Организация индивидуальной учебной работы в классе

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Организация индивидуальной учебной работы в классе

В учебном классе индивидуализация может происходить во всех трёх формах классной работы: фронтальной, групповой и индивидуальной.

Возможности индивидуального подхода во фронтальной работе в советской дидактике 50-х годов изучал В.И.Гладких. Здесь использовалась методика опроса, но подходят и следующие приёмы: использование различных уровней рассказа в устном изложении учителя, применение учебной беседы учёт индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии и т.д.

В качестве основной возможности индивидуализации при фронтальной работе выделяются два вида учебной беседы:

  • связанная учебная беседа, которая происходит под строгим руководством учителя и связана с определённой учебной темой,
  • свободная учебная беседа, тема которой слабо связана с программным учебным материалом. В беседе ученику даётся возможность свободно выразить свои мысли, связанные с его личным опытом и интересами. Тема беседы вырастает из мыслей самих учащихся.

Ряд возможностей индивидуализации представляет групповая работа. В группе учащийся находится в более благоприятных условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. Он может высказать своё мнение, активнее участвовать в решении учебных задач со своими интересами и способностями.

Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, которые сконструированы определённым образом. Это группы, которые сформированы учителем на основании уровня развития учащегося.

Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа, которая происходит в одиночестве и в индивидуальном темпе. Здесь учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.

Одной из центральных проблем исследования было выяснение того, как наиболее оперативно, точно и возможно более разносторонне изучить учащихся. Обычно учитель в своей повседневной работе в течение длительного времени изучает своих учеников в основном с помощью наблюдения, беседы и анализы их письменных работ. Лучшие возможности узнать своих учеников у того, который имеет 1-2 часа в неделю. Оперативное изучение школьников было особенно важно для того, чтобы обоснованно индивидуализировать учебные занятия .

Диапазон личностных качеств учащихся, влияющих на их учебную деятельность, очень интересны. Их изучение происходит в процессе повседневной учебно-воспитательной работы традиционными методами.

Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учёт таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества и состояния личности: особенности всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера и воли, способности, одарённость, дефекты органов чувств и всего организма и т.д.

Кроме того, на учебную деятельность ученика оказывают влияние различные социальные факторы (статус ученика в классном коллективе, домашние и различные другие внешние влияния).

Поэтому возникает противоречие в учебном процессе: с одной стороны имеется необходимость учитывать многие индивидуальные особенности личности, а с другой стороны, возможность реализации этой необходимости в массовой школе весьма ограничена.

Существуют возрастные и индивидуальные различия школьников:

1) учёт возрастных особенностей чрезвычайно важен в воспитании и обучении;

а) через определённые возрастные стадии неизбежно проходит развитие любого человека;

б) возрастная дифференциация учащихся является доминирующей;

2) возрастные различия. Они применяются под влиянием воспитания и общественной среды.

При использовании дифференциального подхода в обучении используются определённые уровни деления:

1) уровень успеваемости учащихся - качество выполнения учебных заданий. Учитель с помощью школьной отметки устанавливает уровень знаний и навыков учащихся согласно требованиям учебной программы.

2) уровень познавательной самостоятельности. Готовность ученика к самообразованию.

В структуру входят: знания, умения, навыки, способности, организованность, познавательный интерес, высокие моральные качества личности.

Уровень познавательной самостоятельности в свою очередь делится на уровни обучаемости и воспитанности.

Уровни обучаемости:

А) низкий - ученик беспомощен в решении любых познавательных задач;

Б) средний - быстрое и прочное усвоение разъяснительных задач, но с затруднениями в новых познавательных ситуациях;

В) высокий - решение без чьей-либо помощи, самостоятельно.

Уровни воспитанности:

А) низкий - ученик неорганизован, неаккуратен, нарушает режим дня;

Б) средний - не всегда аккуратен, организован, бывают срывы;

В) высокий - собран, организован, умело и творчески работает.

Интересы:

А) нулевой - отсутствие интереса к предмету, безразличное отношение к нему. Ученики учатся по принуждению.

Б) потенциальный - положительное отношение к учению, любознательность, но ученику не достаёт прилежания.

В) действенный - осознанная устойчивая познавательная направленность ученика. Стремление самостоятельно добывать знания, умения и навыки.

Виды индивидуальных заданий в обучении

Индивидуализированное задание лишь условно отличается от обычного. Задание становится индивидуализированным лишь в том случае, когда оно предназначено не всему классу, а лишь группе учеников или отдельным ученикам соответственно их индивидуальным особенностям.

Эти особенности лежат в основе составления индивидуализированных заданий.

Существуют следующие основные виды заданий, которые учитывают:

1) уровень знаний, умений и навыков учащихся;

2) общие и специальные способности;

3) учебные умения;

4) познавательные интересы.

Прочие индивидуальные свойства учащихся, которые учитываются в учебной работе, касаются не столько содержания задания, а сколько его предъявления и дозирования, следовательно, при составлении задания нужно учитывать многие свойства учащегося.

Учебные задания делятся на две группы:

  • задания на устранения пробелов в знаниях, умениях и навыков; они преследуют цель усвоения раннего пройденного основного программного материала, обеспечивая готовность ученика и изучению последующего материала;
  • задания для совершенствования и углубления программы соответственно способностям и интересам учащихся.

Индивидуализированные задания можно группировать на основе того, предопределены ли заранее ход и решения задания или нет.

Имеются задания, решения которых разбирается подробно и в установленном порядке. Некоторые задания ограничиваются фиксацией задания, ход и приёмы его решения следует избрать самим ученикам. Для первых характерно, что они имеют "замкнутый конец", т.е. установленный правильный ответ, любой другой ответ неправилен. Другой тип заданий характеризуется тем, что они имеют "открытый конец", т.е. ответ точно не зафиксирован, правильными считаются многие ответы, нередко бесконечное множество ответов. Этот тип заданий относится к области открытого обучения. Эти задания можно назвать самоиндивидуализированными заданиями, где ученик выполняет их соответственно уровню своего умственного развития и другим индивидуальным качествам.

Существуют виды заданий с точки зрения обязательности их выполнения:

  • обязательные задания, назначенные учителем; учитель устанавливает как содержание, так и объём задания;
  • предложенные учителем альтернативные задания, т.е. выборочные; ученик выбирает предложенные задания;
  • задания, приведённые учителем для добровольного выполнения;
  • добровольные задания, содержания которых находит сам ученик.

Способность ученика выполнять такие задания, представляющие собой высшую ступень его самостоятельности, которой можно достигнуть с помощью индивидуализированного обучения. Задания, которые могут найти себе ученики, разнообразны: выбор творческих заданий, чтение интересных книг и т.д.

Следовательно, выборочные и добровольные задания имеют хорошие предпосылки к достижению воспитательных целей. Например, формирование способности совершать выбор, развитие готовности к выполнению различных заданий, самому находить и решать проблемы и т.д.

Приложение