая?

Ученик. Теплая потому, что выполнена красками теплых тонов.

Учитель. Какие преимущественно краски использует автор? Назовите цвета, составляя словосочетания.

Ученик. Золотистые хлеба, коричневатая земля, молотилка красного цвета. Много желтого цвета.

Учитель. Что еще создает ощущение тепла?

Ученик. Т о, как изображены люди: у них приподнятое настроение, улыбка на лицах, движение уверенное, четкие и красивые.

Учитель. Ребята, почему краски на картине неяркие, приглушенные?

Ученик. Потому что изображает непраздничное событие, а один из многих трудовых будничных дней.

Учитель. Какова же основная мысль картины?

Ученик. Скорее всего две взаимосвязанные мысли. Хлеб - великая ценность на земле, люди прекрасны.

Учитель. Какие пословицы, высказывания о труде, хлебе, подтверждающие основную мысль картины вы подобрали дома?

Ученик. "У кого хлебушко - у того счастье", "Хлеб - всему голова", "Труд человека кормит, а лень портит", "Без труда нет добра", "В труде рождаются герои", "Дерево смотри в плодах, человека в делах", "В чем бы ни состоял труд, это всё равно: он сам по себе служит благословением, когда человек жаждет деятельности." (М. Твен), "Хлеб - это труд человеческий, это надежда на будущее, и мерка, которой всегда будет измеряться совесть твоя и твоих детей." (В.Сухомлинский.)

Учитель. Какими художественными средствами автор выразил основную мысль?

Ученик. Основную мысль художник раскрывает такими средствами, как расположение предметов на картине, определённая поза, выражение лиц героев, сочетание красок.

Учитель. Расположение предметов на картине (композиция) имеет огромное значение. Как в соответствии с основной мыслью расположил предметы художник?

Ученик. В центре картины художник изобразил хлеб, на переднем и заднем планах - люди и машины, причем машины даны на фоне опять же хлеба.

Учитель. Итак, мы выполнили первую нашу задачу: рассмотрели картину и выяснили, что изобразил Н.П.Индюхов и почему именно так изобразил. Автору важно было, чтобы зрители картины пережили радость, приподнятое настроение, ощутили тепло, исходящее от картины. Этому способствуют и расположение предметов на картине, и сочетание красок, использованное художником.

2. Работа над текстом сочинения.

Учитель. Сочинение начинается с вступления. Перед вами образцы вступления сочинения по данной картине. Какое из них наиболее удачное, на ваш взгляд? Какие недостатки вы можете отличить в других вступлениях?

Первое вступление.

Николай Петрович Индюхов родился в 1932 году в селе Ломовое Орловской области. В Казань приехал в 1949 году. Учился в Казанском художественном училище с 1956 по 1958 год. Он автор жанровых картин на современные темы: "Аэродром", "На колхозном току", "Будни нефтяников", "Хлеб - Родине" и другие. Н.П. Индюхов - участник выставок художников ТАССР в Казани с 1968 года, Всесоюзной выставки " На страже Родины", IV зональной выставки "Большая Волга". Картина "Хлеб Татарстана" была написана в 1969 году и была представлена на Всесоюзной выставке "СССР - наша Родина".

Второе вступление.

Н.П.Индюхов известен как пейзажист. Главная тема его творчества - природа. Скромная, неяркая, но по своему чарующая природа Татарии, её перелески и поля привлекают внимание живописца. На своих холстах Н.Индюхов стремится поймать такое состояние природы, когда в ней все ясно и спокойно. Своими картинами он как бы говорит нам о непреходящей ценности каждого мгновения жизни. Жанровые картины художника тоже связаны с его пейзажами. Именно из состояния природы вытекают мерный шаг солдат, идущих по тихой окраине, и неторопливая беседа старых женщин, спокойно сидящих на крыльце под лучами осеннего солнца и убаюкивающих своих внуков. В каких же формах передает свой мир художник? В нем почти нет места отдельным предметам. Форма предметов, фигуры людей, обобщенные, отвлеченные, потому что они выполняют лишь композиционные или цветовую роль. Типично в этом плане картина "Хлеб Татарстана" (На колхозном току).

Третье вступление.

Через собственную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ человеческой доброты искренности, любви, дружбы и верности, человеческого благородства. И этот символ роднит все живое, человеческое в нас. Хлебу посвящены стихи и песни. Многие художники обращались в своем творчестве к теме хлеба. Одним из них является Н.П.Индюхов, который своей картиной "Хлеб Татарстана" (На колхозном току) сумел выразить благодарность и восхищение людьми, которых издавна называют хлеборобы.

Ученики.

- Наиболее удачным можно считать третье вступление, в котором автор обозначает и главную мысль картины и подводит к дальнейшему описанию картины.

- Менее удачным можно считать второе вступление, которое представляет собой пространное высказывание о творческом стиле художника и как данная картина вписывается в данный стиль.

- Совсем неудачное первое вступление, потому что оно представляет собой перечисление фактов биографии художника и в нем нет ни слова о том, о чем эта картина и какова его главная мысль.

Учитель. Взгляните на доску. Если учесть ваши замечания, исправить все недостатки в данных текстах, можно написать такое вступление:

"Хлеб сам не родится. Его выращивают золотые руки сеятеля, и, выращенный таким образом, хлеб сам становится золотом редчайшего достоинства",- это высказывание писателя М.Алексеева вспомнилось мне, когда я рассматривала картину Н.П.Индюхова "Хлеб Татарстана" (На колхозном току). О чем же она? О хлебе и тяжелом, но благородном труде хлебороба. Художник хотел донести до зрителя мысль о красоте мирного труда, о ценности хлеба в жизни человека. Как же передает свою мысль художник?

3. Составления плана описания картины.

План.

  1. Мое первое впечатление от картины Н.П.Индюхова "Хлеб Татарстана" (На колхозном току).
  2. Описание картины.
  3. Особенности творческой манеры художника в создании жанровых картин.
  4. Воплощение этих особенностей в картине "Хлеб Татарстана" (На колхозном току).
    а) особенности композиции;
    б) изображение предметов: хлеба, людей, машин;
    в) роль цвета в картине.
  5. Какие чувства вызывает картина?

Учитель. Послушаем группу ребят, которая готовила материалы о художнике и его творчестве. В чем особенности творческой манеры Н.Индюхова в тематических картинах?

Ученики (обращаясь к другим картинам).

- Индюхов-пейзажист. Главная тема его творчества - природа. Причем природа гармоничная, спокойная, умиротворенная.

- тематические картины художника связаны с его пейзажами. Состояние природ оказывает влияние на людей, изображенных на полотне, и поэтому пейзаж и люди составляют единое целое.

- Очень часто в его картинах предметы выполняют композиционную или колористическую роль, поэтому фигуры людей оказываются настолько обобщенными, что становятся похожими на цветовые пятна.

- Искусствовед Валеева считает, что в некотором плане Индюхова можно отнести к абстракционистам, потому что он не выписывает детали предметов. По существу его интересуют больше сочетания их цвета, но не формы.

- В картинах художника преобладает теплая красочная гамма с обилием золотых, охристых красных цветов, создающих мажорное, радостное настроение. Видимо поэтому, столь притягательны, приятны для глаза и души его картины.

Учитель. А теперь обратимся к картине "Хлеб Татарстана". Попробуем определить, как воплощены эти особенности в картине? Какова композиция в картине (расположение предметов)?

Ученик. Предметов на картине немного: это хлеб, люди и машины. Так как идея картины прежде всего связана с хлебом, то и в композиции он занимает главенствующее положение: горы зерна мы видим в центре картины, люби, машины расположены на фоне хлеба. Можно сказать, что почти все пространство на картине отдано под хлеб. Люди и машины скорее всего играют второстепенную роль, особенно машины.

Учитель. Как же изображены отдельные предметы на картине? Обратимся к тексту стихотворения Р.Рождественского "Хлеб".

:Это
        тысячи
                сильных людей
И гудящие
        трактора,
Ожиданье
        крутых дождей.
Бездорожье.
        Грозы.
                Жара.
Это -
        труд
            и сегодня,
                    и завтра.
Напряжение,
        как на войне.

До сих пор небывалая жатва,
Эшелоны хлеба -
        стране!
Это -
        душные ночи без сна.
И от пота
        в глазах
                темно.
Это хлещущее зерно!
Моря!
        Океаны зерна!
Это -
        голос страны,
                который окреп.
Это -
        гордость ее
И сила:
Вот что такое
            обычный
                    хлеб,
купленный в магазине:

Задания.

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите и выпишите слова и словосочетания, которые мы могли бы использовать, описывая предметы, изображенные на картине.

Ученики.

- Хлеб: - это хлещущее зерно! Моря! Океаны зерна! Эшелоны хлеба - стране!

- Люди: - это - труд и сегодня, и завтра, напряжение, как на войне. Это тысячи сильных людей. Это душные ночи без сна. И от пота в глазах темно.

- Машины: - и гудящие трактора.

Учитель. В каких строках выражена основная мысль стихотворения? Можно ли основную мысль передать этими словами?

Ученик. Основная мысль стихотворения выражена в строках "Это - голос страны, который окреп. Это - гордость ее и сила:" Да, этими словами можно выразить основную мысль картины.

Учитель. Какие цвета, краски использует художник? Какой цвет преобладает? Как вы думаете, почему?

Ученик. Мы видим, что на картине преобладает теплая красочная гамма с обилием золотых, желтых, коричневых, красных цветов. Доминирует желто-золотой цвет. Желтый цвет - это цвет солнца, ясного дня. А солнце - это символ тепла, радости, жизни. И, естественно, эти цвета создают мажорное, радостное настроение, которое усиливается радостным выражением лиц людей.

Учитель. Для того, чтобы составить заключение к нашему сочинению, давайте подумаем над тем, что мы увидели и узнали, рассматривая картину Н.Индюхова?

Ученик. Сюжет картины прост: колхозный ток, хлеб, рассыпанный для проветривания, просушки. Люди, перелопачивающие это зерно. Машины, на которых веют и сушат хлеб.

Учитель. Что рассказали нам эти предметы о людях, об их труде?

Ученик. Художник, изображая простые и знакомые предметы, хотел, чтобы мы, глядя на картину, о важных жизненных ценностях, поразмышляли о человеческих качествах, свойственных людям труда.

Учитель таки образом, художник не просто написал красивую картину, глядя на которую, вспоминаешь радости лета. Вольно или невольно он преподнес нам с вами урок. Какой урок? Перед вами текст Алексеева М. "Слово о хлебе".

Хлеб - он только тогда хлеб, когда, выращенный, обмолоченный, просушенный, провеянный, упрятан в сусеки. И все это зависит прежде всего от хлебороба. Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед великим и скромным подвигом. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого черного хлеба, перед тем как сесть за трапезу, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших это хлеб и положивших нам его на стол. И будем бережливы к каждому ломтю хлеба, к каждой его крошке!

Задания.

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите строчки, в которых содержится ответ на поставленный вопрос?

Ученик. "Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед великим и скромным подвигом", ":вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших нам его на стол".

Учитель. А теперь, обобщив все сказанное, создайте текст заключения.

Заключение.

Глядя на картину, осознаешь, что жестоко ошибается тот, кто решил про себя, что в нынешние времена, когда много современной мощной техники, хлеб легко дается в руки нашему сеятелю. Нет, он по-прежнему добывается земледельцами в поте лица. Но как прекрасен этот труд и человек в этом труде! И как велика цена хлеба, добытого руками хлебороба! Именно об этом хотел сказать нам Н.П.Индюхов своей картиной.

III. Домашнее задание.

  1. Написать сочинение-описание с элементами размышления по картине Н.П.Индюхова "Хлеб Татарстана" (На колхозном току) на тему "Хлеб - всему голова".
  2. Или написать сочинение в жанре рекламы на тему "Берегите хлеб".
  3. Мое первое впечатление от картины Н.П.Индюхова "Хлеб Татарстана" (На колхозном току).

Библиография.

  1. Червонная С.М. Художники Советской Татарии.- Казань, 1984.
  2. Червонная С.М. Художники Советской Татарии (Библиографический справочник).- Казань, 1975.
  3. Червонная С.М. Искусство Советской Татарии.- М.,1978.
  4. Валеева Д. Искусство Татарстана (ХХ век).- Казань, 1999.
  5. Колина С. Николай Петрович и гармония.- Казань, 2006, №1, стр.121-137.

Сочинение-описание. Хлеб - всему голова.

Священен хлеб, в себя вобравший солнце,
В себя вместивший хлебороба жизнь.
В.Бондарчук

Человек непорочно высок и свят, когда творит хлеб.
З.Тоболькин

"Хлеб сам не родится. Его выращивают золотые руки сеятеля, и, выращенный таким образом, хлеб становится золотом редчайшего достоинства", - это высказывание М.Алексеева вспомнилось мне, когда я рассматривала картину Н.П.Индюхова "Хлеб Татарстана". О чем же она? О хлебе и о тяжелом, но благородном труде хлебороба. Художник хотел донести до зрителя мысль о красоте мирного труда, о ценности хлеба в жизни человека. Какими же художественными средствами автор выразил эту мысль в картине? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить особенности творческого почерка художника.

Н.П.Индюхов - пейзажист. Главная тема его творчества - это природа, гармоничная, спокойная и умиротворенная. Жанровые картины художника тоже тесно связаны с его пейзажами. Состояние природы оказывает влияние на людей, изображенных на полотне, и поэтому пейзаж и люди составляют единое целое. Очень часто в его картинах предметы выполняют композиционную роль, и фигуры людей оказываются настолько обобщенными, что становятся похожими на цветовые пятна. Да и цветовая гамма соответствует его пейзажам: в картинах его преобладают теплые цвета.

Что же мы видим на картине "Хлеб Татарстана"? Судя по названию, главным "действующим" лицом является хлеб. Поэтому он занимает доминирующее положение: хлеб - в центре картины, люди и машины расположены на фоне хлеба. И остальные предметы художник расположил так, что каждый, находясь на своем месте, хорошо виден, и в то же время все они связаны одним и тем же чувством - чувством радости от совместного труда. Рассматриваемая картина не является исключением: художник и здесь не увлекается выписыванием отдельных деталей. Люди на картине скорее отличаются формой и цветом одежды, а вот движения, жесты, даже выражения на лицах почти копируются. Несколько человек уверенно и умело держат в руках лопаты. Одна из женщин придерживает мешок, чтобы не рассыпалось зерно, другая наклонилась и, видимо, пытается определить, высохло ли зерно. Да и расположение людей группами тоже подтверждает мысль художника: хлеб можно вырастить только совместными усилиями. А вот машины на картине не несут идейной нагрузки, а выполняют композиционную роль: какой же современный ток без техники? Видимо, поэтому они больше похожи на макеты, чем на настоящие молотилки.

Раскрытию замысла художника помогают и краски. От картины веет теплом, потому что в ней преобладают желтые, золотые, коричневые, красные цвета, что создает радостное настроение. Художник использует приглушенные тона для того, чтобы рассказать не о праздничном событии, а об обычном трудовом дне.

Таким образом, глядя на картину Н.Индюхова, осознаешь, что жестоко ошибается тот, кто решил про себя, что в нынешние времена, когда много современной мощной техники, хлеб легко дается в руки нашему сеятелю. Нет, он по-прежнему добывается земледельцами в поте лица. Но как прекрасен этот труд и человек в этом труде! И как велика цена хлеба, добытого руками хлебороба! Об этом картина "Хлеб Татарстана".