Работа с родителями по теме "Работа с родителями в учреждении дополнительного образования детей"

Разделы: Работа с родителями


Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.

Работе с родителями в детском учреждении уделяется особое внимание. Здесь семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.

В Центре внешкольной работы города Новоуральска выстроена система взаимодействия с родителями: проведение общих родительских собраний, концертов, открытых занятий, мастер-классов, индивидуальных консультаций педагогов и психологов, а также различных досуговых мероприятий. Одной из наиболее популярных форм организации семейного досуга являются конкурсные программы. Игра - это педагогическое средство развития и воспитания применимое в любой сфере деятельности, связанной с педагогическими задачами формирования личности ребенка. Там, где ребенок стремится подражать взрослым, на помощь приходит игра.

Традиционным в Центре внешкольной работы стало проведение интеллектуально-творческого семейного марафона "Лабиринт" для детей первого года обучения в возрасте 9-11 лет и их родителей в отделе интеллектуально-творческой ориентации.

Организация конкурсных программ - многоэтапный процесс, предусматривающий учет многих деталей, проблем, вопросов. При этом все конкурсные программы проводятся по одному алгоритму. Организатору конкурсной программы необходимо определить круг участников, придумать задания, разработать критерии оценивания, пригласить и подготовить жюри и ведущего, найти призы, подумать о реквизите, технике, помещении, зрителях. Основными признаками любой интеллектуально-познавательной игры являются:

1. Наличие специальных вопросов, на которые следует отвечать во время игры ее участникам.

2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.

3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней оболочкой игры.

Для интеллектуально-творческого марафона были сформулированы следующие цели:

  • создание условий для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми;
  • повышение интереса к интеллектуальной деятельности у детей и родителей;
  • знакомство и приобщение к деятельности детских коллективов отдела;
  • установление системы взаимосвязей между всеми участниками марафона.

Включение интеллектуально-творческого марафона в воспитательную программу Центра дало возможность использовать систему взаимодействия всех элементов образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. В разработке и проведении игры участвуют отдел досуга, специалисты и педагоги прикладного творчества, а также старшие учащиеся.

Предварительная подготовка

Для разработки положения об интеллектуально-творческом марафоне, конкурсных заданий и вопросов, для написания сценария создается творческая группа из числа педагогов Центра. В положении указываются сроки и место проведения игры; состав команд; характер конкурсных заданий; критерии оценки. Подготовка интеллектуально-творческого марафона включает в себя разработку правил, заданий, вопросов, игрового сюжета и создание сценария игры. Игра рассчитана по времени на 1,5 часа.

Правила игры

В течение нескольких лет были выработаны определенные правила, которые стали традиционными:

1. В игре принимают участие команды, состоящие из пары ребенок-родитель.

2. Ведущий задает командам специально подготовленные вопросы.

4. Вопросы "Разминки" задаются последовательно всем командам-участницам.

5. Каждая команда следует по своему маршруту, нанесённому на карту, выполняя задания на станциях. Баллы, полученные на станциях, проставляются в оценочный лист.

6. Ответы команд оценивает компетентное жюри.

7. Баллы за ответ начисляются в соответствии со специально разработанными критериями.

Разработка заданий и вопросов игры

Составление вопросов, пожалуй, - самая трудная и ответственная часть всей подготовки к игре. Обычно эту часть работы выполняет творческая группа разработчиков, привлекая в случае необходимости дополнительно консультантов.

Самостоятельные творческие конкурсы: "Визитная карточка команды", "Воображалка", "Мастерица" требуют от участников проявления фантазии, выдумки, артистических способностей, сценической культуры.

Творческие конкурсы всегда создают тёплую семейную атмосферу в зале, располагающую к раскрытию творческого потенциала, как детей, так и родителей.

Подготовка членов жюри

Оценивать выступления команд-участниц в игре непросто, так как некоторые задания имеют творческий характер.

До начала марафона необходимо проводить предварительную работу:

- познакомить членов жюри с ходом игры;

- с правилами игры;

- с содержанием конкурсных заданий;

- с критериями оценок выступлений и ответов команд;

Члены жюри заранее должны знать о том, что им придётся взять слово и объяснить ту или иную оценку.

Музыкальное и художественное оформление

Музыкально-художественное оформление создает особую атмосферу в зале, воспитывает культуру и эстетический вкус участников марафона.

Место проведения, реквизит, техника

Для проведения игры используется учебные помещения Центра внешкольной работы, станции располагаются в кабинетах соответствующего профиля с необходимым оборудованием. Начальный и заключительный этапы марафона проводятся в большом помещении, со сценой для театрально-творческих конкурсов, с местами для размещения команд-участниц, ведущих, жюри, звукооператора.

Обязательной частью реквизита являются маршрутные карты, оценочные листы, материалы с ответами на вопросы для работы жюри.

К техническим средствам, необходимым для успешного проведения игры, относятся: интерактивная доска, компьютеры, музыкальный центр, микрофоны (желательно иметь радиомикрофон для удобства работы с залом).

Программа игры

1 этап. Визитная карточка команды. Время выступления 3 минуты.

Команды представляют себя (название, девиз, эмблема, приветствие соперникам).

Критерии оценки:

  • содержательность выступления;
  • яркость, артистизм выступления.

2 этап. Разминка.

Блиц-вопросы командам из разных областей знаний. Если команда затрудняется с ответом, то её соперники имеют возможность получить дополнительные баллы, ответив на данный вопрос.

Критерии оценки:

  • точность;
  • полнота ответа.

3 этап. Поиск карты.

Место, где спрятана карта, указано в слове. Каждая буква русского алфавита представлена в виде двоичного кода. Нужно расшифровать это слово и найти карту. Код шифровки прилагается.

4 этап. Прохождение марафона по индивидуальным маршрутам.

На станциях участников игры ждут педагоги и старшие учащиеся, которые предлагают слепить из пластилина авангардную скульптуру, на компьютере сыграть в логическую игру и нарисовать семейный портрет, ответить на вопросы лингвистического турнира, расшифровать сообщение, сыграть в дартс, спеть караоке (баллы полученные за игру дартс и караоке переводятся по шкале: 20 очков = 1 баллу). Выполнение заданий оценивает один из членов жюри, проставляя баллы в оценочные листы каждой команд.

Критерии оценки:

  • точность;
  • самостоятельность.

5 этап. Интеллектуальная викторина.

Участникам предлагаются вопросы из выбранной ими области знаний.

Критерии оценки:

  • точность;
  • полнота ответа.

6 этап. Подведение итогов, защита творческих работ.

Члены жюри оценивают выступление команды после каждого этапа по пятибалльной системе. По окончании игры подсчитывается общее количество баллов каждой команды. Победительницей считается команда, набравшая большее количество баллов.

7 этап. Награждение.

Награждаются:

- три лучшие команды (1, 2, 3 места)

- вручаются подарки всем участникам марафона.

Позитивные результаты игры можно рассматривать с нескольких позиций:

Для МОУ ДОД "ЦВР"

  • освоено новое направление работы;
  • благодаря интеллектуально-познавательной программе расширилось образовательно-воспитательное пространство МОУ ДОД "ЦВР";
  • создан определенный положительный имидж МОУ ДОД "ЦВР" как учреждения, способного на хорошем организационном уровне проводить досуговые мероприятия для детей и родителей;
  • вырос профессионализм педагогических работников МОУ ДОД "ЦВР" в области методики и практики подготовки и проведения мероприятий для детей и родителей.

Для участников игры:

По итогам игр проводились опросы, беседы, целью которых было нахождение возможности совершенствования технологии проведения игры, исправления недочетов, допущенных в ходе подготовки и проведения.

Активные формы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создать условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, укрепить детско-родительские отношения, учат принятию совместных решений.

Участвуя в марафоне, родители получают возможность приобщиться к деятельности детского коллектива, повысить свою заинтересованность жизнью и делами детей, оказаться на "территории интересов" ребёнка, осознать и признать ценность ребёнка, уважать его право быть таким, какой он есть.

В свою очередь, участие детей в марафоне обеспечивает повышение мотивации к интеллектуальной деятельности, создание комфортной психологической среды, способствует развитию "эмоциального интеллекта", повышает престиж семьи в глазах ребёнка.

Приложения.