Большая психологическая игра "Неведомые миры"

Разделы: Школьная психологическая служба


Задачи урока:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие социальной восприимчивости, воображения, доверия, способности к эмпатии;
  • формирование навыков и установок, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры, людьми, исповедующими другие взгляды, и т.п.;
  • дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающие в результате взаимодействия человека с представителями других культур.

Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека.

Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, мирного сосуществования, а не конфликтов.

Предполагаемый психологический результат:

Подростки должны увидеть необходимость и важность проявления терпимости и эмпатии,

Понять, какие качества помогают, а какие мешают эффективному взаимодействию.

Игра также дает возможность диагностики внутригрупповых отношений.

Содержание игры и процедура проведения.

Перед началом игры все участники разбиваются на 2 команды. Это можно сделать с помощью жеребьевки, возможен другой способ- ведущий предлагает выйти на середину 2 “добровольцам”, каждый из “добровольцев” должен пригласить к себе в команду человека, отличающегося от него по какому-нибудь признаку (например, по цвету волос, полу, нелюбви к грубости и т.п.). Затем выбранный член группы таким же образом приглашает в команду следующего человека и т.д. Выбор участников осуществляется представителями обеих команд по очереди.

Участникам объявляется, что каждая из подгрупп - это неведомая инопланетная цивилизация, которая должна быть создана усилиями всех членов команды. По истечении оговоренного времени команды, завершив работу по созданию “миров”, собираются вместе и происходит поочередная презентация “миров”. Затем ведущий описывает ситуацию встречи и обосновывает необходимость более близкого знакомства и взаимодействия. Далее команды садятся за “стол переговоров”. В итоге они должны принять законы совместного проживания на планете.

Время на игру: 1,5- 2 часа.

Участники:

Подростки 13-15 лет, группа не более 30 человек, ведущий- психолог, желательно участие классного руководителя в качестве участника игры или наблюдателя.

Игра может стать началом (продолжением) работы классного руководителя и психолога по развитию коммуникативных навыков, улучшению внутригруппового взаимодействия, обучению толерантному поведению. В некоторых случаях игра может дать педагогам информацию диагностического характера для дальнейшей работы с классом (группой).

Материалы: принадлежности для рисования (бумага, карандаши, фломастеры, лист ватмана, цветная бумага), клей, пластилин, скотч, ножницы.

Сценарий игры

Этап 1. “Создание миров”

Время: 30 минут.

Участники делятся на 2 команды и им объявляется, что каждая команда- неведомая инопланетная цивилизация, которая должна быть создана усилиями всех членов команды.

Группы получают все необходимое для работы и “план” создания цивилизаций.(см. приложение1.)Группы занимают места, удаленные друг от друга, если возможно в разных комнатах. По истечении заранее оговоренного времени команды собираются в одной комнате.

Этап 2. “Встреча”

Время: 30-40 минут.

Ведущий: “В нашей галактике произошли печальные и страшные события. После множества конфликтов и столкновений разразилась война, мир погрузился в хаос, все уцелевшие покинули свои планеты на космических кораблях. На одну из необитаемых планет далекой галактики приземлились сразу два таких корабля. Следуя давней космической традиции, представители каждой из цивилизаций послали сигнал, обозначающий, мирные намерения. Теперь необходимо познакомиться”.

Далее происходит поочередная презентация “миров”. “Хозяева” сообщают название своего мира , учат приветствию, показывают портрет обитателя и рассказывают о нем,

Знакомят со своими законами. В заключение гостей угощают блюдом инопланетной кухни, обучают танцу.

Этап 3. “Принятие общих законов”.

Время:30-40 минут.

Ведущий: “Нам предстоит жить вместе на этой планете. Чтобы не повторять ошибок и не допустить гибели и этой планеты нужно сесть за стол переговоров и договориться о законах совместного проживания”.

Получив необходимые инструкции, команды обсуждают необходимые с их точки зрения законы (количество законов лучше ограничить-3-4). Далее обе команды садятся за стол переговоров и принимают общие законы (голосованием).

Обсуждение:

Какие из законов вызвали наибольшие разногласия? С чем это связано?

Что могло бы сделать процесс переговоров более успешным?

Что помогало и что мешало находить компромиссы и заключать соглашения?

Какие шаги нужно предпринимать и каким правилам следовать, чтобы отношения между людьми носили толерантный характер?

Комментарии: Минимальное вмешательство со стороны ведущего, творческий, исследовательский характер игры позволяет подросткам ощутить особенности взаимодействия между представителями разных групп, существенно отличающимися между собой.